Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Скурлыгин
3 Авторский коллектив МДОУ Центр развития ребенка – д/с «Улыбка», «Кэскил», «Мичил», «Туллукчаан», ЧНОШ им. С.А. Новгородова с. Чурапча
4 В 90-е годы приоритетной целью начального образования было названо развитие личности ребенка. Для успешной реализации этой цели особое место отводится проблеме преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В 2003 году Министерством образования РФ была утверждена Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В данном документе отмечается, что подготовка ребенка к школе не должна рассматриваться, как формирование у дошкольников «узкопредметных знаний и умений». Так как «наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у ребенка тех качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью».
5 До сегодняшнего времени в школьной практике существует проблема «школьной незрелости». В учебном году в Чурапчинскую начальную общеобразовательную школу им. С.А. Новгородова в 1-й класс поступило 123 детей. Диагностика функциональной готовности к систематическому обучению показала, что 9,8% шестилеток составляют I группу, 77,3% - II группу, 10,5% - III группу и 2,4% - IV группу (процент детей составляющих III и IV группы увеличилось по сравнению с предыдущими годами).
6 Выявление и изучение причин «школьной незрелости», показало следующее: а) остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы; б) сохраняется контингент: Дети с задержкой психического развития; Часто болеющие дети; Дети с синдромом депривации; Гиперактивные дети; Дети, не посещавшие ДОУ («неорганизованные дети»); Дети с задержкой развития речи. в) требуются изменения по вопросам преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием не только содержательного, но и организационного характера. Таким образом, данные, полученные при диагностике, доказали необходимость создания условий с учетом интересов и стартовых возможностей детей 5,6-7 летнего возраста. К такому выводу приводит и апрельский учет детей, поступающих в школу в следующем учебном году. По итогам опроса родителей « Почему Ваш ребенок не посещает детский сад?» ответы были такими: (достигших предшкольного возраста) по состоянию здоровья; есть возможность самим воспитывать дома; материальные затруднения; нет постоянного местожительства;
7 Таблица учета количества детей с возможными затруднениями в учении Годы класс кол- во детей Часто болеющие дети ЗПР, ЗРР«Неорганизованн ые» дети % I ,6% I ,5% Вновь поступающие ,7% Как показывает опыт, не решенная проблема «школьной незрелости», существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. И не устраненные причины затруднений могут привести к снижению качества образования, вовлекающих за собой следующие последствия: негативное отношение к школе, неадекватная самооценка, девиантное поведение, постоянный конфликт со сверстниками и взрослыми, изолированность в группе, неуспеваемость в учебе.
8 Что можно включить в понятие «стартовые» возможности завтрашних первоклассников, детей 5,6-7 лет? Исходя из цели начального образования, это ориентировка на базисные характеристики личности, составляющие неповторимую индивидуальность человека: Компетентность: интеллектуальная компетентность означает развитие интеллектуальных операций и специальных умений по формированию предпосылок учебной деятельности; языковая компетентность означает способность ребенка строить языковое общение с другими людьми, умение выражать свои желания и мысли; -социальная компетентность означает способность налаживать отношения со сверстниками и с взрослыми. Произвольность как умение управлять своим поведением и психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью, мышлением и воображением). Креативность как способность ребенка к творческому решению различных проблем, отличающихся оригинальностью, детализированностью и подвижностью. Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность как качество личности, своеобразная форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Самосознание и самооценка как сформированность образа «Я», чувства собственного достоинства.
9 Начальная школа Предшкольная подготовка Возможные трудности в учении: необщительность; несамостоятельность конфликтность; пропуск занятий; неуспеваемость; нежелание учиться. «Неорган- изованные» Часто болеющие дети ЗПР ЗРР Социально-бытовая запущенность Гиперактивность
10 Цель проекта: Создать социально – психологическое условие для обеспечения стартовых возможностей у детей 5,6 – 7лет. Задачи: - Выявление и изучение запросов родителей села. Разработать и апробировать положение о создании групп кратковременного пребывания детей. Разработать и апробировать содержание и направление коррекционно – развивающей работы. Апробировать и откорректировать критерии стартовых возможностей детей 5,6 – 7лет. -Отслеживание эффективности условий, методов и приемов коррекционно – развивающей работы. Социальная поддержка малообеспеченной, неблагополучной семьи.
11 Модель организации предшкольного образования: Предшкольное образование Социум ДОУ ЧНОШ МУУО Центр занятости Отдел семьи и детства ИПКРО Центр ППМС
12 Контингент воспитанников коррекционной группы. Группа «Играя, обучаюсь» - для обеспечения освоения ребенком образовательной программы социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной учебно- игровой деятельности. «Группа развития»- для детей с целью оказания систематической психолого-медико- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, консультативно- методической поддержки родителей. «Группа социальной поддержки» - для детей из неблагополучн ых семей с целью оказания льготных услуг. «Воскресная группа» - создается с целью оказания помощи по запросам родителей формировании предпосылок к учебной деятельности. Основное содержание проекта: Направления работы предшкольного образования: I Организационное:
13 Образовательные программы Психолого– педагогическое сопровождение - Определение и изменение образовательного маршрута; - Эмоционально – волевые проблемы; Психолого– педагогическое сопровождение - Определение и изменение образовательного маршрута; - Эмоционально – волевые проблемы; Медико-педагогическое сопровождение - Организация лечебно - оздоровительного режима; - логопедические занятия; - валеологические занятия; Медико-педагогическое сопровождение - Организация лечебно - оздоровительного режима; - логопедические занятия; - валеологические занятия; Социально - педагогическое сопровождение - Определение проблем ребенка, семьи; - Определение группы «риска» в учебе, поведении, здоровья; - адресная помощь в семье. Социально - педагогическое сопровождение - Определение проблем ребенка, семьи; - Определение группы «риска» в учебе, поведении, здоровья; - адресная помощь в семье. I I Образовательное: А)
14 Структура коррекционно – развивающей работы Совместно учебно – игровая деятельность развивающие игры психологические тренинги Рефлексия Диагностирование наблюдение тесты, беседы анкетирование, отзывы методическое руководство комплекс игр и упражнений по развитию познавательной и эмоционально – волевой сферы Теоретический курс для родителей особенности развития личности ребенка Коррекция возникающих трудностей Совместная детско – взрослая деятельность Совместная детско – взрослая деятельность Б)
15 2 этап - накопление положительных образов 1.Развитие способностей к осознанию себя и своих возможностей; 2.расширение сферы осознания чувств и переживаний; 3.Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимание и доверие; Содержание этапов коррекционно – развивающей работы «Хочу в школу» 1 этап - ориентировочный 1.Установление эмоционально – позитивного контакта с детьми; 2.Ориентировка в обстановке помещения; 3.Знакомство с правилами и нормами поведения на занятиях; 3 этап - коррекционно развивающий. 1 Развитие познавательных процессов; 2 Формирование способностей регуляции деятельности; 3 Развитие коммуникативных способностей. 4 этап - обобщающий В)
16 принципы коррекционно – развивающей работы : - Сочетание игровой и учебной видов деятельности; - Поэтапное усложнение задач и условий игр и упражнений; - развитие творческого потенциала детей и индивидуальных возможностей каждого;
17 Ресурсное обеспечение проекта: Нормативно – правовая обеспеченность: - «Положение о группах кратковременного пребывания детей 5,6 – 7 лет из разных социальных групп и слоев населения» Научно - методическая обеспеченность: - критерии стартовых возможностей у детей 5,6 – 7лет (Личностная, интеллектуальная, физическая, социальная); - содержание этапов коррекционно – развивающей работы «Хочу в школу». Кадровая обеспеченность: для реализации поставленной цели имеем компетентных кадров. Дополнительно необходимы следующие штатные единицы: социальный педагог – 0,5 воспитатель – 1,5 помощник воспитателя – 1,5 педагог - психолог - 0,5 врач – невропатолог – 0,5 логопед – 0,5 Материально техническая обеспеченность: материально – техническая база ДОУ. Финансовая обеспеченность: привлечение МУУО, Центра занятости, Отдела по делам семьи и детства, родителей, Центр ППМС. Ресурсное обеспечение проекта:
18 Этапы реализации проекта: 1 этап Организационный (май – октябрь 2006 год) Анализ существующей проблемы предшкольного образования с.Чурапча; Разработка исследовательского проекта «Хочу в школу»; Разработка и утверждение соответствующей нормативно – правовой базы по организации групп кратковременного пребывания детей 5,6 – 7 лет из разных социальных групп и слоев населения на базе ДОУ до г; Привлечение социальных и финансовых партнеров. Взаимодействие на договорной основе с центром ППМС Чурапчинского улуса при МУУО, центром социальной помощи семьи и детям Чурапчинского улуса, ИПКРО; Обеспечение научно-методических, дидактических и материально- технических условий; Разработка образовательной программы. 2 этап Формирующий (2006 г октябрь – 2007 г. июнь) Апробация проекта «Хочу в школу» на базе ДОУ «Улыбка»; Апробация и корректировка критериев стартовых возможностей детей 5,6 – 7 лет. Апробация образовательной программы. Отслеживание эффективности условий, и корректировка методов и приемов коррекционно – развивающей работы. 3 этап Заключительный (2007 г октябрь –декабрь) Отслеживание адаптационного периода первоклассников; Анализ и корректировка образовательных программ, методов и приемов коррекционно – развивающей работы. Разработка методических рекомендаций, пособий; Обобщение и распространение опыта;
19 Смета предполагаемых затрат и источников финансирования проекта: Название ОУМестонахождениеНаправлениеВремя пребыванияКол-о смен МДОУ – ЦРР – д/с «Улыбка» Ул. Ленина 43Психолого – педагогическое; Медико – педагогическое; Социально – педагогическое; Кратковременное1 Количество штатных работников Охват детей Предполагаемые расходы по статьям Источник финансирования социальный педагог – 0,5 воспитатель – 1,5 помощник воспитателя – 1,5 педагог - психолог - 0,5 врач – невропатолог – 0,5 логопед – 0,5 20 детей Зар.плата – восп, мл восп – рб питание – 50 рб –1 день рб род.взнос – день рб канцтовары 2430 рб Медикаменты, моющие средства -500 рб затрата энергии – 2666 рб. МДОУ, УУО, Центр занятости населения, Отдел по делам семьи и детства, родители.
20 Центр ППМС Центр занятости Отдел семьи и детства Родитель Материальная базаМуниципалитет Организация – работодатель родителей Образовательные услуги Социальные услуги ДОУ ЧНОШ Схема финансирования:
21 Ожидаемые результаты проекта: - охват детей предшкольного возраста из разных социальных групп и слоев населения. - Обеспеченность детей «стартовыми» возможностями к школьному обучению; - Формирование предпосылок учебной деятельности. - положительная динамика удовлетворенности детей, педагогов и родителей условиями и результатами коррекционно – развивающей работы. Возможные трудности реализации проекта: - Обеспечение финансовой поддержки; - Увеличение нагрузки специалистов за счет расширения поля деятельности; - Недостаточный учет индивидуальных особенностей детей в разработке коррекционно - развивающих программ. - Недостаточная разработка критериев «стартовых» возможностей детей 5,6-7 лет; - Разногласия между ДОУ и начальной школой; Возможные пути устранения трудностей реализации проекта: - Привлечение социальных партнеров по финансированию; - Разработка договора «О сотрудничестве» со специалистами; - Совместная корректировка специалистов и педагогов индивидуального образовательного маршрута ребенка; - Совместная корректировка критериев «стартовых» возможностей детей 5,6 - 7 лет; - Согласованность целей и задач между ДОУ и начальной школой;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.