Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГерман Балашов
1 Новая французская школа Селестена Френе
2 Селестен Френе (1896 – 1966 гг.) Виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Преподавательская деятельность началась с 1920 г. Столкнувшись с консервативной практикой французской школы, ее схоластическими методами, отрывом обучения и воспитания от реальной жизни, он увлекся идеями «нового воспитания».
3 Европейскую славу приобрела созданная в 1935г. в г.Пиульи (Франция) начальная школа под руководством Селестена Френе. С.Френе являлся основателем и лидером «Международной федерации сторонников новой школы». Он основатель нескольких педагогических журналов, написал педагогические труды, наиболее известный из них «Новая французская школа».
4 Предназначение школы С.Френе видел не в том, чтобы приспособить ребенка к той социально-культурной среде, из которой он вышел, а напротив, мечтал воспитать в нем носителя новых идей и культуры, способных преобразовать среду.
5 Сегодня существуют ассоциации и центры Френе, экспериментальные площадки, педагогические коллективы в Москве, Санкт- Петербурге, Набережных Челнах, Таганроге, Кисловодске, Кемерово, Самаре, Нягани. Однако, нельзя сказать, что эта педагогика получила широкое распространение и большую известность. По крайней мере, значительно меньшую, чем идеи Монтессори или Штайнера. Причин тому много, но есть главная: педагогика Френе принципиально не может быть технологизируема.
6 Школа Френе школа общедоступная для детей, но элитная для учителей. Далеко не каждый может продуктивно работать в русле этих идей. Хотя отдельные приёмы и формы вполне доступны всем. В этом отношении педагогика Френе никогда не сможет стать модной педагогикой.
7 Что сделал Френе? Он принес в школу маленький типографский станок: две деревянные дощечки, литеры, рамки для них, валик с краской… и Школа изменилась. Оказалось, дети любят писать. Так же, как любят говорить, играть, рисовать. Только если речь идет не о списывании упражнений, а о настоящем письме. Но что это такое – настоящее письмо?
8 Ты имеешь право писать, о чем хочешь: на каникулах мы ездили к бабушке в деревню; вчера в лесу я видел дятла; в воскресенье мы с мамой ходили в супермаркет… Темы могут быть разными, но должно быть все по правде, а не сочинение по картинке. Не бывает письма без читателя (школьные упражнения не в счет). Поэтому детские тексты печатаются в школьной типографии, газеты раздаются родителям, отсылаются друзьям в других школах.
9 А ошибки? Ученик пишет «свободный текст» – так называет его вслед за Л.Н.Толстым Френе. Тексты читаются вслух, выбирается лучший. Он печатается, набирается вручную, и навык правильного письма формируется буквально на кончиках пальцев…
10 Много раз видеть одно и то же слово правильно написанным, собирать его из отдельных буковок-литер, править ошибки и, если надо, делать специальные упражнения на карточках по тренировке грамотности – вот естественный путь обучения родному языку. Через зрительную и тактильную память, через опыт. «Познанием на ощупь» называет этот метод Френе.
11 «Редактирование текстов – это королевская дорога к грамотности», – пишет он. И не жалеет сарказма и иронии по поводу традиционных методов обучения письму, когда все начинается с изучения правил и заканчивается контрольным изложением. Схоластика!
12 Математика: дети взвешивают различные предметы, измеряют расстояния на школьном дворе, составляют смету путешествия в соседний город… Естествознание: идут смотреть, как застывает вода в пруду, готовят доклады о своих домашних животных, динозаврах, планетах Солнечной системы…
13 История: расспрашивают бабушек и дедушек о жизни пятьдесят лет назад… Чтение: читают книги (не по программе – а свои любимые!), ставят спектакли, сочиняют стихи и сказки…
14 Это школа, где каждый может делать то, что хочет. То, что ему интересно, – если уж совсем строго. Где нет жесткой программы, а есть Интересные Дела. И при этом никто не должен мешать работать другому. Более того, поддерживается и приветствуется работа в группах. Это школа, где знания не даются в готовом виде.
15 Дети много мастерят, экспериментируют, работают с разными книгами (сегодня уже и с компьютерными программами, видеофильмами). И при этом все-таки выполняется «государственная программа». Но без зубрежки. Это совсем другая школа.
16 Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно- воспитательной методики. Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми.
17 Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит «свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее.
18 В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности.
19 «Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности».
20 «Ребенок привыкает не раздумывая подчиняться школьным правилам. Послушно исполняя приказы, он теряет свои личностные качества, что в корне противоречит целям, к которым мы стремимся»; «Если мы хотим формировать свободных людей, нельзя муштровать их, как рабов». // Френе С. Новая французская школа. – М., – С.99.
21 Неприятие традиционной педагогики и ее резкая критика: -непонимание значения детства как самого яркого и исключительно важного для развития личности периода жизни, оценка его лишь как подготовительного этапа к будущей «настоящей» жизни взрослого; -игнорирование своеобразия и самобытности детской психики, подавление органических творческих импульсов ребенка; -шаблонные методы обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.
22 Культ информации Важно иметь знания, но еще важнее знать, где и как их добыть. Информация имеется в книгах, аудиовизуальных и компьютерных средствах, предпочтение отдается личному общению с владельцем информации. Самовыражение личности ребенка также связано с информацией: дети пишут свободные тексты-сочинения, сами делают типографский набор, изготавливают клише, издают книжки.
23 Письменная речь и навыки чтения формируются на основе детских свободных текстов, которые каждый ребенок пишет и публично читает. Класс выбирает «текст дня», фиксирует его, и все переписывают этот текст, при этом каждый может внести свои дополнения и «редакторскую» правку.
24 Самоуправление В школе создается так называемый «школьный кооператив», членами которого являются все учащиеся. Во главе кооператива стоит выборный Совет, куда входят несколько учеников и учитель. Под контролем Совета находится хозяйственная деятельность школы. Состав Совета ежегодно обновляется. Френе указывал на недопустимость того, когда одни учащиеся привыкают быть всегда руководителями, а другие - простыми исполнителями.
25 Метод проектов Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на станах. Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
26 Класс Класс – это открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование!
27 Планирование Учебники в школе заменены особыми карточками, содержащими порцию информации, конкретное задание или контрольные вопросы. Ученик выбирает для себя определенный набор карточек (индивидуальную программу обучения). Френе создал прообраз программированного обучения. Каждый составляет с помощью учителя индивидуальный план, в котором отражаются все виды его работы.
28 Культ здоровья Забота о здоровье ребенка включает занятия, связанные с движением, физическим трудом, вегетарианский режим, методики натуральной медицины; высшая планка здесь – гармония отношений с природой.
29 Концептуальные положения школы С.Френе: обучение – процесс природосообразный, проходит естественно, в соответствии с развитием; учитываются особенности возраста и разнообразие способностей детей; отношения между детьми и ценностные ориентации в их сознании являются приоритетом учебно-воспитательного процесса;
30 Концептуальные положения школы С.Френе: большое внимание уделяется школьному самоуправлению; целенаправленно побуждается эмоциональная и интеллектуальная активность детей; используются новые материальные средства обучения и воспитания (типография, рукописные учебные пособия).
31 Особенности организации школы С.Френе: нет обучения, а есть решение проблем, пробы, экспериментирование, анализ, сравнение; нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы – дома, на улице, в школе; нет уроков от звонка до звонка; нет отметок, но отмечаются личные продвижения – через взаимооценивание детей и педагогов;
32 Особенности организации школы С.Френе: нет ошибок – бывают недоразумения, разобрав которые вместе со всеми можно уже не допускать; нет программ, но есть индивидуальные и групповые планы; нет традиционного учителя, но учат сами формы организации общего дела, проектируемые педагогом совместно с детьми;
33 Особенности организации школы С.Френе: нет правил, но классом правят принятые самими детьми нормы общения; педагог никого не воспитывает, не развивает, а участвует в решении общих проблем; нет класса в общем смысле, а есть детско- взрослая сообщность.
34 Школ, работающих целиком по Френе, немного, но отдельные методики, приемы широко используются в обычных школах. Свои практические рекомендации С.Френе адресовал малокомплектной сельской начальной школе, но его идеи актуальны для всех видов учебных заведений. В России организована Ассоциация педагогов Френе, распространяющая его идеи.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.