Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Шмонин
1 Презентация опыта работы по теме Выполнила: Бутенко Лидия Викторовна, педагог-психолог МОУ Ухтуйская СОШ Зиминского района Иркутской области
2 Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь. Данте
3 оказание комплексной помощи учащимся в формировании готовности к профессиональному самоопределению.
4 Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника Расширение представлений о мире профессий и подробное изучение предпочитаемых профессий Профподбор с учетом «психологического профиля личности», ситуации на рынке труда и других значимых факторов выбора Формирование способности делать осознанный выбор и нести за него ответственность
5 активный, долговременный процесс выбора профессии внутренние психологические основания этого выбора результат процесса выбора профессии. Профессиональное самоопределение – это одновременно:
6 В нашей школе сложились следующие структура и содержание профориентации школьников: Начальная школа Пропедевтический блок Цель этапа: формирование представлений о мире профессий «Кем быть» - ознакомительные занятия о мире профессий, беседы о профессиях родителей (классные руководители) Помощь в выборе кружков и секций (организатор, педагоги доп.образования, кл. руководители)
7 Структура и содержание профориентации школьников: 5-6 классы Информационный блок. Цель этапа: расширение представлений о мире профессий Знакомство с разновидностями профессий (классные руководители) Установление связи учебных предметов и различных профессий (учителя- предметники) Предварительная диагностика личностных особенностей и образовательного запроса школьников, выяснение мнения их родителей (психолог, соц. педагог) Встречи с представителями различных профессий (соц.педагог, администрация, кл. руководители) Осознанный выбор кружков и секций (организатор, педагоги доп.образования, кл. руководители) Профессиональные пробы в ролевых и деловых играх (психолог, соц. педагог)
8 Структура и содержание профориентации школьников: 7-9 классы Предпрофильная подготовка. Основной блок. Цель этапа: Формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способ- ностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах. Уточнение образовательного запроса (соц. педагог) Выяснение первичных профессиональных намерений и отслеживание их динамики (соц. педагог, кл. руководители) Акцентирование успехов в школьных предметах и дополнительном образо- вании (учителя-предметники, педагоги доп.образования, кл. руководители) Углубленная психолого-педагогическая диагностика способностей, интересов, склонностей, личностных особенностей, готовности к профессии, построение «психологического профиля» каждого школьника (психолог) Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся (психолог)
9 Структура и содержание профориентации школьников: 7-9 классы Предпрофильная подготовка. Основной блок. Первичный профподбор с использованием «матрицы альтернативного выбора», позволяющей формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профессии (психолог) Организация тренинговой профориентационной работы (психолог, соц. педагог) Обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности (психолог, соц. педагог, учителя-предметники) Профессиональные пробы, выяснение профпригодности (администрация, соц. педагог) Встречи со специалистами центра занятости населения (администрация, соц. педагог) Элективные курсы (учителя-предметники, психолог) Мониторинг психического состояния школьников (психолог) Индивидуальное консультирование (психолог, соц. педагог, медицинский работник) Знакомство с образовательной картой региона Экскурсии в учебные заведения, на предприятия
10 10-11 классы Профилизация обучения. Итоговый блок. Цель этапа: Помощь в осуществлении выбора будущей профессии Дифференциация обучения в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями (администрация) Осознанный профессиональный выбор (выпускники) Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием (администрация, учителя-предметники) Информирование о ситуации на рынке труда (администрация, соц. педагог) Знакомство с условиями поступления в профессиональные учебные заведения (соц. педагог, кл. руководители) Структура и содержание профориентации школьников:
11 Интеграция профориентационной работы в систему учебно-воспитательной работы школы. Системность, целенаправленность. Многообразие форм и методов работы. Охват профориентационной работой всех школьников с 1 по 11 класс. Преемственность в работе на всех возрастных этапах. Профессиональное сотрудничество всех школьных специалистов (администрации, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, психолога, социального педагога, медицинского работника), родителей, специалистов внешних служб (профессиональных учебных заведений, центров занятости населения и др.). Гибкость. Упор на активизацию самостоятельного и обоснованного выбора самих школьников. Отслеживание результатов работы. Основные принципы организации профориентационной работы в нашей школе:
13 Анализ опыта работы показал, что сложившаяся на данный момент система психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников достаточно эффективна по ряду причин:
14 1. Определился психодиагностический минимум для определения интересов, склонностей, умственных способностей и профессиональных предпочтений школьников разных возрастов, выбранные методики не дублируют друг друга и дают достаточно полную картину индивидуальных особенностей ученика.
15 Анкета жизненного и профессионального самоопределения. «Шкала тревожности» для учащихся (Рогов Е. И.). Анкета для изучения мотивации учения. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова. 25-клеточная таблица. Карта интересов Голомштока. Модифицированный тест Холланда. Опросник профессиональных склонностей Йоваши. Методика «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой. Краткий отборочный тест - КОТ (В. Н. Бузин) Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Активизирующие методики Н.С. Пряжникова «Будь готов!» и «Перекресток». Характерологический опросник Айзенка. Методика В. Е. Успенского «Готовность к выбору профессии». Методика изучения особенностей личностной саморегуляции К. Роджерса и Р. Цаймонда. Анкета удовлетворенности качеством образования для учащихся и их родителей. Вот набор используемых психодиагностических методик:
16 2. Использование активизирующих методик позволяет стимулировать размышления учащих- ся о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения, воспиты- вать ответственность за собственный выбор, а также формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их развития;
17 3. Накоплены и используются профессиограммы более чем 100 различных профессий, в том числе самых современных;
18 4. Профподбор осуществляется с помощью «Матрицы альтернативного выбора профессии» Эта работа подразумевает оказание подросткам помощи в выборе наиболее предпочтительного варианта профессии из уже имеющихся вариантов с учетом всех важных для него факторов выбора, позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, количественно соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора;
19 «Весовой коэффициент» Програм- мист Архи- тектор Парик- махер Менед- жер 1 Собственное желание 2 Одобрение родителей 3 Одобрение друзей 4 Престиж, перспективность 5 Способности 6 Интересы, склонности 7 Личностные особенности 8 Готовность 9 Состояние здоровья 10 Информированность о профессии 11 Информированность о путях получения профессии 12 Востребованность на рынке труда 13 Возможность трудоустройства 14 Возможность карьерного роста 15 Рекомендации психолога И Т О Г: Матрица альтернативного выбора профессии
20 5. Разработан набор «Советы и рекомендации выпускнику основной школы», в который вошли индивидуально-психологическая характеристика 9-классника, заполненная «Матрица альтернативного выбора профессии», профессиограммы предпочита- емых профессий, а также перечень учебных заведений Зиминского района, в которых можно продолжить обучение и приобрести профессию после окончания основной школы. Такой набор получает каждый из выпускников основной школы.
21 Эффективность профориентационной работы качественно помогает оценить способность учащихся к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута, а количественно – методика В.Е.Успенского «Готовность подростков к выбору профессии». Она проводится в 8, 9 и 11 классах в конце учебного года и отражает закономерную, на наш взгляд, положительную динамику готовности
22 «Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского
23 «Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского
24 «Готовность подростков к выбору профессии» методика В.Е.Успенского
25 Ежегодное анкетирование выпускников средней школы также помогает оценить эффективность профориентационной работы. В числе прочих им задаются вопросы: ВузКолледжТехникумУчилищеРаботатьПока не знаю 2006 год 44%19%25%9%3% год 56%22%17%5% год 46%23%12%15%4%- Планы на будущее: Школа научила меня тому, что может пригодиться в дальнейшей учебе или работе ДаНетНедостаточно 2006 год 72%9%19% 2007 год 72%17%11% 2008 год 69%-31%
26 Планы на будущее: Школа научила меня самостоятельно справляться с возникающими трудностями ДаНетНедостаточно 2006 год 66%15%19% 2007 год 66%17% 2008 год 69%12%19% Школа помогла определить сферу моих интересов ДаНетНедостаточно 2006 год 81%6%13% 2007 год 83%6%11% 2008 год 77%8%15%
27 Планы на будущее: Школа помогла развить мои способности ДаНетНедостаточно 2006 год 59%9%32% 2007 год 56%22% 2008 год 54%15%31% Школа мало сделала, чтобы подготовить меня к взрослой жизни ДаНетНедостаточно 2006 год 12%63%25% 2007 год 17%61%22% 2008 год 15%54%31%
28 Можно отметить, что выпускники достаточно высоко оценивают результаты обучения в школе, в том числе по вопросам профориентации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.