Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗахар Понтрягин
1 Учебная дисциплина «Конституционное и муниципальное право» Лектор к.ю.н., доцент Будаев Андрей Михайлович
2 Тема Муниципальная собственность.
3 Ключевые слова - муниципальная собственность; - основания возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности; -муниципальные предприятия и учреждения; - приватизация муниципальной собственности; - внешнеэкономическая деятельность муниципальных образований; - межмуниципальные хозяйственные общества; - государственные гарантии защиты муниципальной собственности
4 Муниципальная собственность -имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ)
5 Муниципальная собственность (продолжение) Нормативно-правовая основа (этапы развития): -Закон РСФСР от г. «О местном самоуправлении в РСФСР»; -Закон РСФСР от г. «О собственности в СССР»; -Постановление Верховного Совета РФ от г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»; -Распоряжение Президента РФ от г. «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности»; -Указ Президента РФ от г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
6 Муниципальная собственность (продолжение) Нормативно-правовая основа (современное развитие): -Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8); в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132); -Федеральный закон 131-ФЗ в ст. ст. 49, 50 раскрывая состав экономической основы местного самоуправления (в ее материальной части) акцентирует внимание на закреплении целевого назначения муниципального имущества, его разграничении между видами муниципальных образований, а также определяет судьбу имущества, находящегося на территории муниципального образования, но не отвечающего указанному в законе целевому назначению
7 Муниципальная собственность (продолжение) Критерии разграничения муниципальной и государственной собственности (отличительные черты): 1.По субъектам. Субъектом права государственной собственности является народ РФ и органы государственной власти, а субъектом права муниципальной собственности – население муниципального образования и органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. 2.По объектам. Объектом права государственной собственности может быть любое имущество; объектом права муниципальной собственности – любое имущество, кроме того, что может находиться только в государственной собственности. 3.По основаниям приобретения и прекращения права собственности. Некоторые основания приобретения права государственной собственности не могут быть основаниями приобретения права муниципальной собственности (например, национализация или международный договор).
8 Муниципальная собственность (продолжение) 4. По содержанию. Права собственника муниципальной собственности могут быть ограничены, например, это относится к праву распоряжения (право распоряжения государственными субвенциями, входящими в местный бюджет, ограничено целевым использованием этих - финансовое обеспечение расходных обязательств при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий). При разграничении собственности особенно важно учитывать тот факт, что она выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определённых задач. В связи этим при разграничении собственности органам местного самоуправления должны быть переданы имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерным сетями общего пользования, предприятиями инженерной инфраструктуры и т.д.). Очень важно при этом обеспечить завершённость технологических циклов.
9 Муниципальная собственность (продолжение) В собственности муниципальных образований может находиться имущество, отвечающее следующим целям : -имущество, отнесённое к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов и предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения; -имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном ч.4 ст. 15 Закона 131-ФЗ;
10 Муниципальная собственность (продолжение) -имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; -имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
11 Муниципальная собственность (продолжение) Выделяют следующие способы возникновения муниципальной собственности: -административный; -гражданско-правовой; Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Гражданско-правовой способ более отвечает интересам местного самоуправления, так как при заключении гражданско-правовых договоров учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентами.
12 Муниципальная собственность (продолжение) Управление муниципальной собственностью: -органы местного самоуправления в установленном порядке вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки; -право муниципальной собственности и другие вещные права в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации в ЕГРП; -представительный орган муниципального образования, как правило, утверждает Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества;
13 Муниципальная собственность (продолжение) В Реестре муниципального имущества содержатся сведения: -муниципальные унитарные предприятия, организации, учреждения и муниципальное имущество, закреплённое за этими юридическими лицами; -муниципальный жилищный и нежилой фонды; -инженерные сети; -финансовые вложения и муниципальное имущество, переданное иным юридическим лицам.
14 Муниципальная собственность (продолжение) Принципы управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления: -использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории; -использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и (или) экономического эффекта; -поддержание муниципального имущественного комплекса в работоспособном состоянии; -эффективная реализация муниципального имущества, по тем или иным причина не приносящего социального и (или) коммерческого эффекта; -приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач.
15 Муниципальная собственность (продолжение) Право муниципальной собственности прекращается в случае: -гибели или уничтожения имущества; -при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; -в порядке разграничения муниципальной собственности; -путём обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ или договором; -по иным основаниям, предусмотренным законами РФ
16 Приватизация муниципальной собственности Нормативно-правовая основа: -Федеральный закон от г. 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Способы приватизации: -продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, на специализированном аукционе; -продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; -продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, их работникам; -выкуп арендованного муниципального имущества; -преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых, находится в муниципальной собственности;
17 Приватизация муниципальной собственности (продолжение) -внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; -отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. Органы, осуществляющие процесс приватизации муниципальной собственности, являются комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. При приватизации муниципального имущества законным средством платежа является денежная единица РФ Доходы, полученные в результате использования и приватизации муниципального имущества, поступают в местные бюджеты.
18 Деятельность муниципальных предприятий Нормативно-правовая основа: -ГК РФ; Федеральный закон от г. 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятий» Муниципальное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество МУП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. МУП может быть основано на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (казённое предприятие) Фирменное наименование МУП должно содержать указание на собственника его имущества.
19 Деятельность муниципальных предприятий(продолжение) -Органы местного самоуправления: определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений; утверждают их уставы; назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий; заслушивают отчёты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования -Полномочия представительного органа муниципального образования в сфере управления МУП: -определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; - установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
20 Взаимодействие с хозяйствующими субъектами, расположенными в муниципальном образовании Органы местного самоуправления вправе: -координировать участие иных предприятий и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; -устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений в случаях, установленных законом; -осуществлять функции единого заказчика и объединять средства предприятий различных форм собственности на строительство в муниципальном образовании социально значимых объектов; -заключать договоры с зарубежными партнёрами на приобретение продукции для нужд территории и др.
21 Б Л А Г О Д А Р Ю ЗА ВНИМАНИЕ! © Будаев А.М., © Высшая школа экономики, 2011.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.