Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Неофидова
2 2
4 4
5 5
6 6
7 7
8 Основной тренд мирового развития - эволюционный Системные сбои и кризисы в отдельных странах и регионах не изменят кардинально эволюционную логику, но возможно – укрепят ее Усиление новых качественных трендов глобализации во всех сферах: политика, идеология, экономика, безопасность, социальное развитие Полицентризм и иерархичность мироустройства постбиполярного мира 8
9 гг. (главные мировые перемены) гг. (основные направления перемен) Окончание «холодной войны» Коллапс мировой системы социализма Распад СССР Создание Европейского Союза, территориальное расширение ЕС и НАТО Рыночные преобразования в Китае Реформирование мировых управленческих центров: ООН, ВТО, МВФ и т.д. Расширение сотрудничества ведущих государств в сфере международной безопасности Укрепление действующих и создание новых региональных интеграционных институтов в Европе, Тихоокеанской Азии, Латинской Америке, в значительно меньшей степени – в Африке, Арабском мире и Южной Азии Постепенные демократические реформы в Китае Сочетание расширения ареала демократии с усилением национализма 9
10 10
11 11 Важнейшие характеристики отношений между ведущими державами гг гг. Несостоятельность попытки построения «однополярного» мира Глобальное сотрудничество в вопросах безопасности. «Ответственное лидерство» Сохранение приоритета традиционных целей в сфере безопасности: наращивание военной мощи и использование военной силы за рубежом Новые приоритеты в сфере безопасности: безопасность личности, обеспечение прав собственности, включая интеллектуальную собственность, обеспечение информационной безопасности, безопасность среды обитания Начало трансформации мировой системы безопасности времен «холодной войны» в соответствии с новыми реалиями Отход России и США от практики взаимного ядерного сдерживания времен «холодный войны» и сотрудничество в развитии систем ПРО Осознание возможности международного сотрудничества военных и других силовых структур в отведении нетрадиционных угроз безопасности (терроризм, пиратство, пандемии, стихийные бедствия и т.д.) Выход нетрадиционных угроз безопасности на первые роли в международном военно-политическом сотрудничестве Появление новых де-факто ядерных государств (Индия, Пакистан и др.) На евроатлантическом пространстве: выстраивание новой структуры безопасности на основе сотрудничества США-ЕС-Россия Поиск Западом баланса между «сдерживанием» и «вовлечением» Китая На транстихоокеанском пространстве: поиск новых форматов отношений России, Китая с традиционными военно-политическими альянсами Соединенных Штатов с Японией, Республикой Корея и Австралией Превращение Китая в одного из лидеров глобального развития
12 12 Связанные с темой осознания глобальной ответственности: Неспособность мировых лидеров выработать скоординированное видение будущего мирового развития и международной безопасности. Это приведет к усилению «соперничества» по сравнению с «сотрудничеством» в отношениях между ведущими державами. Неготовность лидеров и политических элит к компромиссам, затрагивающим национальные интересы стран с разным уровнем социально- экономического развития и разным качеством национальных институтов. Неудача в формировании эффективных международных механизмов противодействия глобальному распространению исламского экстремизма, терроризма, наркоторговли и т.д. Эгоистичное поведение влиятельных национальных и транснациональных групп интересов, прежде всего, в сфере финансов, энергетическом и военно- промышленном секторах.
13 13 Связанные с глобализацией: рост неонационализма в странах, в наибольшей степени выигравших от участия в глобализации; нежелание поступиться плодами собственного успеха ради решения глобальных проблем; расширение сферы влияния транснациональных корпораций до той степени, когда их интересы напрямую противоречат экономической политике суверенных государств; формулирование супербогатыми людьми собственных политических интересов, отличных от национальных. В то время, когда миллиардеры были в основном в США – это касалось лишь одной страны. Теперь, когда страновой список самых богатых расширился, данная проблема становится международной; рост численности нового международного « массового класса миллионеров » до пределов, когда их интересы вступают в открытое противоречие с интересами национального среднего класса в традиционном его понимании; утрата контроля над миграционными потоками – угроза размывания гомогенного общества.
14 14
15 15
16 16 До 2030 г. этот процесс не приведет к выстраиванию четкой структуры институтов наднационального экономического и политического мониторинга и регулирования. Однако наметятся устойчивые тенденции к созданию отдельных элементов системы глобального управления, основанных на официальных и неформальных, традиционных и вновь создаваемых межгосударственных институтах. В е годы продолжится формирование политико-правовых и институциональных основ наднационального регулирования использования пространств глобальной значимости: Мирового Океана, Арктики, Антарктики и Космоса.
17 17
18 18
19 19 В ближайшие 20 лет: США закрепят свою роль мирового научного лидера, максимально широко развивающего фундаментальные исследования. ЕС в целом сохранит позиции по отдельным направлениям фундаментальных исследований. Многие средние и малые высокоразвитые страны, благодаря интенсивному развитию « улучшающих » инноваций, создадут для себя новые возможности в целом ряде « узких ниш ». Китай резко ускорит развитие фундаментальных наук, однако по их общему уровню все еще будет отставать от США и Европы. Япония, по-прежнему, будет вести фундаментальные исследования в ограниченном диапазоне областей знания и делать акцент на опытно- конструкторские разработки и механизмы продвижения инновационных продуктов на рынок.
20 20
21 21 Фондовый рынок Китая как самый масштабный среди новых рынков может оказаться и наиболее уязвимым
22 22 Картина в динамике: основные тенденции развития мировой экономики гг гг. Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП – 3,5% Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП – 4,0-4,5% Инновационный прорыв: интернет, мобильная связь, телекоммуникации и т.п. Новые материалы, биоинженерия, спектр производств и услуг, связанных со здоровьем человека (изменение принципов фармацевтики и медицины). Технологии энергосбережения (экологически приемлемая энергетика). Новые гуманитарно- социальные технологии. Нетрадиционные источники углеводородов. NBIC – нано-, био-, инфо- и когнитивные технологии Интеграционные процессы: становление и расширение ЕС; распространение интеграционных идей в Тихоокеанской Азии; слабое развитие интеграционных формирований в Южной Азии, Латинской Америке и Африке Сохранение интеграционной динамики в ЕС. Выход Тихоокеанской Азии на новый уровень интеграции в финансовой и инновационной сфере. Формирование зоны свободной торговли в формате «АСЕАН, Китай, Япония, Республика Корея» Начало формирования подлинно глобальной экономики Охват глобализацией вслед за финансовым сектором все новых сегментов экономики Формирование глобальных рынков высококвалифицированного труда, медицинских, образовательных, культурно-развлекательных и других интеллектуальных услуг, произведений искусства и т.п. Быстрое развитие и усложнение финансовых рынков Поиск вариантов создания более безопасных для реальной экономики финансовых рынков Использование традиционных институтов в глобальном финансовом управлении (МВФ, ВТО, «Большая Семерка» и т.п.) Совершенствование институтов глобального управления. Поиск новой легитимности МВФ, в т.ч. через механизм «Группы G-20» Главный вклад в мировой экономический рост внесли США и ЕС Главный вклад в мировой экономический рост – Китай, США, страны «мировой середины», ЕС, Индия Китай – «мировая фабрика» потребительских товаров: развивающаяся страна Китай – ведущий мировой потребительский рынок: среднеразвитая страна
23 23 Качество роста и критерии конкурентоспособности выйдут на первый план и определят место страны на экономической карте мира. К 2030 г. Китай, как минимум, выйдет на уровень Соединенных Штатов по размеру ВВП в текущих ценах, но по- прежнему будет отставать: по среднедушевому показателю ВВП и, что самое главное, по инновационной и другим качественным составляющим каждого процента ВВП.
24 24
25 25 К 2030 г. произойдет крупнейший структурный сдвиг в мировой экономике: резко возрастет инвестиционный, производственный и инновационный потенциал мировых транснациональных корпораций и банков по отношению к мощи государств. Произойдет изменение традиционной структуры сообщества транснациональных корпораций. Позиции ТНК и ТНБ США, Канады, Японии и Евросоюза будут потеснены за счет натиска их конкурентов из Китая, а также ряда стран « мировой середины ».
26 26 Ключевые социальные изменения гг гг. Рост мирового среднего класса и его выход за пределы сообщества развитых стран Усиление расслоения мирового среднего класса при увеличении его абсолютной численности Бедные – 30% мирового населения, в т.ч. находящиеся на грани выживания – 15% Уменьшение доли бедных, соответственно, до 20% и 10% Постепенное становление нового массового класса миллионеров в основном в США, ЕС и Японии Быстрый рост миллионеров, прежде всего, за счет Китая, Индии и Бразилии Среди супербогатых людей в мире большая часть – граждане США Ускорение роста численности супербогатых за счет миллиардеров из Китая и других быстро растущих стран
27 27
28 28 Главный тренд – расширение использования «мягкой» и «умной» силы, инструментами которой в сфере внешней политики будут: финансовые, научно-технологические, культурно-образовательные, идеологические и пропагандистские. Контр-тренд – параллельно возрастет значение иных силовых инструментов: преимущества в финансово-экономических ресурсах, использования факторов глобальной взаимозависимости, применения информационно-коммуникационных технологий влияния на массовое сознание и т.п.
29 29 США – глобальный силовой, инновационный и финансово- экономический лидер ЕС – институционально организованное общее политико-экономическое пространство с признаками коллективной субъектности КНР – субъект, обладающий потенциалом перспективного лидерства Россия: природные ресурсы, ракетно- ядерная мощь, научно-технологические возможности в некоторых областях Разнородная группа региональных лидеров: ФРГ, Япония, Индия, Бразилия, а в перспективе, возможно, ЮАР, Турция и Южная Корея Различные по ресурсам и потенциалу группы стран, обладающих ограниченными возможностями влияния на глобальные и региональные политико-экономические процессы
30 30 Ведущие ядерные державы в отношениях друг с другом сделают ставку на конфронтацию и гегемонию. Процесс ядерного разоружения приостановится. Начнется гонка вооружений в космосе. Китай продолжит наращивать собственный ракетно-ядерный потенциал и создавать космическое и кибероружие. Китай как мировой « политический новичок » с растущими финансовыми возможностями будет вести себя агрессивно и мало предсказуемо в формировании новой мировой политической и финансовой архитектуры. Региональные конфликты (Индия – Пакистан, Балканы, Ближний Восток, Центральная Азия и т.д.) выйдут из-под контроля и создадут угрозу применения ядерного оружия. Политическая ситуация в Иране и Северной Корее будет развиваться по сценарию консервации власти в руках агрессивно мыслящих лидеров и подстегнет распространение ракетно-ядерного оружия. Мировому сообществу не удастся предотвратить попадание ОМУ в руки террористов и т.п. Однако, по мнению авторов прогноза, такие негативные сценарии развития мировой политической ситуации в условиях глобализации проблем безопасности маловероятны.
31 31 США Сохранение глобального лидерства в новом формате ( « первый среди равных » ) на основе большего учета интересов партнеров. Завершение реформ в финансовой, социальной, образовательной, медицинской сферах. Обеспечение глобального стабилизирующего и демонстрационного эффекта этих преобразований. Стабильность мировой финансовой системы в первую очередь зависит от успеха реформирования финансового сектора США. Усиление современной модели лидерства Соединенных Штатов в сфере фундаментальных исследований и инноваций, которая стимулирует глобальный научно-технологический прогресс. Последнее является и следствием, и одновременно условием будущего доминирования самих США. Параллельное формирование трансатлантического (США+ЕС), общеамериканского (Центральная и Латинская Америка) и транстихоокеанского общих рынков.
32 32 ЕС Укрепление и развитие сообщества, преодоление обостряющихся в годы кризисов центробежных настроений и устремлений. Сохранение эффективной социальной системы и общественной стабильности в условиях старения населения и роста доли иммигрантов. Переход на инновационную модель развития экономики ведущих стран-членов. Продолжение институциональных реформ, способствующих углублению интеграции и укреплению позиций Евросоюза как транснационального центра лидерства и влияния, включая внешнюю и оборонную, фискальную и пенсионную политику.
33 33 КИТАЙ Осуществление постепенных демократических реформ и изменение восприятия Китая Западом как политически « чужого ». Поддержание социально-политической стабильности в условиях нарастающего социального расслоения. Сохранение финансовой стабильности в условиях интернационализации внутренних финансовых рынков. Демонстрация « ответственного лидерства » в развитии тихоокеанской экономической интеграции и создании транстихоокеанского пространства безопасности.
34 34 ЯПОНИЯ Страна сохранит свои позиции в качестве глобального экспортера оборудования для базовых отраслей промышленности и строительства. Однако ее региональное экономическое влияние будет относительно ослабевать под давлением Китая и других конкурентов. Вялый внутренний спрос продолжит сдерживать динамизм японской экономики. Поиск пост-модернизационной социально-экономической модели: « зеленый рост », экономика « впечатлений », акцент на спрос со стороны пожилой части населения. Переход к более эффективной экспортной модели станет главной задачей экономической политики. Внешняя политика не преодолеет « дефицита готовности к лидерству ».
35 35 Южная Азия, Латинская Америка, Африка Индия войдет в число самых больших экономик мира с осложнениями, обусловленными внутренними социальными проблемами развития. Индия, Бразилия и ЮАР (как региональные лидеры) повысят свой политический вес, однако не смогут выйти на « уровень влияния », сопоставимый с развитыми странами или Китаем.
36 36 ИДЕОЛОГИЯ РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Распространение в России националистических идей, концепций исключительности, конфронтационной самоидентификации Самоидентификация России как евро- тихоокеанской страны, части общемировой цивилизации, основанной на европейских ценностях Ренессанс леворадикальных идей «равенства» и «справедливости» Широкий многоуровневый диалог по вопросам идеологии и ценностей c мировыми лидерами и другими заинтересованными странами Клерикализация общественного сознания. Межконфессиональные столкновения Взаимодействие с США, ЕС, Китаем и Индией в противодействии агрессивному исламизму Основной вывод: необходимость реформ политических, социальных, правовых и образовательных институтов в соответствии с идеологией недестабилизирующего неравенства в условиях глобализации
37 37 ЭКОНОМИКА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Необратимая консервация сырьевой структуры экономики Осуществление модернизационной стратегии развития Упущенная выгода из-за ограниченного участия в глобальных интеграционных процессах Двухвекторная экономическая стратегия –сотрудничество всех регионов России с ЕС и Тихоокеанской Азией Отставание в интеграции в многосторонние институты глобальной экономики Участие в региональных (ЕС, ТА) и мировых интеграционных объединениях Неудача или неадекватно большая плата за превращение страны в региональный и мировой финансовый центр Постепенное становление российского рубля в качестве региональной валюты торговых и финансовых расчетов Основные выводы: Первый – преодоление сопротивления консервативной части элиты страны курсу на всестороннюю модернизацию, глобализацию и открытость Второй – реализация двухвекторной стратегии интеграции в мировую экономику на всем пространстве России
38 38 СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Необратимое отставание страны в развитии среднего класса. Сползание по показателям численности, качества жизни и распространения бедности на уровень развивающихся государств. Утечка мозгов Негативные последствия для России углубления противоречий между интересами мировых супербогатых и интересами национальных правительств и обществ Ускорение формирования среднего класса и повышение до среднемирового уровня качества жизни за счет: реализации инновационной стратегии развития, расширения сферы деятельности мелкого и среднего бизнеса, дебюрократизации Неучастие в процессах создания новой глобальной социальной системы. Отставание от мировых тенденций в области развития образования, здравоохранения, социального обеспечения Повышение качества образования, медицины, оказания социальных услуг с учетом мирового опыта и при координации социальной политики с соседями России в Европе и Тихоокеанской Азии Формирование полноценного гражданского общества Основной вывод: предотвратить риски роста социального неравенства с учетом тенденций формирования глобального гражданского общества и повышения качества глобальной социальной сферы
39 39 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Обострение отношений с США в сфере ракетно-ядерных потенциалов, по вопросам глобальной, европейской, центрально-азиатской и транстихоокеанской безопасности, прав человека, демократии, базовых ценностей Переход к совместным действиям и партнерству с мировыми лидерами в вопросах мировой и региональной безопасности Обострение отношений: с ЕС по региональным проблемам, вопросам энергетической безопасности, расширения НАТО, создания новой системы европейской безопасности с Китаем – по Центральной Азии и приграничной тематике с Японией – по территориальным вопросам Последовательное формирование новой архитектуры безопасности и сотрудничества в Европе. Активное участие в создании новой системы транстихоокеанской безопасности путем двусторонней и многосторонней дипломатии в отношении Китая, Японии и США Конфронтация в вопросах освоения Мирового Океана, Арктики, Антарктики и Космоса (МОААК) Ставка на экологически сбалансированное многостороннее сотрудничество по МОААК Основной вывод: преодолеть или ограничить традиционное восприятие США и Китая в качестве потенциальных противников при формулировании российских внешнеполитических интересов и выработке внешнеполитической стратегии
40 40 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Сохранение взаимного недоверия и отсутствие всеобъемлющего диалога по проблемам обоюдной озабоченности, негативно влияющим на весь комплекс российско-американских отношений, прежде всего, в сферах глобальной и региональной безопасности, ядерного нераспространения и экономики Волнообразные перемены в отношениях от «плюса» к «минусу» в зависимости от смены администраций в Вашингтоне и Москве Потеря Соединенными Штатами интереса к России как «нужной и важной» стране, с которой полезно взаимодействовать в обеспечении американских интересов Ответная реакция России – изоляция от США и противодействие им, в том числе с целью продемонстрировать свою значимость Отсутствие прогресса в укреплении экономической основы отношений Долгосрочное и поступательное наращивание позитива 2010 г. в российско- американских отношениях Выход на уровень взаимовыгодной научно- технологической кооперации по тем направлениям, где Россия и США добились наиболее весомых результатов Превращение инновационного и энергического сотрудничества в прочную основу политических отношений Всеохватывающий диалог на уровне правительств, бизнеса, экспертов, гражданского общества по проблемам базовых ценностей, скоординированного видения мирового развития, вписывания специфики национальных подходов в совместную работу по мироустройству и т.д. Главный вызов: существование, и в России, и в США, мощных сил и групп интересов, не готовых или не заинтересованных в новом качестве двусторонних отношений. Необходимы не только политическая воля, кропотливая работа, время, но и повышение роли гражданского общества, экспертного и делового сообщества в формулировании внешнеполитической повестки дня в обеих странах.
41 41 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Отсутствие прогресса в создании взаимоприемлемой новой архитектуры европейской безопасности Превращение России в ключевого (после США) партнера ЕС в области международной безопасности Обострение отношений по проблемам энергетической безопасности, непризнанным республикам, расширению НАТО, незаконной миграции, правам человека Учащение столкновений интересов России и ЕС на постсоветском пространстве, их соперничество и игры на противоречиях в других регионах мира Формирование нового действенного формата отношений ЕС – Китай и НАТО – Китай без учета российских интересов Заключение нового соглашения между Россией и ЕС о стратегическом партнерстве. Постепенная интеграция России и ЕС в четырех общих пространствах: экономическом, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, науки и образования, включая культурные аспекты Учет взаимных интересов в сфере энергетической безопасности Выход экономического сотрудничества за пределы энергетической сферы. Расширение присутствия европейских ТНК обрабатывающей промышленности и сферы услуг на российском рынке до уровня, меняющего структуру российской экономики в инновационном направлении Усиление инвестиционной экспансии российских компаний в ЕС до размеров, позволяющих выстраивать трансграничные цепочки добавленной стоимости Отмена визового режима
42 42 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Неучастие России в процессах становления транстихоокеанского пространства безопасности, сотрудничества и совместного развития Инициативное встраивание России в пространство безопасности и совместного развития в Тихоокеанской Азии. Использование для этого формата АТЭС, новых многосторонних форматов: Россия – Япония – США, Россия – Китай – США, диалог Россия – «Альянс США- Япония» (по примеру диалога Россия – НАТО) Отставание развития отношений России с Китаем и США по тихоокеанской тематике от китайско- американского экономического и стратегического партнерства Включение проблематики транстихоокеанской безопасности в российско-американский диалог по глобальной безопасности Неурегулированность территориального вопроса в отношениях с Японией препятствует прорывам в двусторонних отношениях Создание в энергетике: рынка углеводородов Тихоокеанской Азии на основе российских ресурсов; многостороннего нефтегазового резервного фонда СВА-3 (Китай, Япония, Республика Корея) Использование России как логистического моста между ЕС и ТА Формирование в Тихоокеанской России особого таможенного и налогового режима сотрудничества с экономиками СВА-3 Использование Тихоокеанской России как площадки инновационной интеграции с СВА-3, предусматривающей: свободное перемещение работников инновационной экономики (специалистов, ученых и т.д.) по территории СВА; создание многосторонних бизнес-инкубаторов
43 43 РИСКИВОЗМОЖНОСТИ Обострение конкурентной борьбы между мировыми лидерами за освоение ресурсов и рынков регионов Скоординированный подход к освоению природных ресурсов между мировыми лидерами, их крупнейшими корпорациями, с одной стороны, и властями указанных регионов и их крупным бизнесом, с другой. Разделение рисков и прибыли – вместо соперничества за сферы влияния Конкуренция за влияние как препятствие координации действий по решению региональных конфликтов и устранению угроз в области нераспространения ядерного оружия, терроризма, наркотрафика и т.п. Объединение усилий в борьбе с той или иной разновидностью «регионального зла» – в том числе посредством преодоления существующего сегодня регионально-ограниченного видения проблем безопасности Вытеснение России с региональных площадок вследствие обострения конкурентной борьбы Укрепление позиций России не только через двусторонние связи с региональными лидерами, но и через каналы многосторонней дипломатии в форматах: «Россия – региональные институты безопасности и сотрудничества» Вызов: новые кооперативистские подходы сталкиваются с большим сопротивлением при замене устоявшихся методов укрепления региональных позиций только посредством противодействия конкурентам. Двадцатилетнего периода может не хватить для смены привычной философии проведения региональной внешней политики.
44 44
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.