Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Бабкина
1 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего и профессионального образования Сибирский федеральный университет кафедра биофизики Красноярск 2010 История и методология биологии и биофизики
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Сибирский федеральные университет кафедра биофизики Кратасюк В.А. ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ БИОЛОГИИ И БИОФИЗИКИ От протознания к естественной истории (от первобытного общества к эпохе Возрождения) направление - физика специальность - биохимическая физика Красноярск 2010
3 Содержание 1.У истоков биологического знания 2.Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе из практической деятельности людей 3.Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья. 4.Биологические представления в Древней Индии 5.Биологические представления в Древнем Китае 6.Список использованных источников 3История и методология биологии и биофизики
4 Задания 4. Тест 2 по теме лекции написать. Читать учебное пособие «История и методология биологии и физики» Модуль 2, В текст теста внести 3 своих тестовых вопроса, покритиковать тест 2. Подготовиться к обсуждению теста 2 на следующем семинаре и сдаче откорректированного теста. 5. Микроэссе: Можно ли считать, что в древнем мире уже зародилась наука? Почему? Обсуждаем на семинаре Фантазия «Образ ученого в древнем мире». Обсуждаем на семинаре
5 ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ НАУЧНЫХ ОБОБЩЕНИЙ (Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе из практической деятельности людей) 5История и методология биологии и биофизики
6 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ – источник биологических знаний в древнем мире ОХОТА. Носорог, пронзенный стрелами (древнее изображение) 6История и методология биологии и биофизики
7 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 1.Раненый медведь 2.Человек, переодетый оленем 1 2 7История и методология биологии и биофизики
8 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) – ИСТОЧНИК БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДРЕВНЕМ МИРЕ 8История и методология биологии и биофизики
9 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 9История и методология биологии и биофизики
10 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ (ОХОТА) 10История и методология биологии и биофизики
11 ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО) 11История и методология биологии и биофизики
12 ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО ) VI-IIтыс.до н.э. – одомашнены овца, коза, свинья, крупный рогатый скот, осел, лошадь, верблюд, разные породы собак. 12История и методология биологии и биофизики
13 Возделывание культурных растений XI-Vтыс.до н.э. – в Передней и Западной Азии и Северной Африке культивировали пшеницу и ячмень. Неолит – рожь, кукуруза, огородные культуры, плодовые деревья и технические культуры (лен, конопля). Китай, Индонезия, Индия - рис, чай, хлопок Абиссиния – кофе Америка – какао, помидоры, картофель, подсолнечник. 13История и методология биологии и биофизики
14 АНТРОПОМОРФИЗМ АНИМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ АНТРОПОМОРФИЗМ: ЧЕЛОВЕК НЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЛ СЕБЯ ПРИРОДЕ РЕЛИГИЯ:АНИМИЗМ Самостоятельное существование души за пределами тела Представления о «живом» и «мертвом» Неолит: Душа - самостоятельная сущность, живет в какой-либо части тела Множественность душ 14История и методология биологии и биофизики
15 Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья. Ворота Иштар в Вавилоне (на стенах – изображения животных). 15История и методология биологии и биофизики
16 Этапы развития биологических представлений 1.Представления об организмах - в религиозной форме. Медицина как система магических воздействий жрецов. 2.Обособление медико-биологических воззрений от религии и магии. 3.Появление натурфилософских воззрений в биологических представлениях. Натурфилософия – философия природы. Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. 16История и методология биологии и биофизики
17 Клинописные таблички (IVтыс. до н.э., Месопотамия) Глиняная клинописная табличка Превращение рисунков в клинописные знаки 17История и методология биологии и биофизики
18 Клинописные таблички Месопотамии РЫБЫ (водные животные) ЧЛЕНИС- ТЫЕ ЗМЕИПТИЦЫ ПЛОТОЯДНЫЕ (собаки, гиены, львы) ТРАВОЯДНЫЕ (ослы, лошади, верблюды ) ЧЕТВЕРО- НОГИЕ ЖИВОТНЫЙ МИР 18История и методология биологии и биофизики
19 Клинописные таблички Месопотамии ДЕРЕВЬЯ ОВОЩИ ПРЯНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ РАСТЕНИЯ 19История и методология биологии и биофизики
20 Содержание медицинских табличек Описание различных болезней Способы их лечения Нет сведений о строении и деятельности органов человека Жизнь связана с кровью Печень - главный орган жизни, содержащий запас крови Сердце - орган мышления 20История и методология биологии и биофизики
21 Папирус Эберса (XVI век.до н.э.). Египет. Дифференцированная анатомическая терминология по заболеваниям разных органов Сердце - важный орган тела Биение пульса – «голос сердца может быть услышан во всех членах» Перечень лекарственных растений 21История и методология биологии и биофизики
22 Трактат о коневодстве (Киккули из Митаннии) - первое сочинение по биологии (середина XIVв. до н.э.) 22История и методология биологии и биофизики
23 ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ В МЕСОПОТАМИИ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО): новые породы рабочих лошадей, овец, крупного рогатого скота, мул (осел+кобыла) 23История и методология биологии и биофизики
24 Биологические знания Древнего Египта близки к представлениям ассиро-вавиловян. 24История и методология биологии и биофизики
25 ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ (ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, СКОТОВОДСТВО), древний Египет 25История и методология биологии и биофизики
26 ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ: крупный рогатый скот, лошади, ослы, овцы, козы, свиньи. Одомашнены одногорбый верблюд, антилопы, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии завезены куры, инкубировали яйца в печах. 26История и методология биологии и биофизики
27 Земледелие в Древним Египте Культивирование хлебных злаков, овощей, фруктовых деревьев, лен, маслину. Искусственное опыление финиковой пальмы: гибридизация и получение разнообразных сортов. Рабыня с зернотеркой 27История и методология биологии и биофизики
28 Древний Египет Мудрые писцы не строили себе пирамид и надгробий из бронзы, Их пирамиды - книги, их дитя - тростниковое перо. И память о том, что написано в книге - вечно. 28История и методология биологии и биофизики
29 "Пиши рукой своей, Читай ртом своим, Советуйся с теми, Кто знает больше тебя…. Иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, Он слушает, когда его бьют". Школы для обучения мальчиков 29История и методология биологии и биофизики
30 Биологические представления в Древней Индии 30История и методология биологии и биофизики
31 Середина III тысячелетия до н.э.: разведение рогатого скота, собак и голубей одомашнивание кур приручение слона (Слоны в джунглях. Стенопись. Аджанта. Пещера. I.в. До н.э.) 31История и методология биологии и биофизики
32 Биологические представления в древней Индии Развитие анатомии, физиологии и эмбриологии в рамках религиозной медицины. С VIIIв. до н.э. - тенденция к обособлению медицины от религии и магии. "Аюр-веды" (VI в. до н.э.). 5 стихий (огонь, земля, вода, воздух и эфир) в сочетании с веществами организма (слизь, желчь, воздух) образуют хилус, кровь, мясо, жир, кости и мозг. 32История и методология биологии и биофизики
33 Эмбриология в древней Индии Развитие зародыша - соединение мужского воспроизводительного вещества с женским Возникновение зародыша - возникновение особой сущности Пол определяется относительным количеством мужского и женского начала при зачатии Хирургический трактат Сушрута-Самхита: Разный порядок возникновения органов и частей тела плода: голова (чувства), сердце (сознание и мышление), пупок, руки и ноги (органы движения), туловище. 33История и методология биологии и биофизики
34 Эмбриология в древней Индии Влияние впечатлений и внешних воздействий (питания матери) на физические и духовные признаки рождающегося ребенка. Наличие у живых существ наследственных качеств для объяснения сходства детей с родителями. 34История и методология биологии и биофизики
35 Индийский материализм (I тысячелетии до н.э.) Единственный источник познания - восприятие органами чувств предметов внешнего мира. Из комбинаций 4х элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы - растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы. 35История и методология биологии и биофизики
36 Древняя Индия Сбор тутового листа Выращивание культурных растений (сахарный тростник, рис, хлопчатник) 36История и методология биологии и биофизики
37 ЧЕРЕПАХА. Нефрит. IV-II вв. до н.э. 37История и методология биологии и биофизики
38 Глиняная табличка. IV в. до н.э. 38История и методология биологии и биофизики
39 Печать-амулет с изображением борьбы фантастических существ. Стеатит. III тысячелетие до н.э. 39История и методология биологии и биофизики
40 Печать-амулет с изображением быка. Стеатит. III тысячелетие до н.э. 40История и методология биологии и биофизики
41 Статуя священного быка. Камень. Около гг. 41История и методология биологии и биофизики
42 Индийский народный эпос (VI-V вв. до н.э.) «Махабхарата» «Рамаяна» 42История и методология биологии и биофизики
43 Биологические представления в дрeвнем Китае 43История и методология биологии и биофизики
44 Посев риса. Крестьяне на рисовом поле (Старинное китайское изображение) 44История и методология биологии и биофизики
45 Производство шелка в Китае 45История и методология биологии и биофизики
46 ОСНОВА МНОГООБРАЗИЯ МИРА ВОДА ДЕРЕВО ОГОНЬЗЕМЛЯ МЕТАЛЛ ПОЛЯРНЫЕ ЧАСТИЦЫ Биологические представления, медицина, натурфилософские учения Китая (IX-VIIвв.до н.э.) 46История и методология биологии и биофизики
47 Анатомия в древнем Китае Запрет касаться ножом живого и мертвого тела Знание расположения и формы внутренних органов в общих чертах Знаменитый древнекитайский врач Хуа То ( ). 47История и методология биологии и биофизики
48 Стихийно-материалистические воззрения Ван Чун - философ-материалист I в. до н.э. Учение о естественной необходимости. Отрицание телеологического понимания явлений природы. 48История и методология биологии и биофизики
49 ВАН ЧУН (27 - ок. 104) - китайский философ. Основное сочинение «Взвешивание рассуждений» («Лунь хэн») объединяет идеи конфуцианства и даосизма, проникнуто рационализмом и критикой религиозных предрассудков, содержит теорию трех типов человеческой природы: доброй, злой, совмещающей добро и зло. 49История и методология биологии и биофизики
50 Великий китайский поэт Ли Бо ( ) Осенние чувства Сколько дней мы в разлуке, мой друг дорогой, - Дикий рис уже вырос у наших ворот, И цикада смирилась с осеней порой, Но от холода плачет всю ночь напролет, Огоньки светляков потушила роса, В белом инее ветви ползучие лоз, Вот и я рукавом закрываю глаза, Плачу, друг дорогой, и не выплачу слез. 50История и методология биологии и биофизики
51 Тао Юань-мин Далеко на Востоке живет благородный ученый И одет он всегда в неприглядное, рваное платье. И из дней тридцати только 9 встречается с нами И лет 10, не меньше, он носит бесменную шапку. Горше этой нужды не бывает, наверно, на свете. А ему хоть бы что - так приветлив на вид он и весел. Я, конечно, стремлюсь повидать человека такого. И пошел я с утра через реки и через заставы 51История и методология биологии и биофизики
52 Тао Юань -мин Вижу- темные сосны, сжимая дорогу, теснятся. Вижу- белые тучи над самою кровлей ночуют. А ученому ясно, зачем я его навещаю, Сразу цинь он берет, для меня ударяет по струнам. Первой песней своей - "Журавлем расстающимся"- тронул. И уже ко второй, где "Луань одинок", переходит... Я хотел бы остаться, пожить у тебя, государь мой, прямо с этого дня до холодного времени года". 52История и методология биологии и биофизики
53 Мерная керамическая посудина эпохи Цинь. 53История и методология биологии и биофизики
54 Глиняные воины из гробницы Цинь Шихуанди. 54История и методология биологии и биофизики
55 Расписные деревянные фигурки из гробницы княжны Дай, которая была похоронена в 168 г. до н.э. 55История и методология биологии и биофизики
56 Древние могильники на Великом шелковом пути 56История и методология биологии и биофизики
57 История Древнего Китая Глиняная модель из могилы 2 в. н.э., изображающая игроков в игру лю бо ("Шесть ученых"), известную в Китае по крайней мере с 3 в. до н.э. Эта игра - одна из нескольких астрологических настольных игр, которые вместе привели к появлению шахмат. 57История и методология биологии и биофизики
58 Китайский женский придворный оркестр. 8 в. 58История и методология биологии и биофизики
59 Основная литература История биология (с древнейших времен до наших дней) / под ред. С.Р. Микулинского. – М.:Наука, Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики/М.: ЗАО Центрполиграф, с. 59История и методология биологии и биофизики
60 Задания 4. Тест 2 по теме лекции написать. Читать учебное пособие «История и методология биологии и физики» Модуль 2, В текст теста внести 3 своих тестовых вопроса, покритиковать тест 2. Подготовиться к обсуждению теста 2 на следующем семинаре и сдаче откорректированного теста. 5. Микроэссе: Можно ли считать, что в древнем мире уже зародилась наука? Почему? Обсуждаем на семинаре Фантазия «Образ ученого в древнем мире». Обсуждаем на семинаре
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.