Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАфанасий Иринархов
1 Петр I: молодой царь и «кремлевская культура» Лекция 8 4 марта 2008 года
2 Вопросы по книге Флоринского: Конфликт с Софьей (1689 г.) Конфликт с Софьей (1689 г.) Кремль Преображенское, Измайлово, Коломенское Кремль Преображенское, Измайлово, Коломенское Иван участвует в церемониалах, Петр – редко Иван участвует в церемониалах, Петр – редко Брак Петра с Евдокией Лопухиной, сыновья Александр и Алексей. Брак Петра с Евдокией Лопухиной, сыновья Александр и Алексей.
3 Конфликт с Софьей: «Записки» Андрея Медведева: «Июля в 8-й день отправлялся крестный ход в церковь Казанской Богородицы, в котором ходу, по древнему обычаю, присутствовали великие государи цари, и в церкви встали оба на своем царском месте. Пришла же в ту пору и она, царевна и пошла вместе с крестным ходом и царевна, публично. Государь же Петр Алексеевич, увидя то, сказал ей, что «не прилично при той церемонии зазорному ее лицу по необыкновению быть»; но она в том исполнила по своей воле. И он, государь царь Петр Алексеевич, за святыми иконами вместе с нею не пошел, но вступил в церковь Архангела Михаила, молился у святых икон и мощей благовернаго царевича Дмитрия, и пошел в село Коломенское».
4 Август-сентябрь 1689 г. Слухи о покушении на Петра Слухи о покушении на Петра Петр из Преображенского бежит в Троце- Сергиеву лавру Петр из Преображенского бежит в Троце- Сергиеву лавру Войска приходят к лавре Войска приходят к лавре 29 августа Софья едет в лавру для примирения, арестована и заключена в монастырь 29 августа Софья едет в лавру для примирения, арестована и заключена в монастырь Указ о новом титуле без имени Софьи, конец регенства Указ о новом титуле без имени Софьи, конец регенства
5 Богоматерь Казанская Софья идет в монастырь для примирения и берет с собой Казанскую икону. Софья идет в монастырь для примирения и берет с собой Казанскую икону. В 1702 г. чудотворный список иконы был обретен в Шлиссельбурге (принесен сюда Иваном Грозным в 1611 г.) В 1702 г. чудотворный список иконы был обретен в Шлиссельбурге (принесен сюда Иваном Грозным в 1611 г.) 27 июня 1709 г. икона находилась на Полтавском поле. 27 июня 1709 г. икона находилась на Полтавском поле. В 1710 г. чудотворный образ был перенесен из Москвы в Петербург. В 1710 г. чудотворный образ был перенесен из Москвы в Петербург. В 1721 г., 22 октября, в праздник иконы, Петр назначил празднование Ништадского мира. В 1721 г., 22 октября, в праздник иконы, Петр назначил празднование Ништадского мира.
6 Поездка в Александрову слободу Петр перед возвращением в Москву 15 сентября Петр едет на неделю в Александрову слободу. Петр проводит там «Марсовы потехи» возвращение к старым играм Петр проводит там «Марсовы потехи» возвращение к старым играм 17 сентября - день памяти св. великомученицы Софии, тезоименитство царевны, в этот день Иван «для тезоименитства сестры жаловал в передней бояр» Петр не хотел оказаться в Москве в день тезоименитства Софьи. 17 сентября - день памяти св. великомученицы Софии, тезоименитство царевны, в этот день Иван «для тезоименитства сестры жаловал в передней бояр» Петр не хотел оказаться в Москве в день тезоименитства Софьи. Но почему именно в Александрову слободу? Но почему именно в Александрову слободу?
7 Дворцовые разряды гг. (Palace tables, court journals): новые тенденции В период регенства Софьи здесь указывалось лишь, в каких кафтанах требовалось явиться во дворец боярам, стольникам и стряпчим (в «обычных» – «ходильных», в «цветных» - «камчатных», «суконных», «объяренных» или, в особых случаях, в «бархатных»; наконец, на тезоименитство царя – в «золотных»). «Дворцовые разряды» регулярно включают теперь сведения о костюме царей: они являются в «в своей государской бархатной одежде», «золотой одежде»; в «отласной одежде смирнаго цвету». 4 октября 1691 г., рождение царевича Александра Петровича, «на них великих государях кафтаны были бейберековые, белаго цвету». В 1692 г. Иван был на Страстной неделе в «кафтане камчатном коричневом», на Благовещение – в «вишневом», в Страстную субботу – снова в «коричневом», а к литургии «переоделся в белый», в других случаях носит одежду «брусничного», «гвоздичного», «алого», «зеленого», «рудожелтого», «малинового», «тоусиного», цветов. В 1693 г. На Иване «кафтан бархатный червчатого цвету», «объяренный василькового» и «осиного» цветов.
8 Новые формы церемониала 27 апреля 1690 г. в Фомино воскресенье*, цари отправились в Коломенское: Иван обычным путем, а Петр – водным (затем – ежегодно). Дворцовые разряды: «К тому его госудаскому шествию изготовлено было плавное судно, особым образцом, на карабельное подобие, с парусы и с канаты, и убито было червчатым сукном». * Фомино Воскресенье (Антипасха, Красная Горка) - первое воскресенье после Пасхи
9 Культура предсказаний: Симеон Полоцкий на рождение Петра (30 мая 1672 г.): Вчера преславный Царьград от турок пленися, ныне избавление преславно явися О, Константине граде, зело веселися, и святая София соборная церкви росветися. Преславный родися ныне нам царевич, великий князь московский Петр Алексеевич. Тщится благочестием вас укрепити и всю бусурманскую ересь низложити
10 Взятие Азова в 1696 г. «В городе из мечети построена церковь Божия, Пресвятой Богородицы; Предтечи Иоанна Крестителя велено починить, да вновь из мечети велено построить церковь верховных апостолов Петра и Павла» «В городе из мечети построена церковь Божия, Пресвятой Богородицы; Предтечи Иоанна Крестителя велено починить, да вновь из мечети велено построить церковь верховных апостолов Петра и Павла» В Азове обрели две иконы: Иоанна Предтечи и Богородицы. В Азове обрели две иконы: Иоанна Предтечи и Богородицы.
11 Солнечное затмение: В 1706 г. Петр пишет Г. И. Головкину: «Будущего месяца в первый день, - пишет царь, - будет великое солнечное затмение, гораздо болши, как в Азовский поход». В 1706 г. Петр пишет Г. И. Головкину: «Будущего месяца в первый день, - пишет царь, - будет великое солнечное затмение, гораздо болши, как в Азовский поход».
12 Икона Азовской Богоматери Слева вверху: Св. Петр Справа вверху: Св. Алексей Над Богоматерью: «Дано было жене два крыла орла великого». Слева внизу: «Азов» и «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8). Справа внизу: «Кизикермен» и «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши» (Мтф., 11, 23). Вирши внизу: Бог дал «над змием победу преславну», «даст тако и надо львом победу равну».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.