Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарта Фортунатова
1 Дидактический материал к уроку история Дальнего Востока
2 Проектную работу выполнили: Борисов Алексей ученик 5 «В» класса и Марченко Рита ученица 6 «Б» класса МОУ СОШ 5 города Николаевска-на-Амуре. Под руководством учителя истории и информатики Карпенко Алёны Александровны.
3 История удивительного Дальнего Востока. История Дальнего Востока – это глубочайшие корни, которые питают ныне живущее поколение живительной силой познания.
4 Дальний Восток
6 Древне-каменный век в Приамурье. Приблизительно 700 тысяч лет назад в Северном полушарии Земли началось похолодание климата, которое сопровождалось оледенением большей части Азии, Европы и Америки. На территории Дальнего Востока также было похолодание, но ледниковый покров либо отсутствовал, либо он был незначительным. Возможно хребты гор создали барьер для потоков северного холодного воздуха.
7 Влияние похолодания на растительный мир: Увеличился травянистый покров; В лесах стали преобладать берёза и сосна; Большие площади заняли моховые болота.
8 Влияние похолодания на животный мир: Изменился животный мир и появились новые животные: Дикий бык. медведь. Бурый медведь. Шерстистый носорог. олень. Волосатый мамонт. Бизон. Лошадь. Окунь. Щука. Песец. Полярный заяц. Черепаха. Аист.
9 Первые люди на Дальнем Востоке «люди умелые»: Рост см.; Коренастого телосложения и мощной мускулатурой; Передвигались на двух ногах; Верхние конечности были уже человеческими; Ходили сутулясь Бегали пригнувшись к земле; Низкий покатый лоб; Сильно выступающие надбровные дуги; Массивные челюсти; Объяснялись простейшими словами.
11 Древнейший человек не был беспомощным: Умел изготавливать простейшие орудия труда; Использовал огонь, но не умели его добывать; Люди жили коллективами человек Скрёбла Ручные рубила с концевым лезвием Использовалась галечная техника. Возраст приамурских орудий составлял тыс. лет.
12 Заселение Приамурья человеком «разумным» 40-10тыс. лет назад: Внешний облик похож на современного человека; Руки способны выполнять сложные трудовые действия; Мозг не отличался от мозга современного человека; Человека называют «разумным» т.е. мыслящим; Связная речь. Развивались также и мыслительные способности. Общение людей между собой при помощи нечленораздельных звуков постепенно превращалось в язык, которым из поколения в поколение передавался накопленный опыт.
13 Орудия труда каменного века: Наконечники гарпунов, рыболовные крючки (камень, кость) Наконечники стрел (камень) Пластинчатая техника
14 Эпоха палеолита Население не многочисленное; Основное занятие охота; Подспорье рыболовство и собирательство; Вели бродячий образ жизни передвигались за кочующими животными; Временные пристанища (следов постоянных жилищ не найдено и мы попытались воссоздать временные жилища);
15 охота На быков, оленей, медведей; Внезапно нападали, гнали к крутому обрыву; Вооружены палицами- дубинками и копьями; Охотились на мамонтов, загоняя их в топи и олота; Выкапывали глубокие ямы и замаскировывали их, на тропах, ведущих к водопою.
16 Родовая община: Совместная охота, Собирательство, трудовая деятельность, общий огонь Всё это сплачивало и объединяло людей. И на смену стаду пришла родовая община – коллектив родственников. В каждой общине было несколько десятков человек. Женщины занимались собирательством, шитьем одежды, приготовлением пищи. Мужчины охотились и изготовляли орудия труда. Человек заботился не только о себе, но и обо всей общине. Пища, орудия труда принадлежали всему роду, были общими.
17 Материнские родовые общины: Большим уважением пользовалась женщина-мать – хранительница огня, воспитательница детей. Материнский род существовал на Дальнем Востоке довольно длительное время.
18 Приамурье в период мезолита: 10-8 тыс. лет назад закончился последний этап оледенения. Приобрели современные облик реки и озёра, очертание Охотское море. Сформировался климат: резко континентальный, снежной зимой и жарким летом в удаленных от моря районах и мягкий на побережье. Около 12 тыс. лет назад произошло становление современного растительного и животного мира; Исчезли многие виды животных (мамонт, пещерный медведь, шерстистый носорог); На побережье моря расселились нерпы, тюлени, морские котики; В лесах появились лось, волк, бурый медведь и т.д.; Реки и озёра изобиловали рыбой, а летом их оживляли стаи гусей и уток.
19 Совершенствование орудий труда: Первым основным изобретением стали лук и стрелы, для освоения тайги. Лук стал самым мощным дальнобойным орудием, поражало на расстоянии метров Лук стрелы
20 Совершенствование орудий труда: Продолжает развитие галечная (преобладает в Приамурье) и пластинчатая техника обработки камня; Появляются специальные рабочие площадки – своеобразные мастерские, где производилась обработка камня и выделывались каменные орудия; Появляются орудия овальные лезвия которых были заострены мелкой ретушью. Первые каменные топоры в Приамурье давали возможность: использовать богатства лесов и рек; строить убежища от дождя и холода, строить лодки доля передвижения и ловли рыбы.
21 Присваивающее хозяйство. Охота рыболовство основные занятия в период мезолита древних приамурцев; Человек брал от природы всё в готовом виде: убивал зверей, ловил рыбу, собирал растения. Такое хозяйство получило название – присваивающее. Вся энергия деятельности человека направлена на добычу пищи и материалов для изготовления одежды, жилищ, орудий труда, на использование ресурсов природы в готовом виде. Силы и возможности человека оставались ограниченными, скованные прямой зависимостью от природы Продолжали вести кочевой образ жизни. Жили в лёгких, переносных жилищах типа чумов и оставались на одном месте пока водилось много зверья и дичи. Находки сделанные в Приамурье показали, что мезолитическое население шагнуло далеко вперед по сравнению с палеолитическим человеком
22 Приамурье в период неолита на Дальнем Востоке (7-6 тыс. лет назад до н.э.). Люди продолжали жить родовыми общинами; Начинают складываться племена; Иногда племена заключали союзы (непрочные); Племя имело свою территорию, также территорию для охоты и рыбной ловли; У каждого племени было имя и общеплеменной язык; Выборные старейшины, вожди; существовал совет родовых старейшин (регулировал отношения между племенами, объявлял войну, заключал мир и т.д.) Иногда во главе племен стоял верховный вождь.
23 Переход к оседлому образу жизни. Поселения располагались по берегам рек, озёр, ручьёв; Жилищ в них было около 20 больших многосемейных домов, в которых проживали десятки человек образовывая род; Весь поселок образовывал племя;
24 Жилище периода неолита. Овальный котлован; Ямки для укрепления столбов; Столбы представляли каркас жилища, который оплетали ивовыми прутьями, а затем обмазывали глиной;внутри стены завешивали шкурами животных; Вдоль стен были земляные уступы – нары; в центре крыши отверстие для выхода дыма и оно же служило входом в дом (нивхи говорили войти –»спустится, а выйти – «подняться». Строения предназначены для долгого проживания. Они являются свидетельством оседлости.
25 Освещение жилища. Использовали каменные светильники.
26 Развитие домашних промыслов. Галичная, пластинчатая техника сохраняется и ретуширование орудий (покрывают с обоих сторон по всей поверхности); Научились шлифовать и полировать каменные орудия (тёсла, топоры, долота); Развитие вкладышевой техники: рабочее лезвие из тонких и острых пластинок из камня и вставлялось в деревянную или костяную рукоять; разнообразны изделия из кости и рога: наконечники, иглы, кинжалы, иглы, проколки, гарпуны и т.д.
27 Керамика в Приамурье: В период неолита изготавливали керамическую посуду (из глины с примесью песка, ручная лепка и обжигали на кострах при низкой температуре; Древние сосуды напоминали банки, позднее посуда введе мисок и чашек, сосуды выгнутыми наружу стенками; Использовали для хранения пищевых запасов и воды, кухонной посуды,; Особенность плоскодонность, были приспособлены к ровному полу; Встречаются маленькие сосудики, вероятно игрушки; Наносили орнамент ввиде налепных валиков, зигзагов, «плетенки», оттиски гребенки; Керамика покрывалась малиновой или красной краской. Керамические пряслица говорит о том, что население занималось ткачеством. Изготавливали украшения (бусы) из кости и камня, раковин.
28 Рыболовство. Крючки, каменные грузила, сеть из крапивы (пропитанная кровью, чтобы не гнила), блесны (на Дальнем Востоке изобретены)
29 Переход к эпохе металла (5-4 тыс. до н.э). Первый металл – медь; Бронза (сплав меди с оловом и другими металлами). Поселения в Приамурье (близ села Кондон, на озере Эворон. Хозяйство складывалось: земледелие, охота, собирательство, скотоводство, рыболовство.
30 Появление железа в Приамурье Дало возможность перейти к производящему хозяйству. О появлении земледелия говорят находки: железные топор и серп, кельты (железные наконечники прикрепленные к палке служили для рыхления земли), зернотерки, ступы для размола зерна.
31 Скотоводство: Разведение свиней и собак (использовали как тягловую силу, пищу, жертвоприношение); Появление крупнорогатого скота и лошадей (использовали как тягловую силу); Продукты скотоводства стали основной мясной пищей.
32 Орудия из железа: Находки не многочисленны так как железо ценилось и его берегли. Обломки не выбрасывали, а собирали и переплавляли;
33 Шаманизм – как одна из форм религии. Шаманы вступают в непосредственный контакт с духами и осуществляют связь между миром духов и людей; Деятельность шамана: врачевание, выманивание удачи для охотника, рыболова, гадании, толковании снов, участии в похоронах, «сопровождении души в «загробный мир», наделении жизненной силой амулетов, изгнания злых духов; шаман выполнял камлание – иступленная пляска и удары в бубен, порой входил в транс и сообщал волю богов; Шаманами были и мужчины и женшины; Шаманский дар передавался по наследству; Стать шаманом по желанию было невозможно, да и никто этого не хотел. Шаман использовал культовые предметы: колотушку, бубен, фигурки духов – одолов и другие предметы.
34 искусство Тонкое чувство прекрасного выразилось в рисунках на камнях,, орнаментике на глиняной посуде и в скульптуре. Петроглифы Нижнего Амура: 1,2,3- изображения птиц5,7-личины, 8- шаманская маска, 9,10-лоси (из фонда хабаровского краеведческого музея). Изображение на сосуде (неолитическое поселение у с.Вознесенского). Каменная маска (николаевский краеведческий музей)
35 Культовый медвежий праздник Атрибутика праздника
36 Селились у воды, усовершенствовали жилища.
37 Для изготовления одежды использовали рыбью кожу.
38 Для изготовления одежды использовали шкуры животных Изделия украшали орнаментом
39 Самобытность и неповторимость орнамента коренных жителей Дальнего Востока
40 Главные отрасли хозяйства народов Приамурья в эпоху металла: Присваивающая форма хозяйства Воспроизводящая форма хозяйства Изготовление орудий труда Охота Собирательство Рыболовство. Из камня, кости, дерева, рога, металла. Скотоводство, земледелие, домашние промыслы Переход от присвоения к воспроизведению.
41 Вывод: особенности исторического развития народов дальнего Востока зависели: 1. От географической среды; 2. От связи местного населения с соседними областями; 3. От освоения территорий; 4. Появления орудий труда в разные периоды развития; 5. От изменения жилищ; 6. От перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
42 словарь 1. Долото – орудие для долбления отверстий, углублений. 2. Дротик – метательное копьё на коротком древке. 3. Камлание – обрядовые действия шамана, сопровождаемое пением и плясками. 4. Керамика – общее название всех изделий из обожженной глины. 5. Культ – один из обязательных элементов религии, выражающийся в особых магических обрядах с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы4 преклонение перед кем-либо, чем-либо. 6. Культура – это, всё, что связано с человеком, в отличие от того, что создано природой. 7. Материальная культура – предметы, вещи существующие в определённые временные периоды: орудия труда, жилища, хозяйственные постройки, одежда, украшения. Духовная культура – выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, связанных с семейной, общественной жизнью человека, различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которые передаются из поколения в поколение.
43 8. Магия – чародейство, волшебство, колдовство; магия является составной частью всех религиозных культов. 9. Мезолит – средний каменный век; происходит от греческих слов «мезос» (средний) и «литос» (камень). 10. Миф – сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях. 11. Мифология –совокупность мифов. 12. Неолит – новый каменный век; происходит от греческих слов «неос» (новый) и»литос» (камень). 13. Обивка – техника обработки камня: с его поверхности скалывали крупные неправильной формы отщепы. 14.Обряд – традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни и производственной деятельности. 15. Орнамент - узор, состоящий из упорядоченных элементов; предназначенный для украшения предметов (посуды, одежды и т.д.). 16. Палеолит –древнекаменный век; происходит от греческих слов «палеолит» (древний) и «литос» (каменный).
44 17. Племя – совокупность родственных друг другу общин. 18. Присваивающее хозяйство – хозяйство с преобладающей ролью охоты, собирательства, рыболовства. 19. Производящее хозяйство – хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные; 20. Ретушь – техника обработки камня мелкими сколами. 21. Родовая община– коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество. 22. Тесло – орудие, род топора с лезвием расположенным перпендикулярно топорищу. 23. Тотемизм- древнейшая форма религии. Характеризующаяся верой в сверхъестественную связи и кровную близость рода с каким либо животным, растением, которые являются не божествами, а родичами и друзьями. 24. Шаман – колдун-знахарь. 25. Шаманизм, шаманство – (от «эвенкийского слова «возбужденный, исступленный человек») – ранняя форма религии, основанная на вере в общение шамана с духами, его способность прорицать, лечить и т.д.
45 Авторы благодарят: Учеников 6 «Б» класса, за предоставленные поделки, Директора городского музея Петухову Е.И., за предоставление возможности работать с фондами музея, Библиотекаря МОУ СОШ 5 Андрееву Т,А., за предоставления фондов библиотеки, Ученика 9 «В» класса Варченко В, за предоставленные фотографии, Преподавателей педагогического училища Соболеву А.Н. и Син Е. за предоставленный материал по истории Дальнего Востока.
46 Источники: Фонды городского музея; Книга Н.А.Ивенкова «Древняя история Дальнего Востока»: Фотоархив МОУ СОШ 5 Личный архив по истории Дальнего Востока преподавателя истории педагогического училища Соболевой А.Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.