Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОлег Перхуров
1 Использование в профориентации учащихся лучшего опыта зарубежных стран Подготовила Глинская Т.В., методист НМЦ
2 Цель семинара знакомство с лучшими опытами профориентационной работы зарубежных стран с целью применения в работе профориентаторов учебных заведений.
3 1. Профессиональная ориентация и развитие карьеры. 2. Профориентациия в зарубежных странах: а) профессиональная ориентация Франции; б) задачи профориентации в Великобритании; в) профориентационная работа в Германии; г) несколько теорий профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки; д) профессиональная ориентация в Канаде; е) в Японии одна из главных целей профориентации подготовка к карьере; ж) особенности профориентации стран СНГ (Беларусь, Россия). 3. Выводы. Лучшие опыты профориентации зарубежных стран. План семинара
4 Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы. Развитие карьеры
5 Среди западных специалистов находит признание системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином переходные услуги. Комплексная система переходных услуг представляет собой спектр координированных последовательных действий в отношении учащихся при переходе от учебы к профессиональной деятельности. «Переходные услуги» профориентация + трудоустройство = переходные услуги
6 Жесткое законодательное регулирование педагогическая направленность информационная направленность. Профессиональная ориентация Франции обеспечивает способность делать выбор, включая умение учитывать объективные и субъективные факторы, влияющие на него влияния на выбор профессии полученной информации и субъективно-личностных особенностей её восприятия.
7 - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда; - внимание повышению самостоятельности учащихся при выборе профессии; - приобретение учащимися практического опыта в той или иной профессии: - использование активных форм и методов обучения; - введение имитационных программ и трудовой практики; - создание мини-предприятий в образовательных учреждениях. Задачи профориентации в Великобритании В настоящее время единственно признанной квалификацией специалиста в области профориентации является диплом профсоветника.
8 В Германии профориентационная работа с учащимися ведется путем проведения опросов, тестов, консультаций, совместных мероприятий с организациями родителей. Рабочая тетрадь - общая информация о семье, личных интересах, склонностях, профессиональных намерениях, предварительном выборе профессии. Данные об успеваемости, результаты освидетельствований и итоги тестирования - основа для профконсультаций. В случае необходимости профконсультант может прибегнуть к помощи медицинской, психологической служб, располагающих необходимыми специалистами. Профориентационная работа в Германии
9 1) теория случайности или случайного выбора; 2) концепция внутреннего импульса Э.Джоуна; 3) концепции свободного развития Э. Гинсберга, С. Гинсбурга, С. Аксельрода, Дж. Херма (социолог, психолог, врач и экономист). Они выделили три последовательных возрастных этапа в подготовке к выбору профессии: до 11 лет время "фантазий", от 11 до 17 лет - годы так называемых пробных выборов, лет – период реалистических решений. 4) теория Д. Сьюпера - профессиональное развитие - длительный и динамичный процесс, имеющий определенную структуру. 4) социологические концепции профессиональной ориентации А.Лоуренса, М.И.Томаса и других. В настоящее время главным национальным богатством страны провозглашаются высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Несколько теорий профессиональной ориентации в Соединенных Штатах Америки
10 Взаимосвязь с реально существующими потребностями в рабочей силе. Важной формой познания мира профессий для учащихся являются самостоятельные занятия в специализированных центрах профессиональной ориентации (центрах выбора). Это особый тип учреждений, располагающих автоматизированными информационными системами, видеотехникой, электронными экзаменаторами. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о 4 тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) содержание трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на местном и общенациональном рынках труда. Профессиональная ориентация в Канаде
11 Одна из главных целей образования которой подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам. Тест С. Фукуяма, позволяющий количественно оценить способность выбирать профессиональный путь школьников. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). Автор выделяет три основных фактора осознанного выбора профессии: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы выявить свои возможности, учащиеся подвергают анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу. Самоанализ осуществляется в сочетании с наблюдением, изучением и оценкой экспертов-взрослых – педагогов, психологов, родителей – для своевременной коррекции самооценки. Одна из главных целей профориентации в Японии подготовка к карьере
12 Каждый год японские подростки по выбору участвуют в разных видах работ из 16 фиксированных областей труда. К ним относятся: растениеводство; животноводство; рыбоводство; изготовление вещей двух типов: а) приближающихся к сфере промышленного производства и б) к сфере обслуживания и ремеслу; работа с механизмами ; канцелярская работа; бизнес; обеспечение контактов с людьми; заготовка продуктов питания; проектные и чертежные работы; приготовление пищи; уход за людьми; публичные выступления; спортивные занятия; исследовательская работа. Выделенные группы отражают рынок труда в Японии. В них представлены все виды деятельности: взаимодействие с человеком, техникой, природой, знаковыми системами, художественными образами. В течение трёх лет учащиеся получают возможность иметь 48 профессиональных проб. 16 фиксированных областей труда в Японии
13 В Беларуси. Основной рубеж профориентации – для выпускников педагоги обязаны составить определенные рекомендации для выпускника относительно выбора профессии с учетом его способностей, интересов и наклонностей и потребностей страны в кадрах. Страны СНГ
14 В России современная трактовка профессиональной ориентации включает 4 ее основных аспекта: профессиональная информация снабжает человека сведениями о хозяйственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональный учебных заведениях; в процессе профессиональной консультации изучаются и сопоставляются возможности и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам с целью выработки рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения; выделяются также профессиональный отбор, в ходе которого оформляется заключение о пригодности к определенному виду деятельности, и профессиональная адаптация – приспособление человека к содержанию и условиям конкретного вида трудовой деятельности. Страны СНГ
15 Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в современном мире уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, наряду с помощью в выборе профессии приоритетным является: формирование самостоятельности, умения оценивать себя в контексте рынка труда, стремления к профессиональной конкурентоспособности и мобильности, самостоятельному выстраиванию карьеры, использование активных форм и методов обучения, организация профессиональных проб и трудовых практик, практика создания в школах мини-предприятий. Выводы Г. Еган "Опытный помощник« Д. Баретт и Д. Вильямс "Проверьте свои возможности"
16 Литература Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в Великобритании /С.С.Гриншпун //Педагогика. – – С.100 – 105. Гриншпун С.С. Опыт создания государственной службы профориентации во Франции /С.С.Гриншпун //Педагогика. – – С.85 – 91. Гриншпун С.С. Профессиональная ориентация школьников в США /С.С.Гриншпун //Педагогика. – – С.65 – 72. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», – 496 с. Теория и практика управления персоналом: Учеб.-метод.пособ. / Авт.-сост. Г. В. Щёкин. К.: МАУП, С Укке Ю.В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников /Ю.В.Укке //Вопросы психологии. – – С
17 Информация
18 Спасибо за внимание! Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.