Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВсеволод Мишунькин
1 1 «Устойчивое развитие компаний и менеджмент качества – интеграция концепций и подходов » (15 ноября, 2006, г. Липецк) Швец Валерий Ефимович, к.э.н., Директор программы EMBA Oil & Gas Стокгольмской школы экономики в России (SSE Russia) Академик Академии проблем качества РФ, Член Совета Международной Гильдии профессионалов качества, Главный аудитор IRCA, Эксперт Премии Правительства РФ в области качества, Сертификат ISTO Всемирный День Качества в России
2 2 Эволюция корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития (SD) Источник: Pricewaterhouse & Coopers От фокуса на прибыли Компания существует только ради краткосрочной выгоды акционеров ОбезьянаЧеловек К филантропии Пассивные пожертвования по мере необходимости К участию в делах сообщества Стратегические пожертвования с привязкой к бизнес интересам, включая благотворитель- ный маркетинг К инвестициям в общество Стратегические партнерства по инициативе компании К устойчивому бизнесу С отражением в бизнес- функциях, целях, стратегии
3 3 Основные потоки в системе менеджмента Видимость процесса Степень влияния на успех компании Материальные потоки Информационные потоки Эмоциональные потоки (человеческие коммуникации ) Финансовые потоки © Dr. Valery Shvets
4 4 Более 30 лет, начиная со знаменитого доклада Римского клуба «Пределы роста» (1972 г.), ученые и общественные деятели из разных стран мира призывают осознать глобальную опасность для человечества ничем не ограниченного роста производства и потребления. В 1992 году в Рио–де–Жанейро прошла весьма представительная всемирная конференция по окружающей среде и развитию, по результатам которой была принята соответствующая Декларация. Декларация содержала 27 принципов, первым из которых был следующий: «Человек является центральным звеном при рассмотрении вопросов устойчивого развития, которое ориентировано на охрану здоровья и обеспечение полноценной жизни человека в гармонии с природой». Возникновение концепции SD
5 5 С этого момента концепция устойчивого развития становится некоторой доминантой менеджмента компаний мирового уровня. В августе 2002 года в Иоганнесбурге прошел Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию. Устойчивое развитие – это новая философия развития общества, основанная на интеграции социальных, экологических и экономических аспектов при принятии решений и в практической деятельности, направленных на обеспечение как потребностей настоящего времени, так и жизнедеятельности будущих поколений людей. Возникновение концепции SD
6 6 Дальнейшее развитие идей устойчивого развития привели в конце 90-ых годов к идее создания в отдельных компаниях и бизнес – сообществах необходимых условий для совместной охраны природы и труда людей. В 1997 Дж. Элкингтон (John Elkington) сформулировал тройную цель устойчивого развития для бизнеса, а именно: Люди, Планета, Прибыль или People, Planet, Profit (3Р), причем именно в такой последовательности приоритетов. В 1999 году на Всемирном экономическом Форуме в г. Давосе генеральный секретарь ООН Коффи Анан обратился к лидерам бизнеса с посланием, которое было названо Глобальное соглашение («Global Compact») и содержало 9 универсальных принципов взаимоотношений человека, общества, природы и бизнеса. В настоящее время большинство международных компаний, оперирующих в мировом масштабе, объявили свою приверженность Глобальному соглашению. Возникновение концепции SD
7 7 Таким образом, целевой блок современной компании был полностью построен на основе концепции устойчивого развития и был призван обеспечить соблюдение баланса интересов бизнеса, людей, общества и, самое главное, будущих поколений. По существу, будущие поколения становятся важнейшей заинтересованной стороной (или стейкхолдером, stakeholder) компании наряду с потребителями, персоналом, партнерами и т.д. Развитие концепции SD
8 8 «Быть цельным человеком, обеспечить спокойствие, достигнуть высокого уровня семейного благополучия; руководить своей фирмой так, чтобы она приносила радость тем, кто в ней работает, служила во имя благополучия покупателей и обеспечивала процветание своих хозяев; помогать обществу, которому грозят братоубийственные распри, в достижении единства» Джозеф Чемберлен Уилсон (руководил компанией «Xerox» с 1945 года). Главные задачи, которыми руководствовался этот гражданин, собственник и топ – менеджер Возникновение концепции стейкхолдеров
9 9 Возникновение концепции стейкхолдеров: взгляды Рассела Акоффа «Представлять корпорацию как организацию – значит смотреть на нее глазами стейкхолдеров» (Р. Акофф, 1985). Корпорация Кредиторы Правительство Поставщики Персонал Инвесторы Потребители Деньги, труд, товары
10 10 « Цель корпорации – это не защита интересов какой либо одной группы стейкхолдеров за счет какой бы то ни было из остальных. Ее цель – служить всем им путем увеличения их возможностей добиваться своих целей все более и более эффективно» (Источник: Рассел Акофф) Возникновение концепции стейкхолдеров: взгляды Рассела Акоффа
11 11 Что такое качество? «Качество - это способность совокупности свойств объекта (продукции, процесса или системы) удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон» (Швец В.Е., 2002 год) © Dr. Valery Shvets
12 12 Что такое менеджмент качества? «Система менеджмента качества - это система взаимоотношений заинтересованных сторон по поводу совокупности свойств объекта (продукции, процесса или системы)» (Швец В.Е., 2002 год) © Dr. Valery Shvets
13 13 Концепция стейкхолдеров: Что такое качество? Стратегия в области качества, как правило, требует последовательного рассмотрения следующих аспектов: - безопасность; - бездефектность; - потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. © Dr. Valery Shvets
14 14 Все хотят добиться успеха и процветания. По сути это главные цели любой деятельности, в т. ч. и бизнеса. Многие считают, что успех зависит не только от удачи, Его Величества Случая (играет ли Бог в кости?), спонсоров, инвесторов, наличности и других приятных вещей, но и от системы менеджмента, неправда ли? Подходы в рамках концепции SD
15 15 Но… он, менеджмент, бывает разный, например: западный и восточный. Принято считать, что: 1.Японский менеджмент нацелен на процесс, а западный – на результат; 2. Принцип IBM «Уважение к личности». Принцип Komatsu – «Вместе сеем, вместе собираем урожай»; 3. На Западе планирование – обязанность менеджеров, в Японии – обязанность каждого сотрудника и т.д. Подходы в рамках концепции SD
16 16 Японские принципы управления персоналом Эта система зародилась не в эпоху феодализма, а в начале прошлого века (в 20 – 30 ых годах): «пожизненный» найм; «зарплаты по старшинству», т.е. она на 70% зависит от возраста и стажа работы; ротация кадров; «статусное продвижение» (планирование карьеры); обучение на рабочем месте.
17 17 Японская парадигма устойчивого развития В японском бизнесe уже давно сформировалась следующая управленческая парадигма устойчивого развития Стандартизация Стабилизация Улучшение Инновации © Dr. Valery Shvets
18 18 Классификация г- на Сои Шиба (Shoji Shiba, Japan) Контроль (Control) Q Время Кайдзен (Continual Improvement) Время Q Инновации (Breakthrough) Время Q Лик Будды © Dr. Valery Shvets
19 19 Основные принципы Lean Production: (Тайити Оно 1912 – 1990 гг., Taiichi Ohno) © Dr. Valery Shvets
20 20 Модель СМК по JIS TR Q 0005:2005 Требования заинтересованных сторон 1. Инновации СМК 5. Знания и инновации 12. Инновация СМК 6. Система менеджмента качества 2. Постоянное улучшение СМК 10. Улучшение СМК 7. Ответственность руководства 8. Менеджмент ресурсов 11. Оценка удовлетворенности заинтересованных сторон 3. Постоянное улучшение продукции 9. Процессы ЖЦП Удовлетворенность заинтересованных сторон 4.1. Устойчивое развитие; 4.2. СМК для реализации бизнес - стратегии; принципов СМК.
21 21 Элементы новизны в JIS TR Q 0005: Определение и операциональное применение во внутрифирменном менеджменте корпоративной политики и стратегии с учетом концепции устойчивого развития; 2. При формировании стратегии и стратегических целей необходимо понимание и идентификация потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон (например, не только нынешних собственников компании, но и, например, будущих поколений людей); 3. Самообучение и инновации как главные технологические инструменты стратегического развития; 4. Первенство корпоративной стратегии над процессным подходом на уровне производственной структуры.
22 22 Основные моменты JIS TR Q 0005: Устойчивое развитие (или рост) компании базируется на определенной стратегии (Strategy), а также постоянном обучении и инновациях (Learning&Innovation); 2. Стратегия имеет как минимум три иерархических уровня – общекорпоративная стратегия, бизнес – стратегия и стратегия по отдельным видам продукции (услуг). Она основывается на Профиле организационных возможностей (Organizational capability profile) компании; © Dr. Valery Shvets
23 23 Основные моменты JIS TR Q 0005: Профиль организационных возможностей – это аналитический документ, отвечающий на вопрос, что представляет собой компания с т.з. рыночного позиционирования, внутренних ключевых компетентностей, конкурентных преимуществ, возможностей персонала и т.д. и т.п. Этот профиль включает анализ выпускаемой продукции,уровня технологий и другие возможности организации; 4. Трехуровневая модель системы менеджмента качества (СМК): постоянное улучшение продукции (услуг), постоянное улучшение СМК и инновации СМК; © Dr. Valery Shvets
24 24 Основные моменты JIS TR Q 0005: Понимание восприятия компании всеми заинтересованными сторонами. Баланс интересов заинтересованных сторон рассматривается как естественный базис общекорпоративной стратегии; принципов СМК. © Dr. Valery Shvets
25 25 Модель СМК по JIS TR Q 0005: Создание ценности для потребителя 2. Ориентация на общественные ценности 9. Принятие решений, основанных на фактах 10. Личное и организационное самообучение 11. Быстрая реакция 12. Автономность 12 принципов менеджмента качества © Dr. Valery Shvets 3. Лидерство в предвидении 4. Понимание ключевых компетентностей 5. Вовлеченность персонала 8. Процессный подход 7. Всеобщая оптимизация 6. Сотрудничество с партнерами
26 26 Модель совершенства EFQM
27 27 Движение к Совершенству Уровень зрелости (Модель EFQM ) Призеры по Модели EFQM Уровни Совершенства EFQM ИСО 9004:2000 ИСО 9001:2000 ИСО 9001:1994 Время Соответствие продукции + Удовлетворение потребителей + Удовлетворение заинтересованных сторон + Совершенство организации Источник: Excellence Network, vol.1, issue 12, p. 6, 2001.
28 28 Четырехфазная Модель д-ра Т. Харджоно (T. Hardjono) Сверх - чувствительность Строгость Внутренняя ориентация Внешняя ориентация Творчество Гибкость Эффективность Результативность Любительство Анархия Бюрократия Сегментация Ориентация на контроль Ориентация на изменения Инерция «Пробуж -дение» «Зату- хание» Хаос
29 29 Важнейшие заповеди современного менеджмента Восток 1. И. Нонака, Н.Такеучи 2. Тайити Оно 3. Йосио Кондо, Йосинори Изука Запад 1.Питер Сенге 2.Джек Уэлч 3.Джим Коллинз Учитесь и меняйтесь! Изменяйтесь…, а затем изменяйтесь снова!!! Сохраняйте свои лучшие традиции и ценности !!!
30 30 Просто важные мысли великих людей «Совершенствоваться – значит меняться; Быть совершенным – значит меняться часто». Сэр Уинстон Черчилль
31 31 Логические связи устойчивого развития компаний Самообучение (Learning) Инновации (Innovation) Улучшения (Improvement) Изменения (внешние и внутренние) (Changes) Устойчивое развитие (Sustainable Development)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.