Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДемид Шагаев
1 Фондовый рынок Украины: эволюция целей и смысла Ю.А.Белецкий Генеральный директор ООО «КУА ЛИКО-Инвест» Конференция Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса июня 2013 года, Ялта, Украина
2 Начало ФР Украины: Законы В 1991 году принят Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже». В следующие 2-3 года появляются первая биржа (УФБ), украинские акции и торговцы ценными бумагами. В марте 1993 вступает в силу Декрет Кабинета Министров «О доверительных обществах» и Положение «Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях». Для аккумулирования приватизационных сертификатов создаются инвестиционные фонды и доверительные общества. Наступает важнейший этап развития украинского рынка ценных бумаг - массовая приватизация гг.
3 Начало ФР Украины: Биржи и не только Первый на Украине организованный рынок ценных бумаг - Украинская фондовая биржа (УФБ) была зарегистрирована 29 октября 1991 года. В 1992 году была организована Валютная биржа (УМВБ с 1993 года). Затем возникли Внебиржевая Фондовая Торговая Система (ПФТС), образовавшаяся в конце 1995 года. В настоящее время в Украине работает 12 бирж. Сложившаяся инфраструктура рынка в 1998 году насчитывала уже десятки тысяч субъектов. При этом через организованный рынок проходило 7-8% всего объема сделок.
4 Начало ФР Украины: Приватизация 6 марта 1992 года был принят Закон Украины «О приватизационных бумагах». Именно с этого момента в Украине был дан старт на изменение социально-экономического строя и начались радикальные реформы экономики. На начало 1994 года свои сертификаты в Сбербанке Украины получили 8 млн. или 15% населения. В дальнейшем процедуру приватизации ускорили и в 1995 году началась «большая приватизация через корпоративизацию» – предприятия преобразовывались в ОАО и за три года акции более чем 8 тысяч объектов были проданы на сертификатных аукционах. Приватизация стала главным фактором развития ФР в Украине, хотя этап фактического становления рынка ценных бумаг надо отнести к 1997 году, когда поступление иностранных инвестиций обеспечило развитие вторичного рынка ценных бумаг и обусловило высокие темпы роста акций украинских эмитентов.
5 Начало ФР Украины: ГКЦПФР С 1992 года госуправление ФР велось департаментом Министерства финансов. Управление приватизацией было функцией Фонда госимущества. 12 июня 1995 года был, наконец--то, создан регулирующий орган для рынка ценных бумаг - Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ныне НКЦБФР) и в 1996 году принят Закон «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине». Централизованное регулирование дало возможность определенной мерой упорядочить деятельность участников рынка. Очевидно, что такой шаг был необходим еще до начала массовой приватизации.
6 Основные проблемы для ФР. Покой нам только снится Что мы имеем. Несистемный характер государственного регулирования, неудачные попытки трех административных реформ (например, в течение гг. было образовано 24 органа государственного управления и ликвидировано 17. Из принятых за 20 лет Законов Украины 70% давно стали балластом, так как решали краткосрочные задачи или решали их бестолково, только 5-10 % ЗУ сумели пережить без капитальных изменений одну каденцию Верховной рады). Украина и сегодня не имеет государственной стратегии, в которой были бы слиты воедино все приоритеты и выстроено древо целей на дальнюю перспективу. Проблема для ФР – нестабильность правовой базы и постоянная смена стратегических приоритетов. Самый мобильный рынок не может правильно развиваться без постоянства в правилах игры.
7 Основные проблемы для ФР. Переизбыток с недостатком 1. Избыточность. Избыточность инфраструктуры ФР возникла и существует по нескольким причинам: инерции от приватизации, местечковость собственников, которые из-за нестабильности строят свое натуральное хозяйство, технический характер рынка (тут надо все «свое» для своей игры). Естественно количественная перегруженность создает избыточные расходы и организационные проблемы управления ФР. 2. Недостаток. Нехватка в количестве и разнообразии новых инструментов ФР (например, валютных фьючерсов) уменьшает гибкость и, следовательно, доступность для потенциальных инвесторов. Более того, из-за новаций в нормативной базе для некоторых инструментов сужается спектр их использования
8 Смысл существования ФР для экономики Несколько вариантов определений «смыслов»: Ускоряет оборот активов (капиталов) в экономике; Ускоряет возникновение активов (капиталов) в экономике; Дает сравнительную оценку стоимости активов (капиталов); Повышает ликвидность активов, в том числе «труднооцениваемых»; Связывает текущую стоимость денег с состоянием экономики; Индексирует динамику экономики в связи с денежным рынком; Привлекает в бизнес «временно» свободные средства (перенос потребления в будущее);
9 Общие задачи фондового рынка Задачи, которые решает ФР в обществе и экономике: 1. Обеспечивает экономически обоснованное перетекание денежных ресурсов между различными видами и отраслями. 2.Создает открытость и доступность владения и управления бизнесом; 3.Создает справедливые условия для привлечения средств в бизнес; 4.Открыто ведет отбор лучших компаний и проектов; 5.«Связывает» потребительские деньги и перенаправляет их на инвестирование бизнеса; 6.Создает возможность перехода сегодняшних идей в деньги «завтра»;
10 Общие задачи фондового рынка. Мнения Мнения экспертов, специалистов и просто «слыхавших» о результатах первых двадцати лет… ТЕМА - ЗАДАЧАДАНЕТ 1 Перетекание денежных ресурсов между различными видами и отраслями Открытость владения и управления бизнесом Справедливые условия для привлечения средств в бизнес Выжили лучшие проекты и компании «Связало» потребительские деньги и перенаправило их на инвестирование бизнеса; Вчерашние идеи превратились в деньги 225
11 Сравнение динамики развития ВВП И ФР Изменение ВВП Изменение объема выпуска ЦБ
12 Сравнение динамики развития ВВП И активов банковской системы Изменение ВВП Изменение активов банков
13 Сравнение динамики относительной доли эмиссии ЦБ и активов КБ к ВВП Изменение доли ЦБ в ВВП Изменение доли активов КБ в ВВП
14 Вывод 1 Полное доминирование банков приводит к перекосу всей системы экономического регулирования, сужает спектр финансовых инструментов, ограничивает приток средств населения, повышает общесистемный риск, ограничивает приток инвестиций.
15 Программа дерегуляции. Пора? С момента своего создания НКЦБФР пришлось решить множество правовых, организационных и технологических задач (проанализировать фондовый процесс, создать алгоритм учета, корректно описать нормативно-правовой аспект, довести до состояния использования… и т.д.). Если учесть непостоянство юридической основы и человеческий фактор, то легко согласится, что есть правила, требования и нормы, которые дублируют и отягощают положение или уже утратили значение, противоречат или не согласуются с другими ведомственными целями. Вывод. Нужна концепция и программа дерегуляции.
16 Пример изменений в сфере государственного управления: строительство жилья Последние несколько лет произошли качественные изменений в системе государственного управления некоторыми отраслями. Как пример - жилищное строительство. Отличается большой капиталоемкостью, тесной связью с социальными задачами и непосредственными отношениями с населением. В произошли большие изменения в разрешительной и контролирующей системе. Уже сейчас отмечают рост привлекательности этого бизнеса для среднего класса, большую ликвидность, экономию ресурсов и времени. Риски, которые неизбежно окружают инвестиционный проект, структурированы и снижены. Отрасль стала «драйвером» экономического роста, ввод жилья 2012 вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом.
17 ИСИ vs Банки Сравнение динамики роста КУА и КБ (число нормировано на 1). Полный аналог со сдвигом на 12 лет. История повторяется…нет!
18 ИСИ vs Банки. 2 Сравнение динамики роста активов КУА и КБ (число нормировано на 1). Полный аналог со сдвигом на 12 лет. История повторяется…нет!
19 Вывод 2 Характерной чертой многих управленческих процессов в Украине – является недалекий временной горизонт. Нередко решения не выдерживают проверку временем в несколько месяцев. Фондовый рынок нуждается в высокой политической, управленческой и инфраструктурной стабильности, противном случае он будет отражать только волевые, а значит «технологические» стороны экономического процесса. Только в этом случае «инвестор» на ФР будет осознавать, что он работает в прозрачной и справедливой среде. Пусть даже весьма жестокой, но по-своему справедливой.
20 ВЫВОД 3 На основании мнений экспертов и анализа экономических и инфраструктурных показателей Украины за последние двадцать лет прослежена эволюция роли фондового рынка (ФР) в экономике Украины, изменения взглядов и мнений о смысле его существования и целей государственного управления рынком ценных бумаг. Основной вывод: за двадцать лет общество и власть не осознали роль ФР, как важнейшего рычага экономического развития. Бессистемность управления экономикой, «краткосрочность» и «неожиданность» принимаемых решений, в том числе нормативных актов, не создают важной предпосылки для успешной развития ФР – стабильности. Как следствие – подчиненная роль и технический характер рынка.
21 Увидим ли мы завтра? Александр Пушкин в 1831 году в романе «Евгений Онегин» написал: ….. Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит. Со временем (по расчисленью Философических таблиц, Лет чрез пятьсот) дороги верно У нас изменятся безмерно: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир На каждой станции трактир.
22 Контакты ООО «КУА «Лико-Инвест» Тел.: (044) Факс: (044) Web: Генеральный директор: Белецкий Юрий Александрович
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.