Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Чечуев
1 Тема 1: Психология религии как область научного знания
2 Вопросы по теме: 1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей психологии и религиоведению; 2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии, социологией религии, антропологией религии; 3. Объект исследования психологии религии;
3 1. Междисциплинарность психологии религии, ее отношение к общей психологии и религиоведению; » Психология религии относительно молодая наука, возникновение которой относится большинством исследователей к рубежу ХIХ и ХХ веков. Появление этой науки связано как с внутринаучными тенденциями развития научного знания, так и с внешними факторами функционирования науки. Интегрирующим началом формирования психологии религии является междисциплинарность. Даная наука возникает на стыке существования ряда наук: общей психологии, социальной психологии, психологии личности, религиоведения, социологии, антропологии и т. д.
4 Психология религии ориентирована на изучение религиозного человека и те проявления, которые выражают его религиозную сущность (особенности религиозного сознания, структуру, функции и типы религиозности, специфику религиозного опыта, религиозных чувств, религиозной веры, религиозное развитие человека, также социально-психологические факторы веры, психологические аспекты жизни религиозных общин, религиозных культов и многое другое). С одной стороны, такой предмет изучения предполагает необходимость взаимосвязи с многими науками, а с другой стороны, уточнение специфики предмета психологии религии. Для этого сначала следует уточнить место психологии религии в системе психологических и религиоведческих наук.
5 Специализация научного знания, характерная для нашего времени, затронула и область психологии. Если в XIX веке речь шла, как правило, о психологии как единой научной дисциплине, то в XX веке происходит прогрессирующая дифференциация психологических наук. Ныне, наряду с общей психологией, существуют и успешно развиваются детская, педагогическая, инженерная психология, патопсихология, социальная психология. Указанные научные дисциплины, имея общей задачей изучение человеческой психики, в то же время отличаются друг от друга как с точки зрения своего предмета, так и в особенности с точки зрения своего подхода, своей методологии и методики изучения психики. Поэтому, прежде всего, предстоит выяснить, какое место занимает психология религии в системе указанных научных дисциплин, какая отрасль психологического знания наиболее близка ей с точки зрения предмета и методологии.
6 Изначально предмет психологии религии можно обозначить как изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных и реализующихся в их поведении. Тогда возникает вопрос: на каком уровне психологического исследования, с помощью какой науки можно выявить психологические особенности верующих? Неоднократно предпринимались попытки выявить их на физиологическом уровне. В XIX веке и в начале XX века некоторые психологи писали о существовании особого «религиозного инстинкта». «Инстинктивистские» концепции в настоящее время не пользуются популярностью, ибо они обнаружили свою полную несостоятельность.
7 Поскольку на уровне физиологии выявить психологические особенности религиозных людей проблематично, то, возможно, это можно сделать на уровне общей психологии, с помощью ее средств и методов исследования психики? Ответить на этот вопрос позволит краткий анализ двух особенностей общей психологии, которые имеют важное значение для определения предмета психологии религии. Первая особенность состоит в том, что общая психология изучает человеческую психику в основном процессуально, функционально, а не содержательно. Это значит, что общую психологию интересуют общие законы функционирования психических процессов: мышления, восприятия, эмоций, воли и т. д. Происходит абстрагирование от вопроса о том, каково содержание человеческих мыслей или восприятии, какова направленность чувств или воли личности.
8 Вторая особенность общей психологии заключается в том, что она рассматривает последнюю в ее общих чертах и закономерностях, свойственных людям любой эпохи, принадлежащим к любому классу, социальной группе и т. п. Она не изучает те или иные социальные типы личности, особенности психики каждого из этих типов, взаимодействие личности с социальной группой. А верующие представляют собой особый социальный тип личности, который может быть понят лишь в его социальном контексте, т. е. исходя из анализа определенной эпохи, социальной микро- и макросреды, роли и места верующего в религиозной общине, психологического воздействия на него единоверцев.
9 Все это говорит, что психологические особенности верующих нельзя выявить на основе общепсихологического исследования. Параллельно в системе психологических наук формировалась и другая позиция, которая исходила из того, что психология религии может быть исследована на основе социальной психологии. Но главный вывод, который был сделан, заключается в том, что раскрывать природу религии можно исключительно на основе междисциплинарного взаимодействия. И в первую очередь через обращение к опыту религиоведческого анализа.
10 2. Специфика психологии религии и ее взаимосвязь с философией религии, социологией религии, антропологией религии Религиоведение изучает религию с точки зрения ее общих закономерностей и особенностей как формы общественного сознания. Здесь можно выделить несколько разделов: история религии, теория религии (философские, социологические, психологические, антропологические, феноменологические), типология религий и т. д. Философия религии является базовым разделом религиоведения, поскольку в ее рамках разрабатываются наиболее общие понятия и концепции объекта изучения. Эти понятия и концепции многообразны, а интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа – натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, персонализма, неотомизма и т. д.
11 Социология религии является как важным разделом религиоведения, так и самостоятельной наукой, оформившей свою самостоятельность на рубеже ХIХ и ХХ веков. Социология религии исходит из того тезиса, что объяснить религиозный феномен с позиции субъективного опыта не представляется возможным в полной мере. Религия рассматривается как общественная подсистема. Она представляет собой измерение социальной жизни, четко выражающее основы человеческого существования в его социальном бытии. Сегодня социология религии представлена следующей структурой: понимающая социология, социология социального действия, формальная социология, интегральная социология, материалистическая социология религии, а также компаративно-типологическое, структурно-функциональное, феноменологическое направления и т. д.
12 Антропология религии – научная дисциплина, связывающая сущность религии с природой человека, его эволюционными, расовыми, этническими, культурными особенностями. Религия существует столько же, сколько существует человек (главное тому свидетельство – погребения людей). Религия представляет собой явление, которое эволюционирует вместе с человеком от простых форм к сложным. Природа религии лежит в архаических представлениях о мире у предков современного человека. Антропология религии представляет собой сферу знания, изучающую антропологические теории мифа, антропологические теории ритуала, состояние и структуру народной религиозности, когнитивные представления, этологический подход и т. д.
13 Феноменология религии относительно молодая наука и отрасль религиоведения. Она складывается в ХХ веке. Нельзя сказать, что ее предметное поле представляет четкую ясность по сравнению с другими сферами религиоведения, тем не менее, феноменология религии исходит из того понимания сущности религии, которое стремиться выяснить ее с помощью проявлений последних. Главными понятиями феноменологии религии являются такие, как священное и профанное (их отличия). В феноменологии религии соотносятся представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в состоянии коммуникации индивидов с позиции религиозных значений и смыслов. В феноменологии религии сложилось две традиции изучения ее предмета: дескриптивная и интерпретативная
14 3. Объект исследования психологии религии К психологическим факторам религии относятся состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных начал в связи с гносеологическими. Различают общественно- психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.
15 Общественно-психологические предпосылки религии составляют феномены психологии общества и групп. К ним относятся: кризисные состояния общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения, общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания, психического заражения, традиции, обычаи и пр. Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы могут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем, тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях и т.д.
16 Индивидуально-психологические факторы действуют в психологии индивида. Это предпосылки переживания всесторонней зависимости от других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти, духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности, ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления. Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся предметы удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро переживается в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и поражениях.
17 Таким образом, предмет психологии религии представляет собой изучение психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, группы, общества. Общее представление о предметном поле психологии религии выражает собой совокупность следующих моментов: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) изучение многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений – культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения и т. д.; 5) методика психологических исследований религиозности.
18 Однако следует сказать, что психология религии представляет особую отрасль знаний в ряду дисциплин, изучающих религию. Дело в том, что подавляющее большинство концепций, интерпретирующих религию носит, социологический характер. Это действительно важно и необходимо для исследований религии. Но психология представляет собой ту перспективу изучения религии, которая позволяет по-новому определить сущность последней. Такой подход представлен в литературе отечественным исследователем Е.А. Торчиновым, который достаточно своеобразно и оригинально обозначает предмет психологии религии. Это не значит, что выше обозначенные предмет и предметное поле психологии религии неверны, а значит, что в рамках психологии религии формируется новый подход в понимании предмета этой дисциплины, который, если так можно выразиться, обозначает «чисто психологическую природу» религии.
19 Под психологией Е.А. Торчинов понимает не то, что обычно имеется в виду, когда говорится о психологии религии. Под психологией религии обычно подразумевается исследование религиозных чувств, переживаний, жизненных установок и ценностных ориентации верующих. Эти вопросы, хотя и могут косвенно касаться нового понимания предмета психологии религии, однако, никоим образом непосредственно не входят в его предмет. Под психологией отечественный исследователь понимает, прежде всего, именно религиозный опыт в достаточно узком смысле этого слова. Религиозный опыт – это те переживания и состояния сознания, которые обычно относятся религиеведением к области мистики и которые являются объектом достаточно пристального внимания со стороны представителей глубинной психологии, прежде всего К.Г. Юнга, и трансперсональных психологов (С. Гроф, К. Уилбер и др.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.