Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛев Стрыгин
1 1 «Санкт-Петербургский Индустриальный Акционерный Банк »
2 2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ СУПЕРМАРКЕТОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Власенкова Юлия Борисовна Главный специалист Комитета по стратегическому развитию и планированию ОАО «СИАБ»
3 3 3 Классификация финансовых посредников Финансовые супермаркеты = Финансовые конгломераты Коммерческие банки Инвестиционные банки Ипотечные банки Розничные банки Региональные банки Инвестиционные компании Финансовые брокеры Управляющие компании Страховые компании Лизинговые компании Интернет-брокеры Forex-клубы Хедживые фонды Факторинговые компании Консалтинговые фирмы Негосударственные пенсионные фонды Институты коллективных инвестиций (паевые инвестиционные фонды, взаимные, трастовые фонды) Банки Небанковские финансовые посредники Специализированные финансовые посредники Интегрированные финансовые посредники
4 4 4 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ Ужесточение конкуренции; Усиление процессов M&A; Упразднение законодательной базы, запрещавшей ранее совмещать ведение коммерческой банковской деятельности с инвестиционной и страховой деятельностью; Финансовые посредники всё чаще выбирают стратегию развития розничного бизнеса; В борьбе за лояльность клиентов финансовые посредники начинаю позиционировать себя как финансовые супермаркеты.
5 5 Финансовый супермаркет На практике «финансовый супермаркет» включает следующие основные направления бизнеса: Розничные банковские услуги Страхование жизни и страхование ущерба Инвестиционные продукты
6 6 6 Эволюция финансовых супермаркетов Первые финансовые супермаркеты появились в США в начале 20-х годов XX века, но они не получили развития в связи с введением закона - Glass - Steagall Banking Act; В Западной Европе ФС появились в е годы XX века в результате слияний банков и страховых компаний. Этот процесс получил название Bancassurance - предоставление страховых продуктов через банки; В США и Японии – в конце 1990-х годов на базе объединения банковской и страховой деятельности после отмены закона Гласса Стигала; Сегодня финансовые супермаркеты наиболее развиты в странах Бенилюкса, Южной Европе, США, Японии. Как ни странно, попытки создания таких альянсов в наиболее консервативной Северной Европе не привели к положительному результату; Начало 2000-х годов – Россия: финансовые супермаркеты - еще очень большая редкость.
7 7 7 ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ МОДЕЛИ ЕДИНОГО ФИНАНСОВОГО СЕРВИСА Дистрибутерский договор или стратегический альянс. Совместное предприятие = банк + страховая компания или инвестиционная компания. M&A модель. Greenfield – банк основывает новую страховую компанию. Создание финансового супермаркета, предлагающего одновременно различные финансовые услуги под единым брендом.
8 8 8 МОТИВЫ СОЗДАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СУПЕРМАРКЕТОВ стремление получить синергетический эффект от объединения лучших составляющих бизнеса сторон, входящих в супермаркет; обмен клиентскими базами; повышение качества обслуживания клиентов; финансовая экономия, обусловленная масштабами деятельности; минимизация издержек по маркетингу и рекламе.
9 9 9 ОТЛИЧИЕ ФИНАНСОВОГО СУПЕРМАРКЕТА ОТ ТРАДИЦИОННОГО БАНКА: В большинстве западных финансовых супермаркетов нет стоек с бронированными стеклами, отделяющих сотрудников от клиентов. В новых помещениях создается более «приветливая» атмосфера вместо былой роскоши – традиционного мрамора и зеркал. Отделение принимает формат свободного пространства с диванами и креслами, кафе, детскими комнатами, копировальными центрами и т.п. Сети финансовых супермаркетов работают в большинстве случаев по принципу 24*7 – семь дней в неделю по 24 часа в сутки. Сотрудники финансовых супермаркетов обязательно должны обладать знаниями маркетолога и задатками психолога, они должны не продавать услуги клиенту, а решать проблему клиента – именно в этом заключается новый качественный подход в получении конкурентного преимущества финансового посредника. Часто финансовые супермаркеты открывают свои отделения внутри продуктовых магазинов и торговых центров. Они обучают персонал искусству улыбаться, с тем, чтобы это выглядело как негласное «добро пожаловать, задерживайтесь подольше, заходите еще». Финансовые супермаркеты для улучшения своей деятельности начинают использовать стратегии розничной торговли и сферы услуг, разработанные корпорациями McDonald's, Home Depot, Nordstrom и Starbucks, чтобы гарантировать ставку на потребителя.
10 10 Финансовый супермаркет Lloyds TSB (Великобритания) Финансовый супермаркет «Lloyds TSB» сегодня: Общая стоимость активов млрд. ф.ст. Численность сотрудников человек Рыночная капитализация - 32 млрд. ф. ст. Прибыль до уплаты налогов млн. ф.ст. В результате объединения TSB и Lloyds Bank в 1995 году была образована группа Lloyds TSB Group plc.
11 11 Финансовый супермаркет HBOS (Великобритания) В состав финансового супермаркета входят 4 основных дочерних компании HBOS: Halifax plc – банковские услуги, Великобритания The Governor & Company of the Bank of Scotland - Банковские, финансовые и сопутствующие услуги, Великобритания HBOS Insurance & Investment Group Limited – Страхование и Инвестиции, Великобритания Halifax Share Dealing Limited - Брокерские услуги по покупке/продаже акций без предоставления консультаций, Великобритания Финансовый супермаркет «HBOS» сегодня: Количество клиентов - 22 млн. Стоимость активов - более 540 млрд. ф.ст. Крупнейший в Великобритании поставщик услуг в области ипотечного кредитования и сбережений Один из крупнейших игроков на рынке услуг по открытию текущих счетов и выдаче кредитных карточек в Великобритании
12 12 Финансовый супермаркет ING Group (Нидерланды) ING Group - банковские и страховые услуги, а также услуги по управлению активами в рамках 6 направлений бизнеса: Розничные банковские операции; Корпоративные и инвестиционные услуги; Страхование, Europe; Страхование, Americas; Страхование, Asia, Pacific; ING Direct Банковское направление в структуре бизнеса составляет 53%, страхование – 47%. Финансовый супермаркет ING сегодня: Численность сотрудников человек Количество клиентов - 60 млн. По рыночной капитализации ING входит в число 20 крупнейших финансовых институтов в мире и в число 10 крупнейших финансовых институтов в Европе
13 13 Финансовый супермаркет Credit Agricole SA (Франция) Credit Agricole SA сегодня: Численность сотрудников человек Общая стоимость активов - 1,27 триллионов евро США Чистая прибыль за 2006 год – млн. евро Работает в более чем 60 странах через созданные дочерние компании, союзы и партнерства с европейскими банками.
14 14 ПРЕИМУЩЕСТВА ФИНАНСОВОГО СУПЕРМАРКЕТА Рост комиссионных доходов Расширение продуктовой линейки для клиентов Банка (ПИФы, кредитование под залог паев, полисы ОСАГО и др.) Минимизация собственных рисков Увеличение клиентской базы Рост объемов продаж финансовых услуг через развитые розничные сети; Доступ к новой, лояльной клиентской базе Экономия общих расходов и увеличение прибыльности Развитие новых финансовых продуктов Покупка всех финансовых услуг в одном месте; Широкий спектр финансовых услуг; Экономия средств (скидки) и времени; Единые стандарты качества услуг ДЛЯ БАНКАДЛЯ ПАРТНЕРАДЛЯ КЛИЕНТОВ
15 15 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ Устойчивое снижение доходности традиционных банковских операций и развитие розничного бизнеса вынуждает кредитные учреждения искать новые способы заработка; Стабильный рост потребительского кредитования; Повышение доверия к российским финансовым посредникам; Всё больше российских финансовых посредников делает акцент на качество обслуживания и на построение взаимоотношений с клиентами; Рынок розничных финансовых услуг показывает более динамичные темпы роста, чем рынок финансовых услуг для юр. лиц; Развитие финансовой розницы стимулируется активным ростом торговых сетей; В последние годы Почта России становится одним из активнейших продавцов финансовых продуктов, которая становится серьезным конкурентом финансовых посредников; В условиях усиления конкуренции российские кредитные учреждения – ВТБ24, Альфа-банк, Банк "Уралсиб», Росбанк начали активно развивать свои розничные сети и выходить в регионы; Процесс консолидации бизнеса затронул все сектора российского финансового рынка: от банковского до страхового; В случае вступления России в ВТО на рынок придут крупнейшие западные финансовые структуры, и пойдет процесс конкурентного вытеснения или поглощения мелких финансовых посредников.
16 16 Интеграция финансовых посредников в России в 2006 – 2007 годах >Количество сделок M&A в секторе финансовых услуг в 2006 году почти удвоилось по сравнению с 2005 годом: со 119 до 225 >Крупнейшие сделки: >KBC (Бельгия) приобрел 92,5% Абсолют Банка за $925 млн. (Апр г.); >Société Générale (Франция) купила 20% Росбанка за $632 млн. (Сент г.); >OTP Bank (Венгрия) приобрел 96,4% Инвестсбербанка за $477 млн. (Июль 2006 г.); >Bank Austria Creditanstalt (Австрия) купил 26,4% ММБ за $395 млн. (Июнь 2006 г.) >Nordea Bank (Швеция) купил 85,7% Оргресбанка за $314млн. (Август 2006 г.); >Газпромбанк (Россия) приобрел КредитУралБанк за $294 млн. (Март 2007 г.); >Morgan Stanley (США) приобрел 100% Городского ипотечного банка за $120 млн. (Дек г.); >Merrill Lynch (США) и Ренессанс Капитал (Россия) приобрели 34,5% Пробизнесбанка за $128 млн. (Дек г.); >Консорциум банков J.P. Morgan (США), Goldman Sachs (США), ING Bank (Нидерланды) купили долю в 3,9% Банка Москвы $106 млн. (Август 2006 г.);
17 17 Финансовые супермаркеты: Российская практика 2002 год - ИК "НИКойл" приобрела Автобанк и страховую компанию ПСК (сейчас – Банк «Уралсиб» ), ИК "Тройка Диалог" купила "Росгосстрах", а "Интеррос" - банковскую группу ОВК (сейчас Росбанк) ; Альфа-банк построил собственную розничную сеть круглосуточных отделений "Альфа Банк Экспресс« ; Строительством финансовых супермаркетов сейчас активно занимаются также Сбербанк, Газпромбанк, МДМ-Банк, Банк Москвы и Группа «ВТБ» ; Противоположный пример: от создания финансового супермаркета на основе «Тройки Диалог» и «Росгосстраха» акционеры отказались. Причина – в незначительной клиентской базе, которой нужен кросс-селлинг ; объединение Петро-Аэро-Банка с Инкасбанком, Русбанком, Выборг-Банком и Уралтрастбанком привело к образованию Восточно-Европейской Финансовой Корпорации; в 2004 году инвестиционная компания «ЭЛТРА» приобрела Энергомашбанк; а чуть ранее инвестиционная компания «АВК» купила Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития; "Вэб-инвест Банком" была приобретена инвесткомпания "ЛИНКС Финанс", специализирующаяся на деятельности по слиянию и поглощению ; Первый финансовый супермаркет с участием нерезидентов создала французская банковская группа Societe Generale, которая приобрела в России 3 кредитные организации (КБ «ДельтаКредит», КБ «Промэк-Банк», Банк «Столичное кредитное товарищество») и образовала два дочерних банка – «Банк Сосьете Женераль Восток» и «Русфинанс Банк». По принципу строительства финансового супермаркета пошли и Raiffeisenbank, Citibank, Banca Intesa, UniCredito.
18 18 Технология успеха создания финансового супермаркета В мировой практике не существует универсальной модели для успешного создания финансового супермаркета. В разных странах были использованы различные подходы: M&A Создание или покупка страховыми и инвестиционными компаниями банков Продажа страховых и инвестиционных продуктов через банковские сети
19 19 Сложности при создании Финансовых супермаркетов Бизнес - различия между банками и страховыми компаниями ; Неразвитость bancassurance в России ; Банки предпочитают, чтобы у них было несколько страховщиков, инвестиционных или управляющих компаний, чем один стратегический партнер ; Разные « весовые » категории партнеров: банки обладают активами в десятки - сотни миллиардов рублей, а активы страховых компаний составляют сотни миллионов - миллиарды рублей. требования к собственному капиталу банков на составляют 5 млн. евро, а собственный капитал инвестиционной компании составляет 40 млн. руб., собственный капитал управляющей компании составляет 30 млн. руб. ; Незнание банками страхового, инвестиционного рынков, а страховщиками и представителями инвестиционных и управляющих компаний банковского и страхового рынков ; Отсутствие мегарегулятора. Международный опыт показывает, что мегарегулирование – широко распространенная модель организации финансовых рынков, действующая более, чем в 40 странах мира ; Н ехватка квалифицированных менеджеров.
20 20 ВЫВОДЫ: В Южной Европе, особенно в Италии, Испании, модель ФС работает более эффективно, чем в Северной Европе или США – вследствие ментальности людей, специфики продаж (банковские сотрудники в Англии, например, более консервативны и не готовы продавать другие финансовые продукты); С точки зрения стандартизации, технологичности и качества продуктов и услуг в России пока нет ни одной структуры, которую с полным правом можно было бы отнести к финансовым супермаркетам вроде Citigroup или Chase Manhattan в США; Перспективы создания финансовых супермаркетов в России существуют, но на это нужны как минимум 5-10 лет и инвестиции. Супермаркет предполагает максимальный выбор товаров и услуг, которые должны быть стандартизированы, т.е. в любом офисе финансового супермаркета от Москвы до Владивостока клиенту должны предложить абсолютно идентичные продукты, причем одинаково быстро и качественно во всех офисах.
21 21 ВЫВОДЫ: В Европе, США и Японии опыт создания финансовых супермаркетов оказался достаточно успешным; Ожидается, что к 2010 через финансовый супермаркет будет продаваться более 33% финансовых услуг; Более того, в условиях обострения конкуренции и ростом присутствия дочерних банков иностранных финансовых конгломератов Citibank, Raiffaizenbank, Credit Suisse, Banque Societe Generale и др., интеграция российских банков и небанковских финансовых посредников – одна из стратегий повышения капитализации и конкурентоспособности финансовой системы России; Предполагается, что в России, самой популярной моделью интеграции финансовых посредников станет модель объединения сильного банка и значимых на своих рынках небанковских финансовых посредников. Чем глубже интеграция между банком и небанковскими финансовыми посредниками, тем проще разработать единые стандарты, обеспечить взаимный доступ к информации о клиентах, сократить затраты на персонал, маркетинг и PR.
22 22 Контактная информация 22 Адрес: ОАО «СИАБ» Санкт-Петербург, ул. Черниговская, 8 тел.: (812) Сайт: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.