Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСветлана Шибанова
2 «Крест на скале» «Монастырь на Казбеке»
3 Монастырь на Казбеке Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег ! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине ! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне ! Крест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда ; И после я сбросил бы цепь бытия И с бурею братом назвался бы я ! 1830 г.
4 1. Найти общее в стихотворениях. 2. Найти различия в стихотворениях. 3. Проанализировать образы и средства их создания. 4. Рассмотреть образ лирического героя. 5. Выдвинуть гипотезу об авторстве. 6. Обратиться к фактам биографии поэтов.
5 Стихи о Кавказе. Композиция : в первой части описывается природа Кавказа, во второй – чувства лирического героя. В основе лежит романтическая антитеза, основанная на образах - символах – противопоставление земного мира (« цепь бытия » - « ущелье ») и высшего, небесного, горнего мира (« скала », « крест », « молился » - « монастырь », « ковчег », « заоблачная келья », Бог ). Эти образы придают космический масштаб картине ( пространство и время ). Лирические герои эмоционально показывают свое неудовлетворение земной жизнью и стремление расстаться с земным миром ( пунктуация и употребление глаголов условного наклонения ).
6 Монастырь на Казбеке Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег ! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине ! Туда б, в заоблачную келью, В соседство бога скрыться мне ! В звуковой характеристике ощущается легкость за счет ассонансов. Синтаксис : восклицания и многоточие говорят о радостном стремлении к высоте, вечности, Богу. Лексика : важную роль играют светлые эпитеты (« царственный », « вечными », « реющий », « вожделенный », « вольной », « заоблачную »), указывающие на стремление к свободе, которую можно обрести в вечности. Пространство : очень конкретно, « семья гор » ( горная цепь ), « шатер » Казбека ( многогранная форма вершины, покрытая снегом ), « монастырь » реет над облаками ( облака опускаются ниже вершин и кажется, что монастырь действительно « реет »). Складывается впечатление, что автор видел все это на самом деле. Образы : Казбек, небо – образы высоты, монастырь, Бог – образы духовной высоты, Небо – романтический символ иного мира, монастырь, келья – символы одиночества, отречения от мира, отшельничества, спокойствия.
7 Крест на скале В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда ; И после я сбросил бы цепь бытия И с бурею братом назвался бы я ! 1830 г. В звуковой характеристике чувствуется напряжение за счет аллитерации. Синтаксис : междометие « О » и усилительные частицы « как », « и » и конечное восклицание говорят о душевном надрыве лирического героя, о его стремлении покинуть земной мир. Лексика : негативная (« чернеет », « гниет и гнется », « схватить », « молился и плакал », « цепь », « бурею »), показывает тяжелую внутреннюю борьбу в душе героя. Пространство : неконкретно, может ли быть скала в теснине ( т. е. в ущелье ), может ли быть виден крест на скале, которая находится в ущелье, какие могут быть холмы среди Кавказских гор, орел в таком случае должен лететь вниз, а не вверх. Складывается впечатление, что автор видел картину гор давно, ему не важна конкретика, а важен романтический пейзаж. Образы : скала, облака ( небо ) – образы высоты, цепь бытия – образ земной жизни, молитва, слезы – образ Бога, гниющий крест, брат бури ( скорее Демон, чем Бог ), буря – образы не божественные, это символы духа противоречия и бунтарства.
8 Человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир. Мятежный романтик, на душе которого нет спокойствия, он ищет бури (как будто в буре есть покой?!), душа его рвется между Демоном и Богом.
9 1829 – 29 лет, сватовство к Н. Гончаровой, отъезд на Кавказ ( Тифлис, Арзрум ), романтическое настроение, воспоминания о пребывании на Кавказе во время южной ссылки. Был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г. В ходе войны русская армия захватила в северо - восточной части Турции значительную территорию, в том числе старинный армянский город - крепость Арзрум ( Эрзерум ). Во время путешествия Пушкин вел дорожные записки, легшие в основу очерков. Пушкин так описывает свое свидание с монастырем ( старинной церковью Цминда Самеба ) в книге « Путешествие в Арзрум », в 5 главе : « Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками ». уединенный монастырь
10 1830 г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские традиции романтической поэзии ( исключительность главного героя, недосказанность сюжета, экзотический колорит ). В 10 лет побывал с бабушкой на Кавказе, сильные впечатления : « Горы Кавказские для меня священны » Безответная любовь пятнадцатилетнего поэта к Катеньке Сушковой " Демон " (1829 г.) - в центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы ; над ним тяготеет " грех ", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.
11 (M-lle Souchkoff) В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда ; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я ! Прости, мой друг !., как призрак я лечу В далекий край : печали я ищу ; Хочу грустить, но лишь не пред тобой. Ты можешь жить, не слыша голос мой ; Из всех блаженств, отнятых у меня, Осталось мне одно : видать тебя, Тот взор, что небо жалостью зажгло. Все кончено ! -- ни бледное чело, Ни пасмурный и недовольный взгляд Ничем, ничем его не омрачат !.. Меня забыть прекрасной нет труда, -- И я тебя забуду навсегда ; Я мучусь, если мысль ко мне придет, Что и тебя несчастна убьет, Что некогда с ланит и с уст мечта Как дым слетит, завянет красота, Забьется сердце медленней – свинец Тоски на нем -- и что всему конец !.. Однако ж я желал бы увидать Твой хладный труп, чтобы себе сказать : Чего еще ! желанья отняты, Бедняк -- теперь совсем, совсем оставлен ты !»
12 «Крест на скале» «Монастырь на Казбеке»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.