Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСергей Нестеров
1 Проблемно-поисковый метод Причинно-следственные связи на уроках русского языка и литературы Целевая установка: продемонстрировать отдельные задания, требующие нового способа решения на уроках русского языка и литературы Ведущий научный сотрудник ИРО ПК Пермякова Л.А. (тел )
2 Основные положения Причина – основание, предлог для какого-либо действия Явление, вызывающее обусловленное возникновение другого явления Связь причины и следствия является необходимой Причины являются не любые, а определённые Причины могут быть прямыми и опосредованными Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия («эффект домино») Точность выраженного в поисках знания (причины) определяет степень обоснованности получаемых знаний Способность улавливать (устанавливать) связь между причиной и следствием на основе предыдущего опыта для прогнозирования ситуаций в будущем считается одной из граней интеллекта, а именно – логическим мышлением
3 «Русский язык» В русской языковой системе наблюдается приоритетность причины Причинность выделяется как семантическая категория Задание: - На основе какого принципа данные слова можно разделить на две колонки? При затруднении обратитесь к словарям. 1) Прямой способ появления знака Белобока, синеглазка, самовар, рукотерник ________________________________ 2) Опосредованный способ появления знака Щенок от общеслав. «щеня» "щенок" Корзина от общеслав.«корзить» – плести Смородина от др.-русск. «смород» – сильный запах Задание: - Откуда пошло в народе грубое выражение закрой хайло? ХАЙЛО - хайла, мн. хайла. 1. ср. устье русской печи (см. устье во 2 знач.; обл.). || Выход из топки в дымоходную трубу (спец.). 2. перен., ср. Горло, глотка (простореч.). (из Толкового словаря Д.И.Ушакова)
4 Задание: - Каковы этимологические корни у фразеологической единицы угостить берёзовой кашей? 1 ход – общее значение ФЕ Фразеологический словарь русского литературного языка. М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров,2008. Угостить берёзовой кашей - Разг. Экспрес. Выпороть, наказать розгами. 2 ход – Почему кашей? Фразеологический словарь школьника. Спб.: «Литера», 2004 Кашей называли потому, что розги по-арабски значит «пропитание», тогда как каша на Руси – «пища наша». 3 ход – С чем это связано? Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., 1987 В старой школе начало нового этапа обучения отмечали угощением (кашей) из одного котелка. Нерадивых учеников вместо угощения кашей пороли розгами, то есть потчевали берёзовой кашей. 4 – Вывод: таким образом, …
5 Задание: - Какова функция компонента «волчий» в диалектном варианте названия бересклета бородавчатого - волчьи серьги? 1 ход – Что знаем о волке? Славянские Древности, 1995 Волк – один из центральных и наиболее мифологизированных животных персонажей. Соотносится с другими хищниками – вороном, рысью, щукой и особенно с медведем. Определяющим в символике волка является «чужой». Журавлев, А. Ф. Язык и миф: лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» 2005 За обширностью «волчьей» фитонимии стоит целый комплекс древних индоевропейских мифологических представлений. Волки воспринимались как знаки не социума, а природного мира, как опасные для человека духи; компонент «волчий» становится символом опасности, несъедобности или бесполезности растений. 2 ход – Что знаем об этом растении? Журба, О. В. Лекарственные, ядовитые и вредные растения 2008 При выпасе овец и коз в лесу и на лесных опушках есть риск смертельного отравления животных. 3 – Вывод: В результате исследования … Близкие по смыслу названия: волчец – осот; волчьи ягоды – несъедобные ягоды; волчьи какашки – гриб дождевик)
6 Морфология. Орфография Задание:- Почему в данных словах возможно двоякое написание? – Какую логическую цепочку нужно выстроить, чтобы ответить на этот вопрос? Обезлюдил – обезлюдел; обезводил - обезводел Предметная логическая цепочка: 1) принадлежность к части речи 2) спряжение 3) гласная перед суффиксом -л- 4) переходность 5) семантический подход Практический выход: Своими действиями Наполеон обезлюдил (что? В.п.) город. Действие направлено на предмет, переходный глагол Город обезлюдел. Непереходный глагол
7 «Литература» В литературоведении наблюдается приоритетность следствия Следствие имеет не только конкретно-исторический, но и конкретно- социальный характер А.П.Чехов «Спать хочется» (1888) Анализ прозаического текста Задание: -Выявите ключевые слова и содержательные линии рассказа и определите, как сюжетные образы помогают читателю выявить глубинные причины, повлекшие Варьку на преступление.
8 Ночь. Варька, нянька лет 13, качает ребёнка Ребёнок плачет, хочется спать Ложится зелёное пятно Кричит сверчок, колыбель скрипит, лампадка мигает, Зелёное пятно и тени приходят в движение Затопи печку, поставь самовар, помой лестницу, почисть калошу, сбегай, купи пива, сбегай за водкой, где штопор, покачай ребёнка Ложное представление… Спать, спать, спать… Спит уже крепко, как мёртвая…
9 Историческая справка А.П.Чехов писал:«В детстве у меня не было детства» (Из письма старшему брату от 4 апреля 1893 года). А.П.Чехов писал: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа и ругал мать дурой» (2 января 1889г.) (Б.7, с.15) Н.А.Некрасов писал: «Порвалась цепь железная,/ Порвалась и ударила/ Одним концом по барину,/ Другим по мужику» Л.Н.Толстой образовывал общества в помощь голодающим деревням.
10 Анализ лирического текста Заболоцкий «Движение» Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня. И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкает В его блестящем животе ) Задайте вопросы: Почему 8 ног? Почему руками? Почему борода как на иконе? Почему в животе? 2) Нарисуйте (анфас, профиль, сверху, снизу) I строфа - монолит II строфа – движение, скорость 3) Что знаем о данном периоде творчества поэта? 4) Что достигается за счёт принципа визуализации?
11 И.П.Смирнов «Заболоцкий и Державин» (1969) «Он (Заболоцкий) старался проникнуть в глубь предмета, показать внутреннюю сущность модели, не покидая зрительного ряда. Он защищал право на разрушительную субъективность, сдвинутость, странность мировосприятия и был уверен, что это в конце концов должно привести его к утверждению нового поэтического зрения. Поэтому Заболоцкий и мог сказать о часовом: «В его глазах одервенелых Четырехгранный вьется штык». По той же самой причине и возник в «Движении» образ восьминогого коня».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.