Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛариса Петина
1 Кафедра геоэкологии и геохимии Курс «Техногенные системы и экологический риск» Лекция 1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ОСИПОВА Н.А., доцент кафедры ГЭГХ
2 Техногенные системы и экологический риск Курс читается в 9 семестре для студентов ТПУ, обучающихся по специальности «геоэкология» Число часов - 60 Из них лекционных -40 Практических занятий -20 Содержание курса в системе подготовки геоэкологов геологического профиля направлено на «…изучение и последующее применение студентами современных концептуальных основ и методологических подходов, направленных на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой».
4 Наука о рисках – новая междисциплинарная область знаний «Мы разбили мир на кусочки, назвали их дисциплинами и постарались геометрически изолировать их друг от друга. В результате после 12, 16 и даже 20 лет обучения большинство студентов выпускаются без глубокого, всеохватного понимания единства вещей. Это имеет огромные последствия как для них самих, так и для планеты в целом» (Д.Орр).
5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Будущий специалист должен понимать принципы и основы взаимодействия «здоровье – окружающая среда» понимать принципы и основы взаимодействия «здоровье – окружающая среда» владеть определёнными знаниями в области геологии, химии, биологии, токсикологии, эпидемиологии, необходимыми для работы в этих сферах владеть определёнными знаниями в области геологии, химии, биологии, токсикологии, эпидемиологии, необходимыми для работы в этих сферах уметь применять методики, связанные с оценкой экологических рисков в рамках междисциплинарного подхода уметь применять методики, связанные с оценкой экологических рисков в рамках междисциплинарного подхода активно участвовать в управлении экологическими рисками активно участвовать в управлении экологическими рисками
6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Осипова Н.А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, с. Осипова Н.А. Техногенные системы и экологический риск: Учебное пособие. Ч.1. – Томск: Изд-во ТПУ, с. Лыков И. Н. Техногенные системы и экологический риск : учебное пособие для вузов / И. Н. Лыков, Г. А. Шестакова. М. : Глобус, с. Лыков И. Н. Техногенные системы и экологический риск : учебное пособие для вузов / И. Н. Лыков, Г. А. Шестакова. М. : Глобус, с. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Экспертное бюро, – 224 с. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Экспертное бюро, – 224 с. Ваганов П.А. Ядерный риск. – СПб: Изд-во С- Петерб. университета, – 112 с. Ваганов П.А. Ядерный риск. – СПб: Изд-во С- Петерб. университета, – 112 с. Маршалл В. Основные опасности химических производств / Пер. с англ. – М.: Мир, – 672 с Маршалл В. Основные опасности химических производств / Пер. с англ. – М.: Мир, – 672 с
7 Рост научно-технического прогресса К началу третьего тысячелетия научно- технический прогресс достиг колоссальных масштабов и затронул все сферы жизни. Однако развитие техногенной сферы на планете привело к двум диаметрально противоположенным последствиям: К началу третьего тысячелетия научно- технический прогресс достиг колоссальных масштабов и затронул все сферы жизни. Однако развитие техногенной сферы на планете привело к двум диаметрально противоположенным последствиям: С одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической отраслях промышленности, а также в биологии, генной инженерии, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности. С одной стороны, достигнуты выдающиеся результаты в электронной, атомной, космической, авиационной, энергетической и химической отраслях промышленности, а также в биологии, генной инженерии, предоставившие человечеству возможность продвинуться на принципиально новые уровни во всех сферах жизни и деятельности.
8 ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРОГРЕССА С другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку, созданным им, объектам, среде обитания не только в военное, но и в мирное время. С другой стороны, появились невиданные ранее потенциальные и реальные опасности и угрозы человеку, созданным им, объектам, среде обитания не только в военное, но и в мирное время. Эти угрозы были осознаны в последние десятилетия под влиянием крупнейших техногенных катастроф на объектах различного назначения Эти угрозы были осознаны в последние десятилетия под влиянием крупнейших техногенных катастроф на объектах различного назначения
9 ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРОГРЕССА к сожалению, все чаще приходится говорить об оборотной стороне прогресса, а именно: росте народонаселения, истощении ресурсных возможностей Земли, об экстенсивном характере эксплуатации природных ресурсов, значительном увеличении количества техногенных и природных аварий и катастроф. Неоспоримым стал факт повсеместного загрязнения окружающей природной среды и ее деградации. Осуществление трагических по своим эколого-медицинским последствиям проектов так называемого «преобразования природы» катастрофически повлияло на здоровье населения. к сожалению, все чаще приходится говорить об оборотной стороне прогресса, а именно: росте народонаселения, истощении ресурсных возможностей Земли, об экстенсивном характере эксплуатации природных ресурсов, значительном увеличении количества техногенных и природных аварий и катастроф. Неоспоримым стал факт повсеместного загрязнения окружающей природной среды и ее деградации. Осуществление трагических по своим эколого-медицинским последствиям проектов так называемого «преобразования природы» катастрофически повлияло на здоровье населения.
10 На севере Чили в четверг произошло землетрясение силой 6,4 балла по шкале Рихтера. Сила подземных толчков была наиболее ощутимой в граничащих с Перу и Боливией регионах страны. Сообщений о человеческих не поступало. Частично разрушены дороги, повреждена телефонная связь, многие районы...
11 26 апреля 1986 г. произошла самая страшная в истории человечества авария на Чернобыльской АЭС. В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько млн м куб. радиоактивных газов, что во много раз превысило выброс от ядерных взрывов над Хиросимой и Нагасаки. Ветры разнесли радиоактивные вещества по всей Европе Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей. Проживание в ней запрещено. Страшные последствия этой аварии для человечества еще не до конца осмыслены и осознаны.
12 ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
13 В бассейн реки Сунгари, которая впадает в Амур, попали ядовитые отходы, сброшенные тайно в приток реки Сунгари – Маню. Красное с пеной пятно протянулось на 5 км. Содержащиеся в воде опасные вещества анилин и ксилол вызывают головокружение и тошноту, воздействуют на печень и почки. Жителям двухмиллионного Цзилиня строго запрещено подходить к реке. В бассейн реки Сунгари, которая впадает в Амур, попали ядовитые отходы, сброшенные тайно в приток реки Сунгари – Маню. Красное с пеной пятно протянулось на 5 км. Содержащиеся в воде опасные вещества анилин и ксилол вызывают головокружение и тошноту, воздействуют на печень и почки. Жителям двухмиллионного Цзилиня строго запрещено подходить к реке.
14 1922 км. Перегон Лазаревское- Чемитоквадже В результате оползневых явлений произошло сползание языковой части оползня на ж.д. путь.
15 Ежедневно в больших и малых городах страны ядовитые облака отходящих газов выбрасываются из труб промышленных предприятий, отравляя атмосферный воздух, нанося ущерб биоте, здоровью людей качеству поверхностных водоемов и почвы Ежедневно в больших и малых городах страны ядовитые облака отходящих газов выбрасываются из труб промышленных предприятий, отравляя атмосферный воздух, нанося ущерб биоте, здоровью людей качеству поверхностных водоемов и почвы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.