Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнна Шебалина
1 П ООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. О СНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ Подготовила: Васильева А.А., воспитатель ГБДОУ 62 Приморского района СПб. Приморского района СПб.
2 Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.
3 ПООЩРЕНИЕ Поощрение - это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.
4 1. П РЕУВЕЛИЧЕННУЮ ПОХВАЛУ ТОТЧАС ХОЧЕТСЯ « ПОСТАВИТЬ НА МЕСТО », ПРОЯВИТЬ СВОЮ ИСТИННУЮ НАТУРУ. Н Е РАЗБРАСЫВАЙТЕСЬ НЕЗАСЛУЖЕННОЙ ПОХВАЛОЙ НАПРАВО И НАЛЕВО, СТРЕМЯСЬ РАСПОЛОЖИТЬ К СЕБЕ РЕБЕНКА. Р ЕБЕНОК ОЦЕНИТ ИСКРЕННЮЮ ПОХВАЛУ, ПОЭТОМУ, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОХВАЛИТЬ РЕБЕНКА ( ДОПУСТИМ, ЗА УБРАННУЮ КОМНАТУ ), НЕ СПЕШИТЕ ВОСКЛИЦАТЬ « ТЫ МОЙ ПОМОЩНИК, КАКОЙ МОЛОДЕЦ !» П РОСТО СКАЖИТЕ С УЛЫБКОЙ : « КОМНАТА ТЕПЕРЬ ЧИСТАЯ, ТАК ПРИЯТНО ЗАЙТИ СЮДА ». П ОВЕРЬТЕ, РЕБЕНОК ОЦЕНИТ, И В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ БУДЕТ ИСКРЕННЕ РАД СДЕЛАТЬ ВАМ ПРИЯТНОЕ.
5 2. П ОХВАЛА ДОЛЖНА БЫТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПОСТУПОК РЕБЕНКА, А НЕ НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ. П РИМЕРАМИ ВРЕДНЫХ ПОХВАЛ МОГУТ БЫТЬ ТАКИЕ : «Т Ы ТАКАЯ ЧУДЕСНАЯ ДОЧЬ !», «Т Ы НАСТОЯЩИЙ МАМИН ПОМОЩНИК !», «Т Ы ТАКОЙ ДОБРЫЙ И ОТЗЫВЧИВЫЙ, ЧТОБЫ МЫ ДЕЛАЛИ БЕЗ ТЕБЯ ?» Р ЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЧУВСТВОВАТЬ ТРЕВОГУ - ВЕДЬ ОН ДАЛЕКО НЕ ТАКОЙ ИДЕАЛЬНЫЙ, КАК О НЕМ ГОВОРЯТ.
6 3. Н Е ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА ЗА ЕСТЕСТВЕННЫЕ ВЕЩИ. Н Е ДЕЛАЙТЕ ИЗ ЕГО СОЦИАЛЬНОСТИ НЕЧТО НЕОБЫЧАЙНОЕ. Э ТО ПРАВИЛО ОЧЕНЬ ХОРОШО РАСКРЫЛА ПСИХОТЕРАПЕВТ Ж АН Л ЕДЛОФФ : «Е СЛИ РЕБЕНОК СДЕЛАЛ ЧТО - ТО ПОЛЕЗНОЕ, НАПРИМЕР, САМ ОДЕЛСЯ, ПОКОРМИЛ СОБАКУ, СОРВАЛ БУКЕТ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ, НИЧТО НЕ МОЖЕТ ЕГО ОБИДЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЫРАЖЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ ЕГО СОЦИАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ». Р ЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ОН САМ СПОСОБЕН НА МНОГОЕ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, НЕ ПРИЛАГАЯ К ЭТОМУ ОСОБЫХ УСИЛИЙ. Т АК СТОИТ ЛИ СБИВАТЬ ЕГО С ТОЛКУ СВОЕЙ НЕУМЕСТНОЙ ПОХВАЛОЙ ?
7 4. Н Е ВЫРАЖАЙТЕ СВОЕ ОДОБРЕНИЕ В ФИНАНСОВОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ. Н Е СЛЕДУЕТ ПООЩРЯТЬ ПОМОЩЬ ПО ХОЗЯЙСТВУ ИЛИ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫША ДЕНЬГАМИ. Ч ЕЛОВЕК УСПЕШНО ЗАНИМАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ВЫБИРАЕТ ИСКРЕННЕ, ПО ВНУТРЕННИМ МОТИВАМ. Е СЛИ ЖЕ РЕБЕНОК ЗНАЕТ, ЧТО ВСЛЕД ЗА ДЕЙСТВИЕМ ПОСЛЕДУЕТ ОПЛАТА, ТО В КОРНЕ ПОМЕНЯЕТ ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ - ИЗ « ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛАНИЯ » ЕГО АКТИВНОСТЬ ПРЕВРАТИТСЯ В « ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ ».
8 5. В СЕМЬЯХ, ГДЕ НЕСКОЛЬКО ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ СЛЕДИТЬ, ЧТОБЫ ПООЩРЕНИЕ ОДНОГО РЕБЕНКА НЕ ВЫЗЫВАЛО У ОСТАЛЬНЫХ ЧУВСТВА ЗАВИСТИ ИЛИ ОБИДЫ. П ООЩРЯЯ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЯМ КАЖДЫЙ РАЗ СЛЕДУЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ОБДУМАННО И НЕТОРОПЛИВО.
9 6. О ДНОЗНАЧНО ИСКЛЮЧИТЕ МЕТОД ПООЩРЕНИЯ – КОНФЕТКОЙ И ШОКОЛАДКОЙ. Д ЕТИ, КОНЕЧНО ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ ПОЛАКОМИТЬСЯ, НО СОЗДАВАТЬ КУЛЬТ ИЗ ЕДЫ И ВОСПИТЫВАТЬ ЧРЕЗМЕРНЫЙ ИНТЕРЕС К НЕЙ НЕ СТОИТ. К ОНЕЧНО, ПРОЩЕ КУПИТЬ РЕБЕНКУ КОНФЕТУ, ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ С МАЛЫШОМ. П РОЩЕ, НО ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШЕ.
10 7. П ООЩРЕНИЕ ДОЛЖНО СЛЕДОВАТЬ ЗА ХОРОШИМ ПОСТУПКОМ, А НЕ ОБЕЩАТЬСЯ ЗАРАНЕЕ : «С ДЕЛАЙ ЭТО, ТОГДА ПОЛУЧИШЬ ВОТ ЭТО …» В АШ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ПОЛУЧАТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ САМОГО ТРУДА, А НЕ СТАРАТЬСЯ РАДИ НАГРАДЫ. В ЕДЬ В ЖИЗНИ НЕ ЗА КАЖДЫМ ДОБРЫМ ДЕЛО СЛЕДУЕТ НАГРАДА, И НЕ НАДО ПРИУЧАТЬ МАЛЫША ВСЕГДА ОЖИДАТЬ ЕЕ.
11 8. У ЧИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА БЫТЬ БЛАГОДАРНЫМ ЗА ЛЮБЫЕ ЗНАКИ ВНИМАНИЯ, ПРОЯВЛЕННЫЕ К НЕМУ, НЕЗАВИСИМО ОТ СУММЫ ДЕНЕГ, ЗАТРАЧЕННЫХ НА ПОДАРОК. Е СЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ДАРЯТ ПОДАРКИ, НИКОГДА НЕ АНАЛИЗИРУЙТЕ С НИМ ИХ СТОИМОСТЬ И ЦЕННОСТЬ, ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СЕРЬЕЗНЫМ НРАВСТВЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ.
12 НАКАЗАНИЕ Когда ребенка все-таки приходится наказывать, сделать это можно по- разному. И лучше всего – так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все-таки принес пользу, а не вред. Каким же должно быть наказание?
13 П РАВИЛО ПЕРВОЕ – НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА – ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХИЧЕСКОГО.
14 П РАВИЛО ВТОРОЕ – НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ « ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ », НАКАЗАНИЕ МОЖЕТ СЛЕДОВАТЬ ТОЛЬКО ЗА РЕАЛЬНЫМ ПОСТУПКОМ И ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДРУГОГО СПОСОБА ДОНЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ ДО РЕБЕНКА ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ ВИДИТЕ.
15 П РАВИЛО ТРЕТЬЕ – НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОДНО : ДАЖЕ ЕСЛИ ДИТЯ НАТВОРИЛО СТО БЕД ПОДРЯД, НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЕДИНЫМ, СРАЗУ ЗА ВСЕ, ПРИМЕНЯТЬ ЦЕЛЫЙ « КОМПЛЕКС » КАРАТЕЛЬНЫХ МЕР НЕДОПУСТИМО.
16 П РАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ – НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ОТМЕНЯТЬ НАГРАДЫ : НЕЛЬЗЯ ЛИШАТЬ РЕБЕНКА ТОГО, ЧТО УЖЕ БЫЛО ПОДАРЕНО ЕМУ ПРЕЖДЕ, ЛИБО НАРУШАТЬ ДАННЫЕ ЕМУ РАНЕЕ ОБЕЩАНИЯ ( ЕСЛИ ЭТО НЕ БЫЛО СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРЕНО ).
17 П РАВИЛО ПЯТОЕ – НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СЛЕДОВАТЬ СРАЗУ ЗА « ПРЕСТУПЛЕНИЕМ »: НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА ЗА ТО, ЧТО ОН СОВЕРШИЛ ДАВНО, ПУСТЬ ДАЖЕ ВЫ УЗНАЛИ ОБ ЭТОМ ТОЛЬКО ЧТО. Н АКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗОВОЙ И НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ АКЦИЕЙ, ЕГО НЕЛЬЗЯ РАСТЯГИВАТЬ НАДОЛГО : НАТВОРИЛ – НАКАЗАЛИ – И ТОЧКА.
18 П РАВИЛО ШЕСТОЕ – НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ И НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УНИЗИТЕЛЬНЫМ ДЛЯ РЕБЕНКА : РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ, ЧТО НАКАЗАНИЕ СВЯЗАНО ИМЕННО С ПРОСТУПКОМ, ЧТО ЭТО НЕ ДЕМОНСТРАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ ВЛАСТИ И ПРЕВОСХОДСТВА.
19 П РАВИЛО СЕДЬМОЕ – НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ШАНТАЖОМ, НЕЛЬЗЯ МАНИПУЛИРОВАТЬ ЧУВСТВАМИ РЕБЕНКА, ПРЕДУПРЕЖДАТЬ, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ОГОРЧЕНЫ ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ : ЕСЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ РЕБЕНОК БУДЕТ БОЯТЬСЯ ОГОРЧИТЬ ЛЮБИМУЮ МАМОЧКУ, ОН ЛИБО СТАНЕТ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ В РАЗВИТИИ, ЛИБО ДОВОЛЬНО БЫСТРО НАУЧИТСЯ ВАС ОБМАНЫВАТЬ.
20 Надеемся, что соблюдение данных правил поощрения и наказания помогут Вам воспитать высоконравственого и порядочного человека с адекватной самооценкой и без психологических травм. Удачи и счастья Вам и Вашим деткам! Презентация подготовлена по материалам: В. Леви «Нестандартный ребенок» (книга); О. Ребещенкова «Золотые правила поощрения и наказания» (интернет-статья).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.