Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Яшкин
1 Культурные ценности россиян: динамика и следствия для экономического развития Н.М.Лебедева, А.Н.Татарко, ГУ-ВШЭ Научный семинар «Модернизация России: успехи, препятствия, перспективы (по материалам эмпирических исследований)»
2 1. Можно ли говорить о динамике культурных ценностей россиян в период социально-экономических изменений? Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево… Иосиф Бродский РОЖДЕСТВЕНСКИЙ РОМАНС
3 Измерения культурных ценностей отражают альтернативные решения группами основных проблем и располагаются вдоль 3-х биполярных осей: 1) Природа отношений между личностью и группой. В какой степени люди независимы или «принадлежат» своим группам? Шварц назвал полюса этого измерения Автономией и Принадлежностью (ранее – Консерватизмом). Шварц выделяет Интеллектуальную Автономию (широта взглядов, любознательность, творчество) и Аффективную Автономию (удовольствие, разнообразие жизни, наслаждение). В культурах, ценящих Принадлежность, люди рассматриваются как принадлежащие коллективам (социальный порядок, уважение традиций, безопасность, долг и мудрость). 2) Обеспечение социально-ответственного поведения. Людей следует побуждать считаться с благополучием других, координировать свои действия, и тем самым регулировать неизбежную зависимость людей друг от друга. Полюс Равноправия побуждает признавать моральное равенство всех людей (равенство, социальная справедливость, ответственность, помощь, и честность). Альтернативный полюс – Иерархия - основывается на иерархической системе ролевых предписаний (социальная власть, авторитетность, подчинение и богатство). 3) Регуляция отношения людей к своему природному и социальному окружению. Гармония утверждает принятие мира таким, каков он есть, пытаясь скорее понять и оценить его, нежели изменить или использовать (мир на земле, единство с природой и защита окружающей среды). Мастерство поощряет активное самоутверждение для того, чтобы направить и изменить природную и социальную среду (амбиции, успеха, дерзости и компетентности).
4 Структура культурных ценностных ориентаций Шварца
5 Состав выборок исследований Регион Год исследования Кол-во респонде нтов Возрастные категории Молодежь (до 35 лет) Взрослые (35 – 50 лет) Москва, Пенза, Санкт- Петербург, Балашов Москва, Пенза, Санкт- Петербург, Балашов Москва Всего
6 Методика исследования ценностей культуры Ш.Шварца (SVS57) Отвечая на этот вопросник, Вам следует спросить себя: «Какие ценности более важны для меня, как основополагающие принципы моей жизни, а какие менее важны?». Ниже приведены два списка ценностей. Эти ценности взяты из разных культур. В скобках после каждой ценности данно объяснение, которое поможет Вам лучше понять её значение. Ваша задача – указать, в какой степени каждая ценность является основополагающим принципом Вашей жизни. Используйте приведённую ниже шкалу оценок: Как руководящий принцип в моей жизни, эта ценность: Противоположна не очень наиважнейшая моим ценностям важна важна важна ЦЕННОСТИ (группа 1) 1____РАВЕНСТВО (равные возможности для всех) 2____ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (быть в мире с самим собой) 3____ВЛАСТЬ (контроль над другими, доминирование, господство) 4____УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний) 5____СВОБОДА (свобода мыслей и поступков) ЦЕННОСТИ (группа 2) 31____НЕЗАВИСИМОСТЬ (уверенность в своих силах, самодостаточность) 32____УМЕРЕННОСТЬ (избегание крайностей в чувствах и поступках) 33____ВЕРНОСТЬ (преданность друзьям, своим ближним) 34____ЧЕСТОЛЮБИЕ (усердие в работе, целеустремленность) 35____ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ (терпимость к отличающимся идеям, мнениям, убеждениям)
7 Различия средних значений по блокам ценностей в странах Западной и Восточной Европы (1996гг.) и в России (1999 и 2005 гг.) Учителя Студенты Блоки ценностейВост. Евр. Зап. Евр. Рос- сия 1999 Россия 2005 Вост. Евр. Зап. Евр. Рос- сия 1999 Россия 2005 Россия 2008 Принадлежность4,153,514,38 4,54** * 3,833,323,71 3,88* 4,14*** Иерархия2,191,283,05 3,28** 2,232,013,10 3,17 3,67*** Гармония4,244,304,28 4,41* 4,114,053,69 3,59 3,93*** Равноправие4,745,354,93 4,79 4,635,214,27 4,40** 4,69*** Интеллектуальн. автономия 4,154,604,05 4,25 4,234,614,65 4,37 4,86*** Аффективная автономия 3,133,762,95 3,80 3,784,233,98 4,02 4,55*** Мастерство3,843,98 4,19 4,224,274,43 4,54 4,76***
8 Расхождения в средних значениях противоположных блоков ценностей по Шварцу в России и странах Европы (студенты) Различия в блоках ценностей Запад. Европа Вост. Европа Россия 1999 Россия 2005 Россия 2008 Интеллектуальная Автономия важнее Принадлежности Аффективная Автономия важнее Принадлежности Равноправие важнее Иерархии Мастерство важнее Гармонии
9 Структура индивидуальных ценностей и отношений между ними (Schwartz, Bilsky, 1987)
10 Динамика изменения индивидуальных ценностей по Ш.Шварцу (выборки целиком) Безопасность4,384,424,13*** Конформность4,104,174,00*** Традиционализм2,582,78**2,68* Благожелательность4,574,484,50 Универсализм3,793,753,59*** Самостоятельность4,494,464,57*** Стимуляция3,093,31**3,55*** Гедонизм3,413,513,73*** Достижение4,194,06**4,16** Власть3,253,303,35 САМОПРЕОДОЛЕНИЕ4,184,124,05** СОХРАНЕНИЕ3,693,79**3,60*** САМОУТВЕРЖДЕНИЕ3,62 3,75*** ОТКРЫТОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ3,793,894,06***
11 Ценности индивидуального уровня (студенты, )
13 2. Какова культурная специфика наших ценностей?
14 Корреляции региона с культурными измерениями по Шварцу при контроле ВВП на душу населения РегионNПринадлежно сть/ Автономия Иерархия/ Равноправие Мастерство / Гармония Западная Европа 16.37**.54**.38* Англояз. страны ** Конфуц. культуры **-.30* Южная Африка 6-.24** * Южная Азия9-.21*-.33**.04 Восточная Европа 15.23*.09.35** Лат. Америка
15 Карта 67 наций по семи культурным ориентациям (Schwartz, 2004)
17 Предсказывают ли ценности экономическое развитие? Culture matters...
18 Взаимосвязь культуры и социально-экономических характеристик (по Шварцу) Принадле жность /Автономи я Иерархия / Равнопра вие Мастерст во/ Гармония ВВП на душу населения 1985 ХарактеристикиN rβRβrβrβ % людей с законченным средним образованием (1984) 64.66**.48**.26*.70** Ожидаемая продолжительнос ть жизни (1990) 67.74**.48**.22.75** ВВП на душу населения (1985) 67.74**.51** Демократизация (1983 – 1990, сред.) 65.60**.31*.50**.33* *.60**.27 Уровень законности и порядка (низкая коррупция) 53.68**.31*.58**.31*.18.31*.77**.27* Гендерное Равенство 58.51**.34*.41** **.29*.40**.17
19 Экономические установки и представления, рассматриваемые в исследовании 2005 г. – установка на экономический патернализм; – установка на экономическую самостоятельность; – представления об изменениях своего благосостояния за последние 2 года; – представления об изменениях в собственном материальном благосостоянии в будущем году;
20 Экономические установки и представления, рассматриваемые в исследовании 2008 г. – установка на экономический патернализм (только молодежь); – установка на экономическую самостоятельность (только молодежь); – представление о конкуренции; – представление о величине усилий, которые необходимо затрачивать при работе в бизнесе; – отношения личности к экономическим реалиям (только молодежь): а) интерес к экономике и готовность к риску; б) значимость денег и собственности; в) позитивное отношение к богатству
21 Установка на экономическую самостоятельность: «Я знаю, что мое благосостояние зависит в основном от моих усилий» (молодежь)
22 Представление об изменениях своего благосостояния за последние 2 года: «Как изменился материальный уровень Вашей жизни за последние 2 года?»
23 Представления об изменениях в собственном материальном благосостоянии в будущем году: «Как изменится уровень Вашего материального благосостояния в будущем году?»
24 Экономические представления студентов (2008 г., шкала 5-балльная)
25 Отношение к конкуренции: «Как лично Вы относитесь к конкуренции (соревнованию) с другими людьми в своей деятельности?»
26 Отношение к конкуренции: «Сколько, по-вашему, сил и энергии нужно вкладывать в бизнес?»
27 Взаимосвязь индивидуальных ценностей и экономических установок, 2005 г.
28 Взаимосвязь ценностей и экономических установок, молодежь 2008 г.
29 Взаимосвязь ценностей и экономических представлений, сотрудники компании Ernst&Young 2008 г.
30 Взаимосвязь ценностей и экономических представлений, взрослые 2008 г.
31 Культура и инновации: наши шансы
32 На инновационность и изобретательность влияют два измерения культуры (Shane, 1992): 1) степень горизонтальности-вертикальности общества : изобретательность менее вероятна в иерархичном обществе, т.к. бюрократия подавляет творческую активность; коммуникация способствует изобретательности, поскольку она требует «вклада» от других; инновации требуют децентрализованной власти, а в иерархических обществах власть более централизована; в иерархических обществах более распространены системы контроля, основанные на правилах и процедурах, а не на доверии, что подавляет креативность и изобретательность; изобретения – тяжелый труд и требуют строгой трудовой этики, а иерархические общества более фаталистичны, люди в них меньше считают, что инновации требуют серьезного труда; изобретения часто влекут за собой радикальные социальные изменения, а иерархические общества стремятся минимизировать эти изменения, поскольку страшатся перераспределения власти.
33 2) индивидуализм: в индивидуалистических обществах свобода больше ценится, а свобода необходима для творчества; изобретательность требует поиска внешней информации, и поскольку индивидуалистические культуры не так ценят лояльность, как коллективистские, поэтому они способны собрать больше информации, необходимой для изобретений; малые фирмы более изобретательны, чем большие (в индивидуалистических обществах предпочитают малые фирмы); изобретателей нужно вознаграждать за изобретения деньгами и признанием, что более типично для индивидуалистических обществ, умеющих ценить и выделять индивидуальность; для возникновения инноваций необходима поддержка руководства организаций, и в индивидуалистических обществах люди чаще ее ищут и находят; психологические характеристики независимости, мотивации достижения и нонконформизма, необходимые для инноваций и изобретательности, более распространены в индивидуалистических обществах.
34 Результаты эмпирических исследований в США (Shane, 1992) показали, что индивидуалистические и неиерархические («горизонтальные») общества более изобретательны и более склонны к инновациям. Психологические характеристики инновационной деятельности требуют определенной среды – равенства в отношениях, одинаковых возможностей для всех, поощрение индивидуального развития, наличия некоторой степени свободы, хороших коммуникаций, в частности, возможности свободно выражать свои мысли и чувства.
35 Межкультурные различия ценностей студентов Ценности Канадцы РусскиеКавказцы Безопасность3.60***3.92***4,21*** Конформность ,30*** Традиция3.04***2.56***3,73*** Благожелательность ,15*** Универсализм3.97***3.58***3,84*** Самостоятельность4.44*4.67*4,14*** Стимуляция ,61*** Гедонизм4.12*3.81*3,74 Достижение ,74*** Власть2.39***3.30***3,64*** СОХРАНЕНИЕ *** ОТКРЫТОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ *** САМОПРЕОДОЛЕНИЕ 4.34** САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
36 Межкультурные различия отношения к инновациям Отношение к инновациямКанадцы Русские Кавказцы Креативность ***3,27*** Риск ради успеха ,20 Ориентация на будущее ***3,09*** Уверенность в себе *3,34* Индекс инновативности личности ***3,20***
37 Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям (вся выборка) Ценности Отношение к инновациям Самостоя тельность. Стимул яция Власть R2R2 Традиц ия Универс ализм Дости жение R2R2 Креативность.36***.15** ***.11*.06 Риск ради успеха 14**.22***.18*** *.01 Ориентация на будущее.24*** ***.15**.09 Уверенность в себе.22*** *.16**.03 Индекс инновативности.29***.12*-.11* ***.19***.20***.12
38 Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям (русские) Ценности Отношение к инновациям Самостоя тельность. Стиму ляция Власть R2R2 Тради ция Универс ализм Дости жение R2R2 Креативность.42***.19** ** Риск ради успеха.22***.23***.22***.17 Ориентация на будущее.15* **.06 Уверенность в себе.27***.06 Индекс инновативности.31***.20** **.06
39 Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям (канадцы) Ценности Отношение к инновациям Самостоя тельность. Стимуляция Власть R2R2 Креативность.26*.33***.22 Риск ради успеха.47***.21 Ориентация на будущее.34**.15 Уверенность в себе.24*-.27**.17 Индекс инновативности
40 Взаимосвязь ценностей с отношением к инновациям (северокавказская выборка) Ценности Отношение к инновациям Самостоя тельность. Стиму ляция Власт ь R2R2 Тради ция Универс ализм Достиж ение R2R2 Креативность.20*.05.23***.07 Риск ради успеха.17**.03 Ориентация на будущее.20*-.19*.10.20***.05 Уверенность в себе -.23**.08.27***.08 Индекс инновативности.16* ***.08
41 Взаимосвязь ценностей -оппозиций и индекса инновативности Ценности - оппозиции ГруппыЗависимая Переменная Сохране ние β Открытость к изменениям β Самопре одоление β Самоутве рждение β R²R² Вся выборкаИндекс инновативности,36***,13 РусскиеИндекс инновативности,46***,22 КанадцыИндекс инновативности,56***,29 КавказцыИндекс инновативности
42 Можно ли говорить о динамике культурных ценностей россиян в период социально-экономических изменений? Исследованиями фиксируется некоторая динамика культурных ценностей россиян. Учитывая стабильное соотношение оппозиционных ценностных приоритетов, можно судить не об изменении культуры в исследуемый период, но об изменении институциональных отношений в культуре, которые и привели к вариациям в ценностях. Наряду с этим культура может «накапливать» большое количество малозаметных изменений в структуре ценностей на уровне индивида. В исследуемый период ( гг.) на индивидуальном уровне значимо выросли ценности Самоутверждения (Self-Enhancement) и Открытости к изменениям (интересы индивида) и снизились ценности Самопреодоления (Self-Transcendence) и Сохранения (Conservation), выражающие интересы группы. Эти изменения со временем могут привести к качественным изменениям ценностей на уровне культуры.
43 Какова культурная специфика наших ценностей? По блокам ценностей «индивидуалистического» полюса (Равноправие и Автономия) Россия близка к странам развивающейся Европы, по блокам ценностей «коллективистского» полюса (Консерватизм, Иерархия и Гармония) и ценностям Мастерства - к странам развивающейся Азии. По значимости ценностей, важных для экономического развития (Автономия, Мастерство) мы практически не уступаем странам Европы. Существенное отличие наблюдается в выраженности ценностей Иерархии и Принадлежности и недостаточной значимости ценностей Равноправия, важных для развития демократии в стране. Однако, говоря о культурной специфике, более уместно говорить о специфике сочетания ценностей. Одни и те же ценностные блоки, «смешанные» в разных пропорциях, и дают специфику поведения: сочетание высоких значений Мастерства и Иерархии будет способствовать коррупции, а сочетание высоких значений Мастерства и Интеллектуальной Автономии будет способствовать стремлению к инновациям и состязательности в работе. Таким образом,, для понимания специфики экономического поведения населения России, более продуктивным будет не «искать» Россию где-то между Европой и Азией, а обращать внимание на комбинации ценностных приоритетов россиян.
44 Предсказывают ли ценности экономическое развитие? Выявлены взаимосвязи между ценностями и экономическими установками россиян, на основании чего можно заключить, что ценностный профиль граждан способен предсказать экономическую активность населения, а значит, и экономическое развитие общества. Полученные результаты указывают на то, что в основе экономической активности россиян на данном этапе развития лежат такие ценности, как Достижение, Самостоятельность, Стимуляция, Власть. В основе социально-психологического климата, способствующего инновационному развитию, лежат ценности Открытости к изменениям (самостоятельность, стимуляция), власти и универсализма. Связь ценностей и отношения к инновациям имеет культурную специфику, что необходимо учитывать при внедрении инноваций в многокультурной России.
45 Возможные вопросы для обсуждения: В своем развитии мы (и не только) «уперлись» в культуру. Что менять, чтобы изменилась культура: ценности или институты? (Вопрос В.А.Ядова) Как менять институты, чтобы «продуктивные» ценности работали, а «непродуктивные» - нет (пока все наоборот)?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.