Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИрина Гмырина
1 1 Обновление региональной политики в странах ОЭСР Ник Малышев Москва, 31 марта 2008
2 2 Введение В условиях глобализации страны и регионы стараются сохранить свою конкурентоспособность и приспособиться к новой ситуации. Региональная специализация, складывавшаяся десятилетиями, в настоящее время стремительно меняется. Многие регионы, исторически являвшиеся индустриальными или аграрными, вынуждены переориентировать свою экономическую деятельность. Государственный сектор отвечает на эти процессы повышением внимания к объединению на региональном уровне фирм, людей и знаний с целью укрепления инновационного потенциала и конкурентоспособности регионов
3 3 Конкурентоспособные региональные кластеры Изменения в региональной, научно-технической и промышленной политике нацелены на поддержку таких связей на региональном уровне. Одним из средств, обычно используемых для достижения этих целей, является поддержка так называемых «кластеров» (концентрация фирм и вспомогательных предприятий) в определенном регионе. Правительства стран в своей деятельности по поддержке конкурентоспособных региональных кластеров вынуждены принимать целый ряд важных решений, предполагающих выбор между альтернативными вариантами.
4 4 Что такое кластеры и почему государство стремится их поддерживать? Различные территории специализируются на конкретных видах деятельности; фирмы, занятые одной или родственными видами деятельности, имеют тенденцию объединяться, повышая таким образом производительность. В основе государственной поддержки кластеров лежит ряд основных причин. Кластеризация представляет собой удобную и прагматичную организационную модель, позволяющий концентрировать ресурсы и выстраивать партнерское взаимодействие Использование кластерного подхода связано с некоторыми рисками.
5 5 Цели и объекты кластерных программ Программы на уровне отдельных стран и всего ЕС по поддержке кластеров и региональной специализации ведут свое происхождение от одного из трех основных направлений государственной политики. Кластерная политика, связанная с региональной политикой, как правило, направлена на «отстающие» регионы. Ряд современных кластерных программ разработан в рамках научно-технической политики. Объектом индустриальной политики в контексте кластерных программ, как правило, являются либо локомотивы роста национальной и региональной экономики, либо потребности малых и средних предприятий.
6 6 Направления политики кластеризации и региональные инновационные системы Направление политики Старый подход Новый подход Объекты кластерных программ Региональная политика Перераспределение между ведущими и отстающими регионами в пользу отстающих Выстраивание конкурентоспособных регионов на основе объединения местных хозяйствующих субъектов и активов Отстающие регионы Малые и средние предприятия Отрасль в широком смысле Хозяйствующие субъекты и их объединение Научно-техническая политика Финансирование одиночных моно отраслевых проектов в области фундаментальных исследований Финансирование совместных исследований, проводимых с участием отраслевых сетевых структур и бизнеса Как правило, высокие технологии Влияние НИОКР Инструменты исследовательской кооперации Дочерние и вновь созданные фирмы Промышленная политика Субсидирование фирм – национальных лидеров Поддержка общих потребностей групп фирм и технологической интеграции «Локомотивы» роста национальной экономики Конкурентные преимущества Переходные отрасли
7 7 Виды объектов политики Отрасли ТерриторииХозяйствующие субъекты Динамичные ЛидирующиеУниверситеты Уязвимые ОтстающиеДочерние фирмы Стратегически важные Узловые центры Все малые фирмы Социально важные Иностранные инвесторы Консорциумы хозяйствующих субъектов
8 8 Как осуществляется отбор участников программ? Различные варианты выбора участников программ рассматриваются в рамках экономического обоснования государственного вмешательства. Выбор не всегда очевиден. Кластеры могут идентифицироваться сверху вниз, снизу вверх либо в рамках комбинации первого и второго подхода. Используются как конкурентные, так и неконкурентные процедуры отбора. При применении нисходящих отборочных процедур существует выбор между статистическим и договорным подходом.
9 9 Какие используются инструменты? В целом инструменты, используемые в рамках этих программ, делятся на три четких класса: 1) привлечение участников программ, 2) коллективные сервисы 3) более масштабные совместные НИОКР в рамках исследовательской кооперации. В целом модели финансирования этих программ соотносятся с тремя основными инструментами.
10 10 Обновление политики в отношении сельских регионов В странах ОЭСР сельские районы составляют ¾ всей территории, где проживает ¼ населения. Стремительные перемены в экономике, как внутри стран, так и в мире, на сельских регионах отразились иначе, чем на городах.
11 11 Как сельские регионы справляются с экономическими изменениями? По агрегированным показателям сельские регионы стран ОЭСР отстают… ВВП на душу населения в сельских областях стран ОЭСР составляет лишь 83% от общенационального среднего уровня В более чем половине стран ОЭСР (13 из 23, по которым имеются данные), ВВП на душу населения в сельских регионах в период между 1995 и 2000 снижался в процентном отношении к национальному среднему показателю.
12 12 Как сельские регионы справляются с экономическими изменениями? Низкая плотность населения Переселение (+ старение) Меньше рабочих мест Меньше бизнесов создается Недостаточно критической массы
13 13 Как сельские регионы справляются с экономическими изменениями? …однако «сельский" не значит ущербный За усредненными социально-экономическими данными по сельским регионам стран ОЭСР скрываются значительные различия между отдельными сельскими регионами. В каждой третьей стране ОЭСР самые высокие темпы создания новых рабочих мест отмечаются именно в сельских регионах.
14 14 Какова роль сельского хозяйства в экономике сельских регионов? Удельный вес сельского хозяйства в экономике сельских регионов обычно небольшой и проявляет тенденцию к дальнейшему снижению Рост производительности в сельском хозяйстве вызвал резкое сокращение занятости в этой сфере в странах ОЭСР, как в абсолютных, так и в относительных показателях. В сельском хозяйстве занято менее 10% рабочей силы сельских областей.
15 15 Agriculture as an employer…... 0%5%10%15%20%25%30%35% United States United Kingdom Turkey Switzerland Sweden Spain Norway New Zealand Netherlands Luxembourg Korea Japan Italy Ireland Iceland Greece Germany Finland Denmark Czech Republic Canada Belgium Austria Australia %34%
16 16 Какова роль сельского хозяйства в экономике сельских регионов? На этом фоне возникает озабоченность по поводу эффективности сельскохозяйственной политики и в особенности сельскохозяйственных субсидий как главного компонента государственной политики в сельских регионах. Опыт США и стран ЕС свидетельствует, что современная политика, ориентированная на субсидирование, не способна эффективно решать самые насущные социально-экономические проблемы села.
17 17 Доля поддержки производителя в валовом доходе ферм в процентах (источник:OECD) EU USA OECD (1) Limits and risks of agric. policy: 1,3% of OECD GDP %PSE inefficient, ineffective, inequitable
18 18 Новые факторы, влияющие на выработку политики в отношении сельских регионов В результате изменений международных и внутренних условий формирования политики меняются принципы политики в отношении сельских регионов, в результате чего возникает потребность в выработке новых подходов. На выработку политики в отношении сельских регионов в странах ОЭСР прежде всего влияют три следующих фактора: –Необходимость реформирования сельскохозяйственной политики –Повышение внимания к объектам соцкультбыта –Децентрализация и тенденции региональной политики
19 19 Как меняется подход к определению политики в отношении сельских регионов? Ряд стран ОЭСР все более целенаправленно работают над выработкой многоотраслевого, территориально ориентированного подхода, нацеленного на выявление и использование разнообразного потенциала развития сельских регионов. «Новая сельская парадигма» характеризуется двумя принципами: 1) территориальная, а не отраслевая ориентированность 2) упор на инвестиции, а не на субсидии.
20 20 Новая сельская парадигма Старый подход Новый подход Цели Выравнивание, доходы и конкурентоспособность фермерского хозяйства Конкурентоспособность сельских областей, повышение капитализации местных активов, использование незадействованных ресурсов Основная целевая отрасль Сельское хозяйство Различные сектора сельской экономики (например, сельский туризм, производство, информационные и коммуникационные технологии и т.д.) Основные инструменты СубсидииИнвестиции Основные участники Национальные правительства, фермеры Все уровни власти (наднациональный, национальный, региональный и местный), различные местные заинтересованные стороны (государственные, частные, общественные структуры)
21 21 Конкретные подходы, практикуемые в различных странах ОЭСР Цель программы «Rural lens» («Аграрная лупа») в Канаде – обеспечить учет потребностей сельских регионов при разработке государственной политики. Многолетняя Программа аграрной политики в Финляндии (реализация первого плана в рамках программы началась в 1990 году) также направлена на привлечение внимания к конкретным потребностям сельских областей. В Германии разработана программа REGIONEN AKTIV, направленная на преодоление недостатков существующей сельскохозяйственной и другой отраслевой политики.
22 22 Конкретные подходы, практикуемые в различных странах ОЭСР В Великобритании в июне 2001 года было создано Министерство охраны окружающей среды, продовольствия и развития сельских регионов с целью расширения охвата и преодоления изолированности различных аспектов политики в отношении села. В «Программе оживления сельской местности» Нидерландов, опубликованной в 2004 году, предусматривался ряд важных изменений в голландском подходе к развитию сельских регионов. И наконец, «LEADER Community Initiative» – одна из программ развития сельских регионов ЕС, задуманная в рамках интегрированного и внутрисистемного подхода.
23 23 Кто реализует политику в отношении сельских регионов? «Новая сельская парадигма» требует существенных изменений в выработке и реализации политики, предполагающих комбинацию действий по горизонтальной и вертикальной осям управления. Традиционный иерархические административные структуры, скорее всего, не смогут выполнять роль субъекта такой политики. Таким образом, необходимо внести изменения по трем ключевым измерениям системы управления: по горизонтальной оси на центральном и местном уровнях и по вертикальной на всех уровнях исполнительной власти.
24 24 Кто реализует политику в отношении сельских регионов? Центральным правительствам часто приходится бороться с узкоотраслевым подходом, чтобы внедрять интегрированный подход к развитию сельских регионов. На местном уровне также требуется координация усилий с тем, чтобы учесть отраслевые потребности, задействовать частный сектор и обеспечить соответствующий географический охват. Третья главная ось координации – вертикальная, то есть между центральным и региональными правительствами.
25 25 Результаты реализации региональной политики Ограниченное число исследований, представляющих результаты политики кластеризации и развития сельских регионов и выявляющих факторы успеха и неудач. Объединяющим элементом этих новых стратегий является тот факт, что они способствуют важным культурным изменениям в области региональной политики. В программу расширения исследований по вопросам регионального развития необходимо включить вопрос о возможности более широкого распространения достигнутых результатов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.