Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВладимир Бушмин
1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 городского округа город Урюпинск Номинация «Педагогическая мастерская» Учебно-исследовательский проект «Средства языковой выразительности в лирике Сергея Есенина» (Русский язык, 11 класс) Автор проекта: учитель русского языка и литературы Шамаева Наталья Николаевна Цели проекта: 1) Организовать исследование средств языковой выразительности в лирике Сергея Есенина в учебных группах, учить школьников создавать накопительный материал. 2)Развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, внимание к художественно-языковой форме поэтического текста, к индивидуально-авторским особенностям стиля. 3)Воспитывать внимательное, чуткое отношение к слову; совершенствовать коммуникативные компетенции школьников.
2 Средства языковой выразительности Средство выразительности ОпределениеПример Аллитерация Прием звуковой выразительности, повторение однородных согласных, из которых состоит высказывание Звоны-стоны, перезвоны, Звоны-вздохи, звоны-сны. Оттого что я на земле стою -лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой (М.Цветаева) Ассонанс Прием звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом тексте Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.Некрасов) Индивидуальные новообразования (окказионализмы) Слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования, по тем моделям, которые существуют в языке Слушайте! Проповедует, Мечась и стене, Сегодняшнего дня Крикогубый Заратустра! (В.Маяковский) Метафора Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид слов в непрямом значении Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души (В.Маяковский) Где-то далеко за Москвой молния распорола небо (М.Булгаков) Олицетворение Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия и т.п. наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа. Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твой узнаю. Что, красавица, что, беззаконница, Разве плохо я тебе пою? (А.Ахматова) В смертельном обмороке бледная река Чуть шевелит засохшими устами. (Н.Заболоцкий) Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берез изглоданные кости. (С.Есенин) Эпитет Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом… Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня. (А.Ахматова) Синонимы Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу совпадают или очень близки О не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. (А.Куприн) Антонимы Слова, противоположные по своему лексическому значению В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Н.Гоголь)
3 Излюбленные приемы словоупотребления и словообразования в произведениях Есенина Задание - Какие слова, характерные для народной речи, широко использует поэт? Каково их основное значение? - Чем привлекают эти слова автора? Каким способом они образуются? - Откуда черпает Есенин словесное богатство? Накопительный материал Безаффиксные существительные 3 склонения – один из древних словообразовательных типов русского языка. -Чем привлекают Сергея Есенина такие слова? Первое свойство: являются характерной приметой народной речи. Второе свойство – краткость, энергичность, отличающая их от слов суффиксальных О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку,-
4 Песенное слово Сергея Есенина как звуковая организация речи Задание Каковы истоки песенного начала стихотворений Есенина? Выделите приемы звуковой инструментовки, используемые поэтом? Какие черты поэтической речи Есенина создают ее замечательную музыкальность? Накопительный материал Песенный склад, музыкальность стиха – отличительная черта есенинского стиля. Поэт называл многие свои произведения песнями и любил их петь. Звуковой строй есенинских стихов характеризует удивительное благозвучие – приятное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков, отражающее эстетические нормы русской речи. Гармонические сочетания звуков не только ласкают слух, но и выполняют выразительную функцию
5 Метафора в лирике Есенина Задание - Провести наблюдение за употреблением слова «звон» ( и однокоренных с ним слов) в есенинских стихах и интерпретировать его. По мнению исследователей, в насыщенной разнообразными звуками лирике Есенина именно звон – самое распространенное. Можно ли подтвердить это наблюдение? Накопительный материал Самым распространенным звуком в лирике Сергея Есенина является слово «звон». Глагол звенеть передает особенно дорогие сердцу поэта звуки. Ты звени, звени нам, Мать – земля сырая, О полях и рощах Голубого края. О, мед воспоминаний! О, звон далеких лип! Звон бубенца выражает настроение, далекое от нейтральности. Поэтому бубенцы и колокольчики у поэта не плачут, а рыдают, не смеются, а хохочут: Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. В залихватском степном разгоне Колокольчик хохочет до слез.
6 Глагольная метафора Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы - ветви Ты лунный гребешок? («Зеленая прическа») В основе образа звона лежит глагольная метафора. Активны глаголы настоящего и прошедшего времени, формы повелительного наклонения и неопределенная форма Именная метафора Ах, колокольчик! Твой ли пыл Мне в душу песней позвонил И рассказал, что васильки Очей любимых далеки. («Цветы») Именная метафора служит для выражения внутреннего состояния автора
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.