Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнесса Дронина
1 Трансакционные издержки Лекции 3 и 4
2 План Трансакционные издержки Классификации трансакционных издержек Издержки измерения Трансакционные блага Трансакционные издержки и издержки перехода к новым нормам
3 Трансакционные издержки в экономическом анализе Коуз (1937) –Издержки функционирования рыночного механизма –«Я убежден, что без понятия трансакционных издержек…невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы, и нет основания для определения политики» (Коуз) Трансакционные издержки в широком смысле –Издержки при заключении любых сделок
4 Трансакционные издержки: определение Издержки функционирования рыночного механизма –И не только рыночного! –Издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов Эрроу: трансакционные издержки - это издержки эксплуатации экономических систем («трение») Бакли и Чэпмен: трансакционные издержки – это забавная штука – большая часть из них существует не в реальности, а … в мирах, которым не удалось стать реальностью.
5 Классификация ТИ Норта- Эггертссона издержки поиска информации издержки ведения переговоров издержки заключения контракта издержки контроля за соблюдением контракта издержки принуждения к исполнению контракта издержки защиты контракта от третьих лиц Основа классификации: последовательность действий при заключении сделок Ex ante Ex post
6 Издержки поиска информации Что искать? –Информацию о цене товара –Информацию о качестве товара –Информация о контрагентах Где искать?
7 Издержки ведения переговоров Издержки коммуникации –Общение (прямые издержки переговоров) –Переводчики Стратегические издержки –Сигналы для потенциальных партнеров –«Забастовки» Издержки отложенных переговоров –«Срочность» Типовые контракты Аукционы как способ определения цены
8 Издержки заключения контракта Оплата юристов –3% ВВП США –До 15% от суммы контрактов Договор присоединения
9 Издержки мониторинга Оппортунистическое поведение (Уильямсон) Информация о действиях партнера Предотвращение оппортунистического поведения (стимулирующий эффект) Плюсы и минусы мониторинга
10 Издержки принуждения к исполнению контракта Репутационный механизм –Предпосылки –Условия эффективности Контрактный механизм –Формализация –Привлечение третьей стороны –Но: издержки использования судебной системы
11 Издержки защиты от третьих лиц Кто может быть «третьим лицом»? –Конкуренты –«Преступники» –Государство Кто может защитить от третьих лиц?
12 И еще раз классификация: издержки поиска информации издержки ведения переговоров издержки заключения контракта издержки контроля за соблюдением контракта издержки принуждения к исполнению контракта издержки защиты контракта от третьих лиц
13 Взаимосвязи Как можно минимизировать трансакционные издержки? Как связаны трансакционные издержки ex ante и ex post? Какие факторы влияют на уровень и структуру трансакционных издержек?
14 Уровень и структура ТИ: Норт Размер рынка –Персонифицированные/обезличенные отношения Необходимость измерений –Сложность товаров и степень неопределенности Система принуждения –Частное/государственное Идеологические установки индивидов –Распространение информации о формальных правилах –Эффективность неформальных правил
15 Уровень и структура ТИ: Кутер и Улен Стандартизованный или уникальный товар/услуга? Права собственности специфицированы? Количество сторон? Характеристики сторон? Мгновенный или растянутый во времени обмен? Низкие издержки мониторинга и наказания
16 Сети и трансакционные издержки Коалиции в средневековой торговле –Greif (1989) –Средневековая торговля, асимметрия информации, ограниченность государственного принуждения –Репутационный механизм, который позволял создать credible commitment Устойчивость фирмы к изменениям на рынке –Uzzi, 1996, Fashion industry, NYC –Исследовал наличие связей между производителями одежды и тканей (доверие, передача информации, совместное решение проблем) –У фирм, у которых больше таких связей, больше вероятность пережить кризис Поиск работы –Pellizzari (2004) –Большая часть рабочих мест заполняется по рекомендациям (и поиск работы, и поиск сотрудников) –«informal contacts are a better channel to transmit information between job applicants and potential employers and should therefore lead to matches of better quality that pay higher wages» –Зависит от характеристик рынка труда, возможностей проводить отбор (тоже издержки), и др.
17 Что нам дают сети? Jones, Hesterly, Borgatti (1997): Что нам дает сеть? ограниченное количество участников взаимодействия мониторинг легче и проще проще и быстрее обмениваться информацией рекомендации, поиск контрагентов некоторые общие ценности, в соответствии с которыми объединяются, или которые формируются convergence of expectations common language rules for behavior возможность коллективных санкций и репутация повышаются издержки оппортунистического поведения создаются стимулы для мониторинга
18 Сети и издержки Включение в сеть –Поиск информации –Барьеры входа –Установление репутации Существование в сети –Поддержание существующих связей –Мониторинг –Коллективные санкции
19 Предыстория Бизнес и власть: –В России не меньше 87% общей стоимости акций МФБ приходится на компании тесно связанные с кремлем (Фисман и Мигель). Индекс политической ангажированности. Ценность политических связей. –Англия: Когда председатель правления компании Роллс-Ройс получил место в палате Лордов – акции компании никак не отреагировали. –Италия: В ответ на избрание в Сенат главы корпорации Fiat акции компании подскочили в цене. Индекс политической ангажированности. –«президент Медведев в очередной раз высказал недовольство сращением бизнеса и власти в России и предложил вывести профильных чиновников из руководства госкомпаний» –«выводить чиновников из бизнеса придется семьями»
21 Теория графов –L – общее число ребер –g – общее число вершин Степень вершины – число ребер, выходящих из вершины Средняя степень вершины Центральность актора –Степень вершины –С поправкой на размер группы Плотность графа Власть в сети: Инструментарий
22 П ФФ Ф Ф ФФ Ф ФФ П ППП П П П П П Ф Ф Ф Ф П Ф ФФ Ф Ф Ф Ф Ф Ф П П П П Ф Ф
23 П ПП П П П 9 ФФ Ф Ф ФФ Ф ФФП П 21 ПП П Ф Ф Ф Ф П Ф ФФ Ф Ф Ф Ф Ф Ф П П П Ф Ф Количество вершин: 39 Количество ребер: 50 Средняя степень вершины: 2,56 Плотность графа: 0, 067 d=7 d=6 d=4 d=3 The measure of betweenness (power in the network): для П9 = 0,38 для П21 = 0,55
24 Классификация трансакционных издержек Милгрома и Робертса Издержки координации –Передача информации –Координация действий работников/партнеров/клиентов Издержки мотивации –Издержки мониторинга –Вследствие неполноты и несовершенства информации –И оппортунизма Основа классификации: проблемы, которые необходимо решить Внутрифирменные отношения Потенциальные источники издержек
25 Трансакционные блага Институты и технологии, доступ к которым хозяйствующий субъект может приобрести бесплатно или за определенную цену с целью снижения собственных трансакционных издержек –Типовые формы контрактов –Система принуждения к исполнению контрактов –Стандарты качества –Титулы собственности –Судебная система –Правовая и статистическая информация
26 Трансакционные блага - 2 Налоги как трансакционные издержки –Проблема безбилетника –Низкий уровень налоговых сборов –Недопроизводство трансакционных благ
27 Проблема безбилетника (матрица игры) Игрок 2 Платить налог Не платить налог Игрок 1Платить налог Не платить налог
28 История Жители платят налоги государство обеспечивает защиту прав собственности. –Максимальный уровень дохода (20) Только один житель платит налог возможны грабежи –Меньше совокупный уровень дохода (12) Никто не платит налог беспредел –Низкий совокупный доход (4) Налог, который платит каждый: 5
29 Проблема безбилетника (матрица игры) Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;51;61;6 Не платить 6;16;12;22;2
30 Равновесие по Нэшу-1 Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;5 1;61;6 Не платить 6;16;12;22;2
31 Равновесие по Нэшу-2 Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;51;61;6 Не платить 6;16;1 2;22;2
32 Равновесие по Нэшу-3 Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;5 1;61;6 Не платить 6;16;1 2;22;2
33 Равновесие по Нэшу-4 Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;5 1;61;6 Не платить 6;16;1 2;22;2
34 Равновесие по Нэшу – результат Игрок 2 Платить налог Не платить Игрок 1Платить налог 5;55;51;61;6 Не платить 6;16;1 2;22;2 NE
35 Издержки измерения Неоклассика: два измерения товаров Институциональная теория: разные качественные характеристики Поисковые товары Экспериментальные товары Доверительные товары
36 Типы товаров - Поисковые товары - Экспериментальные товары - Доверительные товары
37 Снижение издержек измерения Репутация Торговые марки Гарантии Стандартизация Лицензирование
38 Другие виды трансакционных издержек Издержки спецификации и защиты прав собственности Информационные издержки Агентские издержки
39 Трансакционные издержки и «издержки перехода» Переход на правостороннее движение в Швеции –Высокие издержки перехода (85% населения против): новые дорожные знаки, автобусные остановки, общественный транспорт –Но: все соседние страны – правостороннее движение Институциональные изменения и поправки к законам (Pejovich) –Новое правило (законы) должны быть встроены в существующую систему формальных и неформальных правил –Если сразу не удалось подстроить, приходится вносить уточнения и поправки –Количество поправок зависит от соотношения между существующими неформальными правилами и новым формальным –Чем больше поправок – тем выше трансакционные издержки Институциональные ловушки (Полтерович)
40 Институциональные ловушки Устойчивые неэффективные нормы Как формируются нормы? –Фундаментальные факторы –Организационные факторы –Социетальные факторы Как нормы закрепляются? –Эффект координации –Эффект сопряжения –Эффект обучения –Культурная инерция В процессе закрепления нормы трансакционные издержки и издержки перехода меняются в противоположных направлениях Пример: коррупция
41 Оценка трансакционных издержек Сложности оценки –Граница между производственными издержками и трансакционными –Альтернативный характер издержек (анализ отвергнутых альтернатив) Примеры –Норт и Уоллис: оценка сектора трансакционных услуг в экономике США –Де Сото: кейсы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.