Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентин Сапрыкин
1 Использование метода объектно-документального анализа в учебном процессе Е.А. Гаврилина
2 Технология разрабатывалась группой исследователей под руководством Ю. С. Гузева в конце 80-х годов сначала в ВИМИ (Всесоюзный институт межотраслевой информации), а окончательное оформление она получила в 1991 году в ВИНИТИ (Всероссийский институт научной и технической информации)
3 Метод объектно- документального анализа Надобъект – Для чего? – синий Объект – Что? – красный Подобъект – Благодаря чему? – желтый Связанный объект – Что еще известно? - зеленый
4 Общая модель объектно- документального анализа Основной объект интереса ЛПР Критерии высшего уровня Источники сведений РЕШЕНИ Е Варианты решений Варианты решений Над объекты объекты Под объекты Связанны е объекты
5 Метод ОДА Основной объект интереса ЛПР – Интерес ЛПР (его актуализированная потребность) раскрывается через ответ на вопрос «ЧТО?» сведениями (систематизированной совокупностью фактов); Источники сведений – тексты на любых носителях; Критерии высшего уровня - социально- экономические и проч. установки, требования, определяющие допустимые пределы деятельности и соответственно ответственности Надобъекты – объекты, отвечающие на вопрос «Для чего?» (цели, задачи, проблемы);
6 Подобъекты – объекты, отвечающие на вопрос «Благодаря чему?» (составляющие основного объекта в различных структурно-функциональных вариантах); Связанные объекты – объекты, связанные со всеми другими как аналоги или ассоциативно. Варианты решений – как авторские, так и взятые из различны источников: РЕШЕНИЕ – план конкретного действия для достижения намеченной ЛПР цели. Совокупность связанных объектов, всех вариантов решения и самого решения представляют массив особой ценности, на основе которого может быть сформирована экспертная система. Цветовая идентификация объектов должна устойчиво сохраняться на всех этапах технологии МОДА, начиная с разметки исходного текста.
7 ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ СО- Высший Критерий - «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет» - ИС1 ИС: 1.Сир НО- ПО-
8 ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ контент–анализ (КА) 2.1. Рекомендуется дополнять процесс КА другими методами и технологиями анализа текстов. ГЮС. Главная ориентация результата КА на оценку различных эффектов воздействия на адресата (заказчик, ЛПР) 2.3. Стадии применения КА: формулировка тем, задач, гипотез и категории анализа – ключевые понятия, соотв. задачам исследования В частности, полезна Технология преобразования сведений по методу объектно-докумен-тального анализа (Т-МОДА). ГЮС Важен выбор источников, подвергаемых КА, что определяется задачами и масшта-бами исследований Категории должны быть исчерпываю-щими(но без край-ностей). надежными, взаимоисключающи-ми Кодировщик должен иметь инструкцию по КА, снабженной примерами КА и точным алгоритмом действий Основным рабочим Д КА являются таб-лицы КА, тип кото-рой определяется этапом исследования Эта работа трудоем-ка и кропотлива и рекомендуется использование компьютера После категорий – выбор единицы ана-лиза-единицы речи или элемент содерж. текста – индикатор исследуемых явле-ний в тексте Существуют спец. процедуры подсчета применительно к КА Высший критерий - «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет» - ИС1 КА-метод качественно – количественного анализа содержания Д различного происхождения (СМИ, анкеты, интервью, административн.Д) 2.1 КА – изучает доку- менты в социальном контексте с целью измерения фактов и тенденций, отраженных в этих Д 2.1. Исследуемый Д должен отвечать принципам формализации и статистической значимости 2.2. ВР: КА и другие методы анализа текстов необхо-димы в соврем. соц.- экономич. условиях. ГЮС
9 7. У. Р. Матурана, Ф. Х. Варела. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. Перевод с английского Ю,А.Данилова.- М.: Прогресс-Традиция, 2001 – 224 с. Оригинальный текст (Фрагмент со стр , ИМО) «Один из самых известных примеров социального трансгенерационного постоянства поведения, возникающего через обучение, описан зоологами, наблюдавшими за колонией диких макак, обитающих на одном из южных японских островов. В ходе наблюдений зоологи разложили картофель и кукурузу, чтобы выманить макак, обычно обитающих в джунглях неподалеку от моря, на берег, где за ними было бы легче наблюдать. Мало-помалу макаки стали привыкать к песку, прибрежным скалам и морю. Одно из наблюдений, сделанных в период трансформации их поведения, состояло в следующем: сообразительная самка (исследователи дали ей кличку Имо) обнаружила, что картофелины можно мыть в воде, избавляясь, таким образом, от налипших песчинок, которые мешали их есть. Не прошло и нескольких дней, как остальные макаки, в особенности молодые, принялись подражать Имо и мыть свои картофелины. Более того, через несколько месяцев новое поведение распространилось и на все соседние колонии макак. Имо оказалась очень умной макакой. Через несколько месяцев после того как она открыла, что картофель можно мыть, она же изобрела новый тип поведения. Она брала зерна пшеницы, смешанные с песком (есть такие зерна было трудно), и бросала их в воду. Когда песчинки тонули, Имо собирала плавающие в воде зерна. Ее второе открытие также постепенно стало достоянием других колоний макак на острове. Более старые макаки всегда медленнее других осваивали новую форму поведения.
10 Новые поведенческие схемы, усвоенные онтогенетически в коммуникативной динамике социальной среды и сохраняющие стабильность из поколения в поколение будем называть культурным поведением. Такому поведению не следует удивляться, поскольку оно относится ко всей совокупности онтогенетически приобретенных коммуникативных взаимодействий, придающих определенную непрерывность истории группы, выходящей за рамки отдельных историй образующих группу индивидов. Ключевую роль здесь играет имитация и постоянный внутригрупповой отбор, который позволяет устанавливать сопряжение между молодыми и взрослыми особями. Это приводит к определенному онтогенезу, который мы, в рамках гуманитарной сферы, называем культурой. Таким образом, культурное поведение ничем существенным не отличается от любого другого поведения, сформировавшегося в результате обучения. Его особенностью является лишь то, что оно возникает вследствие социальной жизни в течение многих поколений, в то время как носители культурного поведения непрерывно заменяются».
11 ИМО. Вариант разметки 7-1.«Один из самых известных примеров социального трансгенерационного постоянства поведения, возникающего через обучение, описан зоологами, наблюдавшими за колонией диких макак, обитающих на одном из южных японских островов В ходе наблюдений зоологи разложили картофель и кукурузу, чтобы выманить макак, обычно обитающих в джунглях неподалеку от моря, на берег, где за ними было бы легче наблюдать. Мало-помалу макаки стали привыкать к песку, прибрежным скалам и морю Одно из наблюдений, сделанных в период трансформации их поведения состояло в следующем: сообразительная самка (исследователи дали ей кличку Имо) обнаружила, что картофелины можно мыть в воде, избавляясь, таким образом, от налипших песчинок, которые мешали их есть. Не прошло и нескольких дней, как остальные макаки, в особенности молодые, принялись подражать Имо и мыть свои картофелины. Более того, через несколько месяцев новое поведение распространилось и на все соседние колонии макак.
12 7-3. Имо оказалась очень умной макакой. Через несколько месяцев после того как она открыла, что картофель можно мыть, она же изобрела новый тип поведения. Она брала зерна пшеницы, смешанные с песком (есть такие зерна было трудно), и бросала их в воду. Когда песчинки тонули, Имо собирала плавающие в воде зерна Ее второе открытие также постепенно стало достоянием других колоний макак на острове Более старые макаки всегда медленнее других осваивали новую форму поведения.
13 7-4. Новые поведенческие схемы, усвоенные онтогенетически в коммуникативной динамике социальной среды и сохраняющие стабильность из поколения в поколение, будем называть культурным поведением Такому поведению не следует удивляться, поскольку оно относится ко всей совокупности онтогенетически приобретенных коммуникативных взаимодействий, придающих определенную непрерывность истории группы, выходящей за рамки отдельных историй образующих группу индивидов Ключевую роль здесь играет имитация и постоянный внутригрупповой отбор, который позволяет устанавливать сопряжение между молодыми и взрослыми особями. Это приводит к определенном онтогенезу, который мы в рамках гуманитарной сферы, называем культурой Таким образом, культурное поведение ничем существенным не отличается от любого другого поведения, сформировавшегося в результате обучения. Его особенностью является лишь то, что оно возникает вследствие социальной жизни в течение многих поколений, в то время как носители культурного поведения непрерывно заменяются».
14 Умная макака ИМО и культурное развитие стада макак Исследования ученых на островах Японии 7-1; Новые поведенческие схемы – культурное поведение 7-4;7-6; Спонтанная находка Имо:вода как фильтр 7-2; Интеллектуальные различия макак в восприятии нового 7-3; Ключевая роль имитации и внутригруппового отбора в регулировании сопряжение между молодыми и взрослыми особями 7-5; Реакция стаи: молодые, старые, соседние стаи. Передача опыта по критерию полезности 1.Высший Критерий - «Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия – совет» - ИС2 ИС2: Сир Исследование социального трансгенерацион-ного постоянного поведения, возни- кающего через обучение 7-1; Трансформация поведения макак в результате привыкания к новой ситуации 7-1.1; ВР – опыт подтверждает важность роли фильтра в развитии жизненных условий живых существ
15 Где посмотреть про метод объектно-документального анализа
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.