Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Храмцова
1 Максим Ионин, Елизавета Колесникова - учащиеся 7 класса ГОУ РМЭ «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т.В.»
2 В музыке комбинаторными произведениями занимался немецкий иезуит Афанасиус Кирхер, в пятисотстраничном трактате Универсальная музургия, или Великое искусство созвучий и диссонансов (Musurgia Universalis, 1650)
3 Средневековый мистик Раймонд Луллий утверждал, что в любой области человеческой деятельности новое может быть достигнуто путем перебора всех комбинаций небольшого числа основных элементов. Для перебора всевозможных вариантов Луллий выдумал музыкальную вертушку, чудесную музарифмику, посредством которой и предписывал сочинять музыку.
4 В изобразительном искусстве Брейгель- старший нумеровал цвета своих персонажей, чтобы потом свободно комбинировать и перемешивать их.
5 В литературной комбинаторике простейшим из приемов, моделирующим свободное перемешивание элементов текста, является АНАГРАММА. Анаграмма древняя литературная забава. Уже Ликофрон в Кассандре именует Птолемея PTOLEMIS - APO MEAITOS сделанный из меда), а его королеву, Арсиною: ARSINOE - ERAS ION (фиалка Ионы). Самая экстраординарная анаграмма заключена в латинской транскрипции вопроса Пилата: Quid est veritas? Est vir qui adest (Что есть истина? Муж, Который перед тобой).
6 Известно, что Галилео Галилей сообщал о своих открытиях в анаграммах
7 Разновидностью анаграммы является АНТИГРАММА: буквенная перестановка, меняющая смысл слова на противоположный: infection fine tonic, misfortune its more fun, militarism I limit armes.
8 Зачастую анаграммой является и собственное имя, точнее псевдоним писателя. Например Льюис Кэрролл, составленное из букв подлинного имени Чарльз Лутвидж Доджсон, записанного по латинским правилам.
9 Возможна также анаграмма из слогов или слов. Льюис Кэрролл в 1887 году в письме к маленькой девочке приводит анаграмматическое стихотворение, в котором единицей является стопа: As to the war, try elm. I tried. The wig cast in, I went to ride, Ring? Yes. We rang. Lets rap. We dont. O shew her wit! As yet she wont. Saw eel in Rome. Dry one: hes wet. I am dry. O forge! Throgue! Why A net?
10 Математически эта закономерность описывается степенной функцией n в степени m: для первой единицы текста можно выбирать произвольный соответствующий ей из всего заданного набора элементов, для второго также произвольный, и так далее. В музыкальной композиции именно такого рода схема осуществлялась в Математической игре, по традиции приписываемой Моцарту.
11 В области поэзии примером является Сто тысяч миллиардов стихотворений Кено текст, позволяющий из набора в десять начальных сонетов по четырнадцать строк каждый, свободно сочетая строки, составить 10 в четырнадцатой степени (сто тысяч миллиардов) произвольных сонетов. Правда, анаграмма Кено имеет ограничение: первая строка новодельного сонета всегда первая строка одного из десяти наборов, вторая строка это опять же любая из десяти возможных вторых строк и т.д. Действительно совершенная анаграмма, очевидно, позволила бы комбинировать строки вообще в любом порядке.
12 Близкими к анаграмме являются ПАЛИНДРОМЫ, обыкновенно понимаемые как слово или фраза, равно прочитываемые как слева направо, так и справа налево. В палиндроме обыкновенно не учитываются (заново расставляются) разрывы между словами, пунктуация, ударения и пр.
13 Среди исторических примеров совершенные (в которых палиндромом является как фраза, так и всякое входящее в нее слово) латинские палиндромы: Odo tenet mulum, madidam mulum tenet Odo. Anna tenet mappam, madidam mappam tenet Anna.
14 ЛИПОГРАММА Метод, название которого происходит от leipo, je laisse пропускать, заключается в отсутствии в тексте одной или нескольких букв. Это ограничение, не столь заметное, как другие, является, по мнению Жоржа Перека, операцией весьма определенной, аналогичной появлению нуля в арифметике. В III веке н.э. Нестор Ларандский переписал Илиаду, избавившись в первой песне от буквы альфа, во второй от бета, в третьей от гамма, и так до конца алфавита и поэмы. Два века спустя Трифиодор Сицилийский, грек из Египта, завершил переписывание Гомера, применив ту же процедуру к Одиссее. От этих поэм также ничего не сохранилось, что не мешает Нестору и Трифиодору быть наиболее известными липограммистами.
15 К этому можно добавить примеры из русской поэзии стихотворение Гаврилы Державина Соловей во сне (Я на хoлме спал высоком, Слышал глас твой, соловей...) сознательно написано без буквы р, а небольшое стихотворение Давида Бурлюка так и озаглавлено: Без р и с.
16 Например, Валерию Брюсову принадлежит стихотворение: Слово (Стихи с созвучиями) Слово событий скрижаль, скипетр серебряный созданной славы, Случая спутник слепой, строгий свидетель сует, Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов, Сфер созерцающий сфинкс, стены судьбы стережет!..
17 АКРОСТИХ Акростих стихотворение, в котором начальные буквы стихотворных строк образуют некое слово или фразу. Наиболее сложные конфигурации использовались средневековыми монахами, сочинявшими латинские стихи, одновременно являющиеся акростихом, мезостихом и телестихом, слово (имя Иисуса) образуется начальными, серединными и конечными буквами стиха: I*********** I***********I E********** E**********E S******** IESUS*******S U********* U**********U S********* S**********S
18 СНЕЖНЫЙ КОМ Метод заключается в написании текста, в котором каждое следующее слово будет на букву длиннее предыдущего. Простой пример снежного кома на русском языке: Я бы сам всех макак удивил или: я не пою, жаль, песен, баллад.
19 Возможен также слоговый снежный ком: Жизнь игра желаний мимолетных, Есть пора мечтаний безотчетных, Есть, потом, свершений горделивых, Скук, Истом, томлений прозорливых; Есть года жестоких испытаний, Дни суда глубоких ожиданий... (В. Брюсов).
20 Пушкин пришел в восторг от стихов Нодье, описывающих лестницу и расположенных, как лестница. А Ван Гог подписывал зеленые холсты кармином, вводил буквы в живопись наряду с фигурами и предметами. Лесенка Малларме, Маяковского (тот не зря был блестящим рисовальщиком), Хлебникова, шалости Аполлинера, Мартынов с его стихами, расположенными как кристаллы самородков, вдохнули жизнь в изобразительность стиха.
21 Средневековые христианские монахи составляли стихи в форме креста или даже целого пейзажа из трех крестов Спасителя и двух разбойников. Продолжателем этой традиции были поэты барокко, например, нюрнбергская поэтическая школа во главе с Георгом Филиппом Харсдерффером, но были аналоги и в русской литературе XVII в. В английской литературе в качестве примера можно привести стихотворение про хвост Льюиса Кэрролла. В России фигурные стихи писал Симеон Полоцкий в форме восьмиугольной звезды, сердца, лабиринта.
22 ЛЕНТА МЕБИУСА Люк Этьен предлагает составлять стихотворение на ленте Мебиуса: если взять длинную ленту бумаги, на одной из поверхностей написать первую половину поэмы, а, перевернув вдоль длинного ребра, на второй ее другую половину, и затем, повернув, склеить короткие стороны ленты, то в результате стихотворение будет записано на единственной стороне полученной ленты Мебиуса. В результате порядок прочтения строк изменится: из А Б В Г / Д Е Ж З (буквами обозначены строки начального стихотворения) получим АД БЕ ВЖ ГЗ. Можно далее разрезать эту ленту вдоль по середине, получив одну тонкую ленту (а не две, как можно было бы ожидать) и одно новое стихотворение. Из этой ленты снова сделаем ленту Мебиуса, и так далее. Каждый раз возникает новая комбинация строк начального стихотворения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.