Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Черников
1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ Краткий курс лекций
2 Тема 1. Понятия: система, информационная система, экономическая информационная система. Этапы развития и классификация ИС.
3 Понятие и классификация информационных систем Информационная технология – главная составная часть ИС Назначение и состав автоматизированного рабочего места конечного пользователя ИС
4 Современное общество называют информационным. При этом имеют ввиду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.
5 Информатизация – организационный социально-экономический и научно- технический процесс создания условий для удовлетворения информационных потребностей физических лиц и хозяйствующих субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов. Он базируется на применении автоматизированных информационных технологий.
6 Понятие и классификация информационных систем Эффективное управление современной организацией представляет собой достаточно сложную задачу. Основными функциями управления являются: планирование, организация, активация, контроль и анализ. В рыночных условиях достичь конкурентного превосходства можно за счет владения полными, достоверными и своевременными сведениями. А такое возможно только при создании базы электронного документооборота с привлечением средств автоматизации поддержки принятия управленческих решений.
7 Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям
8 СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные и электромеханические элементы, линии связи и др. Обработка данных Теле- коммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др. Передача информации Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационно и программное обеспечение Производство профессиональной информации
9 Информационная система (ИС) -взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Необходимо понимать разницу между компьютерами и ИС. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для ИС. ИС немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.
10 Автоматизированная информационная система (АИС) - это: совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений
11 Виды автоматизированных информационных систем
12 Экономические информационные системы - системы, связанные с предоставлением и обработкой информации для разных уровней управления экономическими объектами Системы поддержки принятия решения (СППР) – аналитические ИС, системы руководителя – системы, обеспечивающие изучение состояния, прогнозирования, развития и оценки возможных вариантов поведения на основе анализа данных, которые отражают результаты деятельности хозяйствующего субъекта на протяжении определенного времени.
13 Виды автоматизированных информационных систем Информационно-вычислительные системы – системы, предназначенные для научных исследований и проведения сложных и объемных расчетов (информационно-расчетные системы, САПР, имитационные стенды контроля). Информационно-справочные системы – системы, предназначенные для сбора, хранения, поиска и выдачи потребителям информации справочного характера (Гарант, КонсультантПлюс, Кодекс и др.) Информационные системы образования – системы, предназначенные для использования в образовательной деятельности (системы дистанционного обучения, системы обеспечения деловых игр, тренажеры и т.д.).
14 Понятие информационной технологии Процессы управления, протекающие в информационной системе, отражаются в виде информационных процессов, реализуемых с помощью различных информационных технологий. Информационные технологии представляют собой технологические процессы, охватывающие информационную деятельность управленческих работников, связанную с подготовкой и принятием управленческих решений.
15 Классификация информационных технологий
16 Классификация ЭИС
17 ЭИС по степени функциональности Локальные предназначение: поддержка отдельных функций управления. примеры: учетные системы, информационные системы класса MRP (Material Resource Planning) – системы п ланирования материальных ресурсов основные возможности MRP-систем: управление запасами; формирование заказа нужного изделия в необходимом количестве в нужный момент времени; определение приоритетов и контроль выполнения заказов Многофункциональные предназначение: поддержка нескольких функций управления. примеры: учетно-аналитические системы, информационные системы класса MRP-II (Manufacturing Resource Planning) – системы планирования ресурсов производства основные возможности систем MRP-II : планирование деятельности (управление производством); управление потребностями (программа и план производства); управление заказами; планирование ресурсов / мощностей; финансовое планирование и маркетинг Полнофункциональные предназначение: поддержка практически всех функций управления. пример: информационные системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) – системы планирования ресурсов предприятия. основные возможности ERP-систем : расширенное планирование материальных потоков, маркетинга, продаж, проектов; управление финансами; управление персоналом
18 ЭИС по характеру обработки Системы обработки данных предназначение: обеспечения повседневной работы хозяйствующего субъекта на оперативном уровне. пользователи: непосредственные исполнители (операционисты, бухгалтеры, кассиры и т.д.). решаемые задачи: ввод и обработка информации Информационные системы управления предназначение: решение задач управления хозяйствующим субъектом на тактическом уровне. пользователи: менеджеры среднего звена (middle management). решаемые задачи: среднесрочное планирование, анализ, организация работ Системы поддержки принятия решений предназначение: решение задач управления на стратегическом уровне. пользователи: высший уровень управления хозяйствующим субъектом (top management). решаемые задачи: планирование привлечения ресурсов, выбор источников финансирования, определение политики развития предприятия и др.
19 Принципы создания и функционирования ЭИС Принцип системности позволяет четко определить цели создания ЭИС и общие свойства, присущие системе как единому целому; выявляет критерии декомпозиции системы и многообразные типы связей между ее элементами. Принцип развития предопределяет ЭИС как систему, способную к развитию и совершенствованию при использовании новейших технологий процесса обработки данных. Принцип совместимости построение ИС как открытой системы, ориентированной на максимальное использование стандартов программного, технического и иного обеспечения.
20 Принципы создания и функционирования ЭИС Принцип эффективности подразумевает достижение рационального соотношения между затратами на создание ИС и результатами, полученными в процессе ее эксплуатации. Принцип стандартизации и унификации заключается в том, что для проектирования ЭИС следует использовать в разумной мере типовые решения.
21 Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
22 Структурно-функциональная организация ЭИС
23 Характеристика подсистем Функциональная часть: определяет назначение ЭИС, ее основные цели, задачи, функции; представляет собой модель системы управления экономическим объектом. включает функциональные подсистемы, представляющие собой комплекс задач управления этим объектом; состав функциональных подсистем различен для каждого экономического объекта и зависит от особенностей объекта управления, его масштаба, характера деятельности и других факторов. Типовые функциональные подсистемы для ЭИС промышленного предприятия : по управлению отдельными ресурсами: сбыт готовой продукции, производство, материально- техническое снабжение, финансы, кадры; по функциональному признаку: планирование, учет, анализ и регулирование (оперативное управление).
24 Характеристика подсистем Обеспечивающая часть позволяет реализовать решение поставленных задач, раскрывая сущность и состав ресурсов, необходимых для функционирования ЭИС; структура в значительной степени носит типовой характер и одинакова для ЭИС различных видов. состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области; среди обеспечивающих подсистем выделяют: информационное, техническое, программное, математическое, организационное, эргономическое, правовое и другие виды обеспечения. Все обеспечивающие подсистемы связаны между собой и с функциональными подсистемами.
25 Информационное обеспечение Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. включает:
26 Техническое обеспечение Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (КТС) сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации, необходимых для обеспечения работоспособности и эффективности функционирования ИС. ФункцияТехнические средства Сбор и ввод Клавиатура, сканер, мышь, световое перо, сенсорный экран, дигитайзеры, устройство речевого ввода Хранение Устройства хранения информации (внутренние и внешние) Передача Средства связи и передачи данных в локальных и глобальных сетях (модемы, концентраторы, маршрутизаторы, устройства оргсвязи, линии связи и др.) Обработка (преобразование информации) Компьютеры, компьютерные сети Представление и вывод Мониторы, принтеры, плоттеры
27 Математическое обеспечение Математическое обеспечение (МО) представляет собой совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемой при решении функциональных задач. включает:
28 Программное обеспечение Программное обеспечение (ПО) представляет собой совокупность программ, реализующих функции и задачи ЭИС. включает:
29 Лингвистическое обеспечение Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователя со средствами вычислительной техники включает:
30 Организационное обеспечение Организационное обеспечение (ОО) определяет порядок организационных отношений и перечень функций, которые должна выполнять каждая структурная единица (например, подразделение, отдел, отдельный сотрудник), функционирующая в условиях ЭИС необходимо для обеспечения взаимодействия персонала ЭИС с техническими средствами и между собой в процессе решения управленческих задач. реализуется в различных методических и руководящих материалах на всех стадиях жизненного цикла ИС и ИТ.
31 Эргономическое обеспечение Эргономическое обеспечение (ЭО) комплекс методов и средств, позволяющих сформировать требования к рабочим местам, условиям работы персонала и обеспечивающих подготовку и высокоэффективную деятельность каждого работника по освоению и эксплуатации ЭИС; включает: комплекс документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям работы персонала, программному обеспечению (дизайн экранов) и т.д.; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и эргономическая экспертиза их реализации; комплекс методов, учебно-методических материалов и технических средств, позволяющих сформулировать требования к уровню подготовки персонала и создать систему отбора кадров; комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность работы специалистов в условиях ИС.
32 Правовое обеспечение Правовое обеспечение (ПрО) регламентирует процесс создания и функционирования ИС и определяет, каким образом необходимо выполнять функции пользователям системы. включает: совокупность нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих договорные отношения разработчика и заказчика в процессе создания и функционирования системы; различные внутренние инструкции организации; законодательные акты РФ, инструкции вышестоящих органов: –Федеральный закон от 25 февраля 1995г. 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» –Федеральный закон от 4 июля 1996г. 85-ФЗ «Об участии в международном информационном процессе». –Закон РФ от 9 июля 1993 г I "Об авторском праве и смежных правах" и т.д.
33 Процессы в ИС ввод информации из внешних или внутренних источников; обработка входной информации и представление ее в удобном виде; вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
34 Свойства ИС: любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем; ИС является динамичной и развивающейся; при построении ИС необходимо использовать системный подход; выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения; ИС следует воспринимать как человеко- компьютерную систему обработки информации.
35 2.2 Классификация ИС. Классификация ИС по признаку структурированности задач.
36 Понятие структурированности задач. При создании или при классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи. Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые). неструктурированные (неформализуемые). частично структурированные.
37 Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Пример. В ИС необходимо реализовать задачу расчета заработной платы. Это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и отчислений весьма просты, но объем их очень велик, так как они должны многократно повторяться ежемесячно для всех категорий работающих.
38 Неструктурированная (неформализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь ИС невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Пример. Попробуйте формализовать взаимоотношения в вашей студенческой группе. Наверное, вряд ли вы сможете это сделать. Это связано с тем, что для данной задачи важны психологический и социальный факторы, которые очень сложно описать алгоритмически.
39 В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать ИС. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль. Такие ИС являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек. ИС, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида: Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
40 ИС, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. ИС, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными. Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Экспертные ИС обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
41 Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления. Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структура ИС может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации ИС. В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации ИС, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая.
42 Система маркетинга Производственные системы Финансовые и учетные системы Система кадров (человеческих ресурсов) Прочие системы, например ИС руководства Исследование рынка и прогнозирование продаж Планирование объемов работ и разработка календарных планов Управление портфелем заказов Анализ и прогнозирование потребности в трудовых ресурсах Контроль за деятельностью фирмы Управление продажами Оперативный контроль и управление производством Управление кредитной политикой Ведение архивов записей о персонале Выявление оперативных проблем Рекомендации по производству новой продукции Анализ работы оборудования Разработка финансового плана Анализ и планирование подготовки кадров Анализ управленческих и стратегических ситуаций Анализ и установление цены Участие в формировании заказов поставщикам Финансовый анализ и прогнозирование Обеспечение процесса выработки стратегических решений Учет заказовУправление запасамиКонтроль бюджета Бухгалтерский учет и расчет зарплаты
43 Тип ИС зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Чем выше по значимости уровень управления, тем меньше объем работ, выполняемых специалистом и менеджером с помощью ИС. Однако при этом возрастают сложность и интеллектуальные возможности ИС и ее роль в принятии менеджером решений. Любой уровень управления нуждается в информации из всех функциональных систем, но в разных объемах и с разной степенью обобщения.
44 Типы ИС в зависимости от функционального признака с учетом уровней управления и квалификации персонала.
45 ИС оперативного уровня поддерживает специалистов- исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение ИС на этом уровне - отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, ИС должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом. ИС оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система - это основной поставщик информации для остальных типов ИС в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.
46 ИС специалистов помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных ИС - интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. В этом классе ИС можно выделить две группы: информационные системы офисной автоматизации; информационные системы обработки знаний.
47 ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации: бухгалтеры, секретари, клерки. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. ИС обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания.
48 ИС уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем: сравнение текущих показателей с прошлыми; составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне; обеспечение доступа к архивной информации и т.д. На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.
49 Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из ИС операционного уровня. Характеристики управленческих ИС: используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями; ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке; опираются на существующие данные и их потоки внутри организации; имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.
50 Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Характеристики систем поддержки принятия решений: обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать; оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа; позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные; отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день; имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.
51 Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Стратегическая ИС - компьютерная ИС, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации. ИС стратегического уровня помогают высшему звену управленцев решать неструктурированные задачи, осуществлять долгосрочное планирование. Основная задача - сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.
52 Тема 3. Корпоративные ИС. 3.1 ИС в фирме.
53 В любой фирме целесообразно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях.
54 Между локальными ИС организуются связи различного характера и назначения. Одни локальные ИС могут быть связаны с большим количеством работающих в фирме систем и иметь выход во внешнюю среду, другие связаны только с одной или несколькими родственными. Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы или подразделение корпорации. При этом пользуются ресурсами региональных и глобальных сетей. Корпоративные ИС создаются на основе интеграции ИС разного назначения с помощью компьютерных сетей в фирме. Подобные ИС предоставляют пользователю возможность работать как с общефирменной базой данных, так и с локальными базами данных.
55 3.2 Прочие классификации ИС.
56 Классификация по степени автоматизации Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
57 Классификация по характеру использования информации Информационно-поисковые системы (ИПС) производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Например, ИПС в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах продажи билетов. Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие. Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны: тип задач расчетного характера; обработка больших объемов данных. Пример. Система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета. Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. Пример. Медицинские ИС для постановки диагноза больного и определения предполагаемой процедуры лечения.
58 Классификация по сфере применения ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование; оперативный учет и анализ; перспективное и оперативное планирование; бухгалтерский учет; управление сбытом и снабжением; другие экономические и организационные задачи.
59 ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты; создание графической документации (чертежей, схем, планов); создание проектной документации; моделирование проектируемых объектов.
60 ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности. Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
61 ЛИТЕРАТУРА Амириди Ю.В. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса: учеб. пос. для вузов. – М.: Кнорус, – 176 с. Микрюков, В.Ю. Информация. Информатика. Компьютер. Информационные системы: учеб. пособие / В.Ю. Мирюков. - Ростов- на-Дону: Феникс, – 448 с. – (СПО). Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: учебник / К.В. Балдин. – М.: Дашков и К, – 395 с. Информационные системы в экономике: учебник / под ред. Г.А. Титоренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007– 63с. Информационные системы в экономике: практикум / под ред. П.В. Акинина. – М.: КНОРУС, – 256 с. Исаев, Г.Н. Информационные системы в экономике: учебник / Г.Н. Исаев. – М.: Омега-Л, – 462 с. Романов, А.Н. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. – М.: Вузовский вестник, – 300 с. Трофимов, В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / В.В. Трофимов. – М.: Высшее образование, – 480 с. Уткин, В.Б. Информационные системы в экономике: учебник / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. – М.: Академия, – 288 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.