Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентина Петрыкина
1 В.М.Шукшин. Чудики на страницах его рассказов («Чудик», «Микроскоп»).
2 Цели урока : создавать условия для непосредственного общения с художественным произведением, для формирования целостного эмоционального впечатления от него; содействовать постижению образа- характера героя; воспитывать культуру эстетических, нравственных чувств, влияющих на поведение учащихся.
3 Эпиграфы к уроку: Чудаки украшают мир М. Горький … человек без чудинки голый, жалкий М. Шолохов
4 Ход урока I. Организационный момент (Проверка готовности учащихся к работе.)
5 II. Учитель (на фоне мелодии возникает слайд-фотография В.М. Шукшина, звучат слова учителя) II. Учитель (на фоне мелодии возникает слайд-фотография В.М. Шукшина, звучат слова учителя) Сидит на крутом боку земли человек. Крестьянин. Труженик. Наш земляк. Актёр Василий Макарович Шукшин на склоне родного Пикета. Сложил натруженные руки, мудро и проницательно смотрит вдаль – а вокруг Россия, родной Алтай, родная земля, взрастившая его, давшая крылья, питавшая его своими соками.
6 Ученики : 1)Похож на алтайца обличьем. Скуласт и немного раскос, Он внутренним скромным обличьем Был русским до корня волос. 2)Он верен был жизненной правде, В ней видел, всего идеал, Какой-нибудь Насте и Клавде Земной он поклон отдавал. 3)Такая душевная слитность С народом – любого спроси, Такая во всём самобытность Великая радость Руси
7 4) Да будет он жить как создатель Творений достойных вершин. Актёр, постановщик, писатель Василий Макарыч Шукшин.
8 « Грустит Катунь о Шукшине!» (вставить мелодию) Прямая связь крестьянских поколений Преемственности крепкая стена Всегда рождала много разных мнений И было мнение свое у Шукшина. Его герои – Не на лубочных картинках, А – На катунских вольных берегах Причем, Не в лакированных ботинках А – В кирзовых тяжелых сапогах Шагают образы – Размашисто и твердо – Как и положено хозяевам земли Их предки так –
9 Размеренно и гордо – На смерть за веру истинную шли. В любом рассказе – даже очень малом – Раскрыта чья – то трудная судьба. В своем течении - стремительном и яром – Она порой несправедлива и груба. Лишь человечек – равнодушный абсолютно Не сможет никогда того понять, О чем хотел – открыто и прилюдно – Писатель незатейливо сказать. Какой же силой – внутренней, огромной И тягой к жизни надо обладать, Чтоб о деревне, повествуя скромно, Суметь волнующее чувство передать.
10 Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами и поговорим о Человеке, его судьбе, его внутреннем мире, его переживаниях и радостях. Обратите внимание на тему урока. Какие вопросы вы можете к ней задать? Запишите их в тетради. Ученики: Какого героя изображает Шукшин? Кто такие «чудики»? Учитель: Подберите и запишите однокоренные слова к слову «чудик» (чудо, чудак, чудинка, чудесный, чудаковатый, чудной…)
11 Можете ли вы коротко для себя определить понятие «чудик»? (Человек, чем-то интересный, необычный) А каково его лексическое значение по словарю С.И. Ожегова? (странный, чудной человек)
12 Ученик: Усмехались: Ходит в сапогах На столичных чистых площадях. Удивлялись: Сам, мол, не сидел, А героев лагерных воспел. Поражались: Был из мужиков, А писал про разных чудаков. Восхищались: Вася - то Шукшин Озаренье разинской души! Да, всю жизнь питала его кровь К родине сыновняя любовь. А в его рассказах чудаки – Наши россияне-мужики.
13 Работа с эпиграфами: Как вы понимаете эпиграфы? Чудики украшают мир. М. Горький … человек без чудинки голый, жалкий М. Шолохов
14 (Да, ребята, каждый человек своеобразен, со своим укладом жизни, своим характером, интересами. И поэтому жизнь сталкивает нас с разными людьми, делая её интересней.)
15 III. Организация работы в группах Учитель: Сегодня на основе рассказов «Чудик», «Микроскоп» попытаемся постичь характер шукшинского чудика. (Важное условие – опора на текст, поиск авторского слова.)
16 Вы по группам работали над текстом, готовились по вопросам, составляли логико-смысловые модели. Итак, слово первой группе: Рассказ «Чудик» 1. Представьте главного героя рассказа, используя текст. 2. Почему с Чудиком всегда что-то случается? 3. От чего Чудик страдает и кого винит в своих неудачах? 4. Как относится к главному герою автор? Как к нему относитесь вы? (Ответы ребят.)
17 2 группа Рассказ «Микроскоп» (Ребята приготовили инсценировку фрагмента рассказа.) После исполнения инсценировки. 1. Каких героев вы узнали в сцене? 2. В каком мире живёт герой рассказа? Почему у него появляется мысль купить микроскоп? 3. Праздник души – как он представлен в рассказе? 4.Почему герою рассказа приходится идти на обман? 5. Как относится автор к герою? А вы?
18 IV. Дома вы приготовили логико-смысловые модели, где подбирали ключевые слова для определения характера героя Ребята, а теперь давайте сравним, какие характеры определили вы, и какие характеристики образов хотел показать автор.
19 « Чудик »« Микроскоп » Добрый, душевный, деликатный, всем хочет сделать приятное, наивный, не знает людей, жизнерадостный, сохранил детское восприятие жизни – праздничное (финал рассказа). Автор любит героя, от него идёт свет. Открытый, любознательный, искренний, удивляющийся, наивный, тревожащийся за других. Открытие мира – праздник. Автор с улыбкой любуется героем, переживает за него.
20 V. Какой же можно сделать вывод ? Вывод делают ученики. (Предполагаемый вывод) Герой Шукшина открыт навстречу людям, новому; он добр и наивен, доверчив. Совершает необычные поступки, которые не вписываются в рамки общепринятых норм, поэтому он оказывается непонятным. Ему приходится подставляться под требования других, но герой этого не хочет, он самобытен, поэтому иногда ему приходится лгать. Но ложь героев Шукшина безвредна.
21 Ложь героя из рассказа «Микроскоп» необходима ему, без этого он не может осуществить свою мечту. Автор переживает вместе со своими героями, тревожится за них.
22 Учитель : А теперь нарисуйте и раскрасьте солнце. В какой цветовой гамме вы бы хотели видеть Чудика? Почему он видится вам в таком цвете? А на вопросы, поставленные в начале урока, мы ответили.
23 VI. Итог урока 1)Так отчего и за кого болит душа у В.М. Шукшина? 2) Что полезного для себя вы взяли на уроке, что вам пригодится в жизни? Учитель: всей своей жизнью, всем своим творчеством отрицал самодовольство, хамство, равнодушие, зло, паразитизм. И мы с вами тоже должны с этим бороться:
24 Стихотворение читает подготовленный ученик. Если не я и не ты С ложью не выйдем на бой, Не защитим красоты Перед зловещею тьмой Если не ты и не я Факел сердец не зажжём, Правды не скажем друзьям, Песню души не споём
25 Ежели я, если ты Станем в глаза людям лгать И ради благ пустоты Свет красоты предавать. Кто же за нас сбережёт Истинный свет золотой, Мир от распада спасёт? Коль мы не выйдем на бой!
26 Итак, ребята, хочется закончить урок такими теплыми словами. Нам бы про душу не забыть, Нам бы чуточку добрее быть. С этим он жил, в это верил, Это завещал нам. Гора Пикет – поклонная гора По воле сердца и по зову слова Сюда народ идет без останову, Хоть и стоит июльская жара. Его слова – завет на каждый день, Гора Пикет – еще одна ступень К вершине человеческого духа. Спасибо, ребята, за работу на уроке.
27 Домашнее задание ( на выбор ) 1) Написать мини-сочинение на тему «Читая произведения В.М. Шукшина». 2) Написать письмо любимому герою рассказа В.М. Шукшина. 3) Сочинить стихотворение, посвященное В.М. Шукшину.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.