Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕлена Сыкчина
1 Т ЕМА 1. В ВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
2 Программа предназначена для того, чтобы: 1) Помочь семье в решении психологических проблем; 2) Подготовить к новому этапу жизни; 3) Дать новые знания и умения, повысить уровень коммуникативной, воспитательной компетентности семьи; 4) Помочь кандидату в приемные родители обрести большую уверенность в своих силах, оценить свои возможности, свои сильные и слабые стороны.
3 Цели: 1) Сформировать для ребенка подходящую замещающую семью, где он сможет получить тепло, ощущение уверенности и защищенности, где его смогут подготовить к самостоятельной жизни. 2) Создать атмосферу для установления партнерских отношений между приемными родителями и специалистами Службы.
4 Задачи: 1) Научить будущих приемных родителей конструктивному взаимодействию семьи. 2) Получить более подробную информацию о психологических особенностях родителей и членов их семей с целью качественного подбора для них ребенка. 3) Познакомить с психологическими особенностями воспитанников детских домов. 4) Познакомить приемных родителей с трудностями, которые могут возникнуть с детьми, а также показать пути преодоления этих трудностей. 5) Помочь замещающим родителям понять мотив своих действий, направленных на создание приемной семьи. 6) Познакомить кандидатов в замещающие родители с основами законодательства РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
5 Понятие тренинга. Правила поведения в тренинге. Тренинг – это социально-психологическая групповая работа. В любом тренинге существуют определенные правила, по которым развивается группа: 1) Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Не стесняться, быть самим собой, отвечать на все вопросы желательно. 2) Постоянство участия в работе. 3) Взаимное уважение, откровенность и искренность. 4) Правило «Стоп!». Член группы, который не желает отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-либо игре имеет право сказать «Стоп» и тем самым исключить себя на время из участия в процедуре. 5) Правильных и неправильных ответов нет.
6 П РЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА И НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ. П ОНЯТИЕ О МОТИВАЦИИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.
7 О СНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА : - безопасность -здоровье -образование -умственное развитие -привязанность -эмоциональное развитие -идентичность -стабильные отношения в приемной семье -социальная адаптация-усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей -общение со сверстниками и взрослыми -навыки самообслуживания - санитарно- гигиенические и бытовые навыки.
8 Особую роль в формировании личности ребенка играет то, насколько удовлетворены его основные потребности физиологические, потребности любви, безопасности и признания. Если эти потребности удовлетворены в полной мере ребенок растет без особого труда.
9 Депривация - недостаточное удовлетворение любой из этих потребностей. Препятствует формированию основных структур личности (чувство собственного достоинства, уверенности в себе и т.д.), которые помогают человеку жить в гармонии с собой и окружающим миром.
10 Физиологические потребности (в пище, в сенсорной стимуляции). Когда мать кормит ребенка грудью, она не только обеспечивает нормальное питание его организма, но и «насыщает» его витальностью (жизненной силой, необходимой для преодоления жизненных трудностей). Отсутствие грудного молока, искусственное питание может привести к дефициту жизнестойкости личности. Нежные прикосновения, мамины ласки помогают малышу почувствовать себя, познать границы своего тела, которое на протяжении жизни остается опорой для самосознания.
11 Потребность в безусловной любви. Потребность в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Если в первые годы жизни любовь родителей обеспечивает жизнь и безопасность ребенка, то в процессе взросления она выполняет функцию поддержания равновесия внутреннего, эмоционального и психологического мира ребенка. Она заключается в том, чтобы быть для кого-то значимым, занимать определенное место в жизни и сердце этого человека. Это потребность в хорошем и мягком отношении. Это также потребность ребенка в том, чтобы в нем видели его самого, а не кого-то другого, чтобы не сравнивали ни с каким другим ребенком. Проще говоря, это потребность быть в глазах других людей неповторимым и единственным. Любовь и принятие человеком самого себя зависит от того, насколько его любили и принимали в детстве родители.
12 Потребность в безопасности. Дети хрупкие существа. Они входят в незнакомый мир, сложный и опасный. Пройдут годы, прежде чем они станут взрослыми, найдут и займут свое место в обществе. Все эти годы они будут чувствовать потребность в защите, спасении от страха и огорчений. Они требуют присутствия родителей, которые не боятся жизни, которые достаточно устойчивы для того, чтобы спокойно принять их страхи, помочь им выразить эти страхи, научиться смотреть в лицо трудностям. Детям нужно чувствовать опору в своих родных.
13 Потребность в уважении или признании. Для того чтобы чувствовать уверенно, чувствовать свою полезность и значимость, ребенку необходимо, чтобы кто-то одобрял его действия, признавал достижения, верил в его возможности. Важно отметить, что неудовлетворенная в детстве потребность становится основной мотивационной силой взрослой личности. Например, человек, лишенный в детстве контакта с матерью, ее заботы и защиты, постоянно ищет защищенности в окружающем мире: стабильной работе, в семье, в приобретении страховки и т.д. Неопределенные ситуации он переживает слишком болезненно, поскольку они напоминают детскую травму. Он постоянно стремится восполнить дефицит чувства уверенности.
14 Итак, как было отмечено, представления ребенка о себе формируются в результате взаимодействия со взрослыми, прежде всего значимыми и неравнодушными. Близкое окружение является для ребенка зеркалом, где он видит себя, благодаря которому начинает себя понимать.
15 В ЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ Распечатайте лист изображением ребенка (см. приложение 1). Задание: впишите в шарики в порядке ранжирования (от 1 до 5) основные потребности ребенка (на свое усмотрение).
16 ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ РЕБЕНКУ, ОСТАВШЕМУСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ БЕЗ ИХ ПОПЕЧЕНИЯ, ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ ? Семья, принимающая ребенка, берет на себя ответственность за обеспечение ребенка безопасными, эмоционально теплыми отношениями. Семья живет по своим правилам, в ней существуют свои отношения, привычные стереотипы решения конфликтных ситуаций, выхода из стресса. Прием ребенка в семью, как и его рождение, изменяет ситуацию. Поэтому членам семьи необходимы новые знания и умения даже, если этот ребенок в семье не первый.
17 Р ЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО, o Чтобы члены семьи имели реалистичные ожидания по отношению к нему, то есть, чтобы их ожидания соответствовали его возможностям и были созданы условия, которые позволили бы этим возможностям найти свое применение. o Чтобы члены семьи умели действительно наблюдать за поведением ребенка, понимали сигналы, идущие от него, своевременно реагировали на них, отмечали каждое положительное изменение, умели сами говорить о своих чувствах и обсуждать чувства ребенка, могли справиться со своей тревогой и плохим настроением и помогли бы это сделать ребенку, чтоб другие члены семьи не чувствовали себя брошенными и одинокими. o Чтоб семья любила его и считала своим!
18 П ЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ Овладеть знаниями основ психологии семьи с подопечным (усыновленным) ребенком; Иметь реальные ожидания в отношении подопечного (усыновленного) ребенка; Уметь проявлять ответственность и терпимость в отношениях в семье; Уметь справляться с конфликтными и стрессовыми ситуациями приема; Знать и использовать специальные техники общения; Знать и использовать техники управления собственным поведением; Уметь сотрудничать со специалистами, принимать необходимую помощь в воспитании ребенка; Знать свои права и защищать свои законные интересы;
19 Овладеть знаниями и методами воспитания ребенка в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья Овладеть знаниями основ психологии ребенка, пережившего горе и утрату близких людей и (или) воспитывавшегося в условиях учреждения, неблагополучной семьи Уметь наблюдать за поведением ребенка, думать о нем как о реальном человеке с его потребностями и возможностями Научиться понимать и объяснять смысл и причины его поведения Знать и использовать основные способы управления трудным поведением подопечного (усыновленного) ребенка Научиться понимать сигналы, идущие от ребенка и своевременно реагировать на них Знать этапы возрастного развития детей и строить в соответствии с ними свои отношения с ребенком Знать права и защищать законные интересы ребенка
20 Р ЕФЛЕКСИЯ Поделитесь своими впечатлениями о нашем первом занятии (приложение 2) -Что узнали нового? Про питание, почему следует делать прививки. -Что понравилось? Как правильно выходить из конфликтных ситуациях, примеры родителей приемных детей. -Что бы хотели узнать? Как правильно общаться с детьми, что бы они нас понимали -Какие вопросы вас волнуют? Когда и как сказать ребенку как он появился в семье, в коком возрасте так, что бы не навредить.
21 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ М ОТИВЫ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА 1.Напишите около 10 причин (хотя бы 3), по которым Вы хотите взять ребенка всей семьей? 2. Что изменится в вашей семье после приема ребенка? (напишите) 1) Для полноценной семьи. 2) Не можем иметь своих детей. 3) Заботиться, дарить любовь и ласку ребенку. 1) Станет меньше свободного времени. 2) В доме появится детский смех, радость. 3) Ребенок станет смыслом жизни.
22 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТМЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НАСКОЛЬКО ВЫ СЕЙЧАС ГОТОВЫ СПРАВИТЬСЯ С ПОСТАВЛЕННЫМИ ПЕРЕД ВАМИ И ВАШЕЙ СЕМЬЕЙ ЗАДАЧАМИ (ОТМЕТЬТЕ ВЕРНЫЙ ДЛЯ ВАС ОТВЕТ): 100% - АБСОЛЮТНО ГОТОВ БЛИЖЕ К 50% - В ЧЕМ-ТО ГОТОВ, В ЧЕМ-ТО НЕТ БЛИЖЕ К 0% - АБСОЛЮТНО НЕ ГОТОВ
23 Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Вместе с членами семьи обсудите содержание занятия и письменно выполните задание: ___________________________________________________________ Напишите 3 ожидания, связанные с приемом ребенка. Новый член семьи, приятные заботы и хлопоты. Напишите 3 опасения, связанные с приемом ребенка. У нас нет опасений, мы надеемся, что все будут хорошо. 2.Выберите удобное время для всей семьи, соберитесь вместе, и в спокойной обстановке, выключив телевизор, радиоприемник и все, что мешает обсуждению, напишите список из хороших качеств для каждого члена семьи. Для этого каждый член семьи пишет собственный список, потом зачитывает его остальным, а те добавляют еще не названные положительные качества. Списки вывешивают на самых видных местах в доме. Например, список мамы: 1.Я хорошо чувствую настроение близких, 2.Я умею выслушать и попытаться понять человека, 3.У меня хватает терпения, чтобы справиться с конфликтами в семье и т.д. 4. Я могу поддержать человека, когда он растерян, ему плохо 5. Я не обижаюсь, когда кто-нибудь из членов семьи не делает то, что я от него требую 6. Я признаю, что другой тоже имеет право на свое понимание ситуации 7. Если даже ребенок себя плохо ведет, я понимаю, что это не ребенок «плохой», а он в настоящий момент расстроен, сердится или обижен и пытаюсь помочь ему справиться с его состоянием 8. Я оптимистично смотрю на жизнь и стараюсь найти выход из сложной ситуации 9. Я ответственна, может быть иногда даже слишком стараюсь все сделать правильно 10. Я хорошо к себе отношусь и вижу хорошее в других и т.д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.