Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГригорий Новожилов
1 «Литературное и лингвистическое краеведение как основа воспитания ценностного отношения к миру» Представление опыта работы Волковой Ольги Евгеньевны, учителя русского языка, литературы и литературного краеведения МОУ «Гимназия 127» по теме
2 Краеведческое образование - социально-организованный, познавательный процесс, направленный на воспитание и образование гражданина России, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории, культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
3 Моя основная педагогическая цель – воспитать ученика, искренне любящего свою родную землю, готового преумножать ее славу, продолжать традиции предшествующих поколений. Картинка
4 В процессе преподавания литературного краеведения решаются следующие задачи: приобщение к чтению и изучению произведений уральских авторов, значимых для духовного, нравственного развития школьников-читателей и соответствующих их возрастной эволюции: 1) через занимательный материал; 2) использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий; 3) организацию экскурсий, походов по родному краю; воспитание гордости за родную литературу и родной язык; развитие стремления в учащихся познать «тайны» уральских говоров, топонимики; развитие индивидуального и коллективного творчества через создание поделок, рисунков, сочинительство; побуждение учащихся к научно-исследовательской деятельности.
5 Основополагающие принципы обновления содержания школьного образования, которые используются при изучении краеведения: гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; деятельностный подход; личностная ориентация содержания образования.
6 РАБОТА С ХРЕСТОМАТИЕЙ «ЛИТЕРАТУРА РОССИИ. ЮЖНЫЙ УРАЛ» (5-9, КЛАССЫ) НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. КлассПрограмма по литературеХрестоматияСтраницы 6 Писатели и поэты о любви к родному краю М.Д.Львов «Поэту Урала», «Мой Урал», «Храню Уралу благодарность» и др. Л.К.Татьяничева «Живу я в глубине России», «Урал». А.В.Куницын «Урал». В.В.Сорокин Стихотворения. А.И.Дементьев «Летающие цветы», «В вагоне поезда»
7 План научно-исследовательской работы: I. Введение. II. Основная часть. 1. Проблема научно-исследовательской работы. 2. Анализ художественного текста с точки зрения содержания. 3. Образная система. 4. Художественное своеобразие произведения. III. Заключение. IV. Приложение к работе.
8 Повышенный интерес гимназистов к литературному краеведению объясняется следующими факторами: активным применением на уроках информационно-коммуникационных технологий; организацией живого общения с известными людьми города и Урала; проведением экскурсий, походов поездок; приобщением к художественным промыслам Урала; вовлечением в творческую деятельность, направленную на написание своих литературных произведений.
9 На уроках русского языка: особое внимание уделяется топонимике, поднимающей вопросы происхождения местных названий; при изучении фонетики концентрируется внимание на фонематических особенностях уральских говоров; при изучении лексики указывается слова-диалектизмы, употребляемые жителями нашей местности; при изучении синтаксиса указывается на типичные ошибки в речи учащихся при построении словосочетаний и предложений; интересны уроки развития речи по краеведческому материалу («Мой город», «Моя семья», «Улица, на которой я живу» и др.); диктанты, изложения, упражнения составляются с использованием информации об Урале.
10 На первом этапе главными видами работы являлись: уроки внеклассного чтения; встречи с писателями и поэтами; знакомство с отдельными произведениями и их обсуждение; экскурсии в городские библиотеки им. П.П.Бажова и им. М.Горького г.Снежинска; знакомство с каталогами; составление библиографических списков.
11 Это было необходимо для: развития личности учащегося; формирования у учащегося научного мышления; реализации его духовных запросов. Картинка
12 Этапы работы научно-исследовательской лаборатории «Малахитовая шкатулка»: выбор интересующего ребят направления; чтение произведений снежинских мастеров слова с целью мотивации для написания научно-исследовательской работы; составление развернутого плана работы, выдвижение гипотезы, формулирование целей и задач с прогнозированием конечного результата; организация встреч с писателями, о творчестве которых планируется рассказать; составление вопросов для авторов произведений; интервьюирование людей, хорошо знающих этих писателей; анализ художественных текстов с точки зрения содержания, формы, образной системы использования языковых средств; выявление авторской позиции; анализ композиционного своеобразия произведения; подведение итогов, определение практической ценности данного труда; составление приложения.
13 Публикации научно-методических работ, обобщающих опыт: Статья «Краеведческое образование как одно из инновационных направлений работы МОУ «Гимназия 127» г.Снежинска Челябинской области // «Вестник Новосибирского университета», серия: Педагогика, 1, Новосибирск, Статья «Краеведческое образование как одно из инновационных направлений работы МОУ «Гимназия 127» г.Снежинска Челябинской области // Журнал «Юный краевед» 5, Москва, 2008.
14 Показатели результативности: Ульянова Зоя 2005 – 2006гг гг гг. - Лауреат конкурса «Познание и творчество» (г. Обнинск) - Призер городского этапа областного конкурса «Не числом, а умением» - II место в школьной олимпиаде по русскому языку (г.Снежинск) - III место в городской олимпиаде по русскому языку (г.Снежинск), включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению - Диплом II степени и звание Лауреата Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Урал, Сибирь», организованной общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинска, за защиту работы по литературному краеведению (г. Златоуст) - Диплом за II место на VII открытой городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» за защиту работы по литературному краеведению(г. Снежинск) - Лауреат стипендии Главы города (г. Снежинск) - I место в школьной олимпиаде по русскому языку (с заданиями по краеведческому материалу) - Диплом лауреата за выступление на Всероссийском педагогогическом форуме «Образование: взгляд в будущее» на секции «Исследовательская деятельность НОУ» по теме «Учащиеся работают над книгой» (г. Москва) - II место на VI региональной конференции «Наследие» (Челябинск) - Диплом за I место на VIII открытой городской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» за защиту работы по краеведению (г. Снежинск) - Лауреат школьной исследовательской конференции «Старт в науку» - III место в городской олимпиаде по русскому языку, включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению
15 Показатели результативности: Дикая Кира 2005 – 2006гг гг гг. -I место в городском конкурсе «Молодая поэзия Снежинска» - III место в школьной олимпиаде по русскому языку (с заданиями по краеведческому материалу) - II место на V региональной открытой конференции исследовательских работ «Наследие» (Челябинск) - III место в региональном конкурсе «Южный Урал - глазами молодых» - Диплом I степени и Медаль за лучшую исследовательскую работу на Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура – Урал», организованной общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего» г. Обнинска, за защиту работы по литературному краеведению (г. Златоуст) - Диплом за I место и Диплом «За лучшую исследовательскую работу на VIII на секции «Культурология. Литературоведение. Языкознание» открытой городской научной конференции молодых исследователей за защиту работы по литературному краеведению (г. Снежинск) - Лауреат школьной исследовательской конференции «Старт в науку» - III место в школьной олимпиаде по русскому языку, включающей задания по лингвистическому и литературному краеведению
16 Анкетирование учащихся 6-7 классов: Нужно ли изучать краеведение в школе? 100% респондентов ответили «да» Что это дает? Я узнаю много нового и интересного Углубляю знания о родном крае Теперь я знаю, что такое родина Эти уроки воспитывают гордость за Урал и за людей, которые живут здесь
17 Анкетирование учащихся 6-7 классов: Какое краеведение больше нравится? 76% 20% 4%
18 Мое педагогическое кредо: «Всякая благородная личность должна глубоко осознавать свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством»
19 Мой педагогический подход заключается в формировании учебного сотрудничества и партнерства, когда каждый ученик отвечает за общие результаты деятельности.
20 Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой и литературой. Больше того, если такой гордости нет это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества, ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому особенно ценное. Д.С. Лихачев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.