Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалерия Амченцева
1 МОУ Урлядинская ООШ ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА Урок по истории России 7 класс уч.год Разработала: учитель: Плишкина Н.А.
2 Тема урока: ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИКОНА И АВВАКУМА
3 План урока: 1. Новая династия Романовых. 2. Начало раскола: А) Патриарх Никон. Церковная реформа ( гг) Б) Протопоп Аввакум и его деятельность. 3. Церковный Собор гг. 4.Дань памяти
4 Патриарх Филарет ( гг) Митрополит Филарет (Федор Никитич Романов)-патриарх, отец Михаила Федоровича (первого царя из династии Романовых) В 1600 г царем Борисом Годуновым Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониев Сийский монастырь Его жена Ксения Ивановна Шестова была пострижена под именем Марфы. При Лжедмитрии I возвращен и поставлен митрополитом ростовским Участвовал в свержении Лжедмитрия I В октябре 1608 г был захвачен в Ростове отрядом Лжедмитрия II и отправлен в Тушинский лагерь, где был наречен патриархом.Арестован поляками и до сентября 1619 г был в плену в Польше. После возвращения из плена в Москве был избран патриархом.Правил государством совместно с сыном Михаилом вплоть до своей смерти в 1633 г
5 Церковь в годы Смуты Смута Разрушение церквей. Убийства священников и монахов Патриарх Гемоген вдохновляли создание народных ополчений Усиление власти церкви на власть. Патриарх Филарет – соправитель царя.
6 Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич) Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)( гг) с 25 июля 1652 года по 12 декабря 1666 года), имевший также титул Великого Государя. Полный титул, усвояемый себе Никоном: Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх. Родился в мордовской крестьянской семье в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Обучался грамоте у приходского священника. В 12 лет ушёл в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нём послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника.
7 От священника до патриарха Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за неё вклад и оставив денег на содержание, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Соловецком монастыре. В 1646 году отправился в Москву, где явился, по тогдашнему обычаю новопоставленных игуменов, с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу, произвёл на него хорошее впечатление. Царь велел Никону остаться в Москве, а Патриарху Иосифу посвятить его в архимандриты Новоспасского монастыря.
8 Церковная реформа патриарха Никона ( гг) Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты). 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во 5 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во вс ѣ м, яко начальника и пастыря и отца красн ѣ йшаго».вс ѣ м, яко начальника и пастыря и отца красн ѣ йшаго». Реформа - переустройство чего- либо.
9 До реформыПосле реформы Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа Исус Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус Содержание церковной реформы.
10 Церковные книги греческого образца Во времена раскола (изъятие по описи старопечатных книг) Одновременно шла сплошная проверка русских богослужебных книг. В конце 1653 г. Никон собрал в Кремле собор и предложил вопрос: «Следовать ли новым нашим печатным служебникам или греческим и нашим старым?» Большинство отвечало, что надо следовать старым славянским и греческим книгам. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить. Отныне разрешалось пользоваться только печатными книгами, сверенными с греческими оригиналами.
11 Строительство Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор. В 1656 году Никон добивается у царя разрешение на основание на Кий- острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь.. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира. После опалы Никона в 1658 году все три монастыря были закрыты, строительство прекращено. Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в 1656 году
12 Начало раскола Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев;( ) противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель. Победа Никона привела к расколу русской православной церкви. Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Один из них Аввакум. Раскольники ( старообрядцы) почитают Аввакума священномучеником и исповедником.
13 Жизненный путь Аввакума. Происходил из бедной семьи, начитанный, строгого нрава,он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил. Аввакум один из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и сослали в Тобольск на 6 лет. Путешествие Аввакума по Сибири
14 Страдания Аввакума Семья протопопа несла все тяготы ссылки, от лишений умерли двое малых сыновей, остальным приходилось босыми ногами скитаться по острым каменьям, выпрашивать подаяния, а во время голода питаться вместе с отцом травой, кореньями, не брезговать падалью. Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)
15 Неистовый Аввакум В 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь. В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев. Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год).
16 Труды Аввакума Начало «Жития» Аввакума со вступительной заметкой Епифания (в круге), автографы. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
17 Смерть и посмертная судьба 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.Аввакум почитается как священномученик и исповедник. « Сожжение протопопа Аввакума» В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.
18 Конфликт светской и духовной власти Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. (г.р года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 января 1676 года) Никон, начал претендовать на первенствующую роль. Он образно сравнивал духовную и светскую власть с двумя небесными светилами - солнцем и луной, причем власть архиерейскую уподоблял солнцу, сияющему днем, а царскую - луне, которая светит отраженным светом. "Не от царей начальство священства приемлется, но от священства на царство помазуются, - писал Никон, - явлено много раз, что священство выше царства...«п был предопределен и только благорасположение Алексея Михайловича к духовному владыке оттягивало неизбежную развязку. Но двоевластие не могло продолжаться вечно. Царь уже начал тяготится опекой патриарха, а что касается знати, то она люто ненавидела выскочку, крестьянского сына, обращавшегося с родовитыми боярами как со своими холопами.
19 Церковный Собор гг. Приговор: "Отселе не будеши патриарх и священная да не действуеши, но будеши яко простой монах". 12 декабря 1666 г. с Никона сняли клобук и панагию, и велели ему жить в тихо и безмятежно, а о своих согрешениях молить всемилостивого бога. "Знаю я и без вашего поучения, как жить", - язвительно ответил Никон. Царь не пришёл на заседание Собора..
20 Смерть и посмертная судьба После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году тому, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли. Царь Фёдор Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха. Был погребён в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Новоиерусалимского монастыря; В 1682 году Фёдор Алексеевич повелевал причислить Никона к лику патриархов и поминать в таком звании открыто.
21 Закрепление материала: 1. Лидер старообрядцев XVII в.писатель: а) Филарет б) Никон в) Аввакум 2. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу? а) Иосаф б) Игнатий в) Никон г) Филарет 3. Церковная реформа началась в: а) 1651 г. б) 1653 г. в) 1666 г. г) 1667 г. 4. В чем вы видите причины разногласий церковной и светской власти? 5.Что вам запомнилось из жизнеописания Никона Аввакума? 6. В чем вы видите причины разногласий Никона и Аввакума. К чему эти разногласия привели.
22 Дань памяти 5 августа 2006 года в Саранске открыт и освящён патриархом Алексием II памятник Никону. Памятник протопопу Аввакуму в с. Григорово.
23 Итоги урока: Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако это привело к конфликту церковной и светской власти. Церковная реформа патриарха Никона привела к расколу приверженцев Русской Православной Церкви на никониан и старообрядцев и подчинению церкви государству. Домашнее задание: параграф 7, Р/т стр.22 Задание 1
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.