Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Шопин
1 М ЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «Н АГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ » В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «П РОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ НА ОСНОВЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА » Л ИЦЕЙ – ИНТЕРНАТ Г.Б АЛАШОВ
2 О СНОВНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СЛЕДУЮЩИЕ : - познание окружающего мира с геометрических позиций - развитие рефлексивных способностей учащихся. - развитие пространственного мышления как разновидности образного;
3 Пространственное мышление является одним из важнейших качеств человеческой личности, частью его общего интеллектуального развития. Умение свободно оперировать пространственными образами, ориентироваться в пространстве (видимом или воображаемом) необходимо человеку в любой сфере его жизнедеятельности.
4 Основная цель эксперимента - разработка методики обучения геометрии, обеспечивающей формирование пространственного мышления обучающихся на основе их самоорганизации и учета познавательного интереса.
5 Курс «Введение в геометрию» для учащихся 5-6 классов. Преподавание ведется по учебнику И. Шарыгина «Наглядная геометрия ».
6 геометрического кругозора, интереса к изучению геометрии, воображения, зоркости, интуиции, глазомера, изобразительно – графических навыков с учетом возрастных особенностей детей. Обучение организуется как процесс интеллектуально - практической деятельности, связанной с различными геометрическими объектами и направленной на развитие:
7 По сравнению с курсом геометрии для учащихся начальной школы увеличивается объем изучаемых геометрических объектов и отношений, введение различных классификаций, увеличение доли графических упражнений, введение новых методов исследования.
8 На примере геометрии учащиеся знакомятся с важнейшими общенаучными идеями, понятиями и методами исследования : -свойство и признак, -классификация объектов, - перебор вариантов и т.д. Вместо заучивания определений и правил вводится «живое описание» детьми своих наблюдений, подмеченных геометрических свойств
9 Данный курс наглядно – эмпирической геометрии призван вооружить учащихся геометрическим методом познания.
10 О БУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАНО НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Предполагается: самопознание, осознание собственных способов приобретения знаний, их усвоения, знакомство со способами, предложенными другими, понимание зависимости эффективности способа от условий
11 Основными методическими принципами являются наглядность и максимальное количество практических упражнений конструктивного и изобразительного характера
12 О СНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ наблюдение, воображение, эксперимент. Наблюдение должно быть осмысленным, целенаправленным. И этому необходимо учить!
13 Акцент делается на совместное изучение плоских и пространственных фигур, проводятся аналогии между объектами и фактами планиметрии и стереометрии.
14 Н ЕОБХОДИМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАФИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ И КОНСТРУИРОВАНИЮ : -выполнение изображения фигуры от руки, - построение фигуры по алгоритму с помощью инструментов, - воспроизведение заданного изображения, - изображения на клетчатой и нелинованной бумаге - изготовление моделей, плетение, задачи на перегибание листа бумаги
15 В АЖНА СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ И ОЦЕНКУ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ : -задания на умение мысленно изменять положение объекта;(рассмотрение куба с разных сторон) -задания на умение мысленно изменять структуру объекта; положение частей -задания на умение мысленно изменять как положение, так и структуру объекта
16 Н АПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ Первое направление связано с понятием «восприятие» (первичное зрительное восприятие и изображение на бумаге ) Второе направление предусматривает изучение и проверку понимания учащимися таких понятий, как равные и подобные фигуры, их форма, размеры Третье направление предусматривает контроль понимания учащимися процесса преобразования фигур
17 В ИДЫ ЗАДАНИЙ I. Задания-инструкции. Учащимся давались конкретные указания (инструкции), что он должен мысленно сделать, как поступить и что записать в ответ.
18 1. Ты внутри пирамиды, в точке О на плоскости ABCD стоишь липом к точке D (А) Где по отношению к тебе находятся точки А,В,С,D, S? 2. Это внешний вид отдельно взятой комнаты. Ты лежишь спиной на полу посередине этой комнаты головой к ребру АВ, а ногами к CD. Где по отношению к тебе находятся все вершины? Положение точкиТочка Внизу сзади слева Вверху спереди справа Внизу сзади справа И т.д.
19 II. Задания с ошибками предназначены для контроля правильной мыслительной деятельности детей в процессе развития пространственного мышления. Такие задания способствуют концентрации внимания учащихся, логике их рассуждений и контролю своих действий
20 Найди ошибки в рисунках.
21 III. Задачи на выделение элементов Такие задачи довольно часто, но, как правило, роль их недооценивают. Чтобы выделить все требующиеся элементы, необходима четкость в их перечислении, так как детали фигуры приходится объединять по две, три и т.д.
22 Посчитай треугольники Запиши углы с вершиной в точке А.
23 IV.Практические задачи обязательны на многих уроках геометрии, но в системе контролирующих задач их процент не очень велик. Задача :Из пластилина и проволоки сделай модель четырехугольной призмы (треугольной пирамиды), затем переделай ее в модель четырехугольной пирамиды (треугольной призмы), убрав или добавив минимальное количество ребер.
24 V.Задачи на объединение и пересечение фигур необходимы не только для понимания этих операций, но и для применения их на практике. Проблема в понимании разницы между такими понятиями как «хотя бы одной из фигур» и «каждой из фигур». В связи с этим было необходимо достаточно большое количество задач, демонстрирующих эти понятия и контролирующих их понимание
25 К ТАКИМ ЗАДАЧАМ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ Перерисуй данные конструкции из 4 фигур 1)Закрась пересечение всех фигур 2)Обведи объединение этих фигур
28 VI. Задачи на поворот и симметрию фигур - одни из наиболее сложных (определения этих понятий учащиеся пятого класса еще не знают и применяют их только на интуитивном уровне)
31 VII. Задачи на изменение точки отсчета очень важны в плане перехода ученика на более высокий уровень развития пространственного мышления. От рождения ребенок привык принимать себя за точку отсчета и до какого-то возраста это просто необходимо для ориентации его в пространстве. Но в дальнейшем, если не происходит смены точки отсчета, развитие пространственного мышления затормаживается.
33 Д ИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 5 класс (2 четверть) 5 класс (конец 4 четверти) 6 класс (2 четверть) Слабое воображение 36%18%7% I уровень64%82%75% II уровень0% 18% III уровень0%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.