Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 14 лет назад пользователемPavelLuksha
1 Чему нужно начинать учить первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо» КЛАСС-2020 Павел Олегович Лукша к.э.н., ст.н.с. ИЭ РАН, проф. ИБДА АНХ, исследователь Hertfordshire University
2 Школа: слабое место российского общества Школа – один из институтов, наиболее недооцененных современным российским обществом и государством Низкое качество школы-2008 и сравнительная недоинвести- рованность образования закладывает условия стратегического отставания России в 21 веке Успех поколений, начинающих учиться сейчас, возможен только при радикальной смене подходов к образованию
3 Проблемы школы-2008 Низкое качество и моральное устаревание учебных программ Низкое качество / дефицит материальной базы Низкое качество подготовки и переподготовки учителей Низкое качество отношений между учениками «Школа для жизни», «школа жизни» ИЛИ «школа ПРОТИВ жизни»?
4 Причины: зависимость от пройденной траектории Наследие СССР –модель «осажденной крепости»: «лучшее в мире образование» для поддержания запросов ВПК –изоляционизм в науке и культуре: локальное знание, глобальное невежество –бюрократия (!) Разрушение социального фундамента в е –«вымывание» качественных кадров + деградация систем подготовки / переподготовки учителей –отсутствие запросов к школе со стороны общества и государства –предоставление ресурсов школе по «остаточному» принципу
5 А в это время… Территории стран мира пропорционально расходам на образование Источник: University of Sheffield
6 А в это время… Расходы в постоянных долларах 2001 г. Годы Всего Школьное образование ВУЗовское образование Источник: (Kurzweil, 2008) Расходы на образование в США
7 А в это время… Швеция Финляндия Дания Великобритания Норвегия Ирландия Голландия Франция Австрия Германия Бельгия Италия Испания Греция Португалия Чехия Польша Словакия Болгария Румыния менее развитые более развитые Индекс развития он-лайн образования The Economist
8 «Догоняющее развитие» не работает Школьное образование в России – стратегическое отставание в идеологии и практике Реформы последних лет (ЕГЭ и пр.) – это «подготовка к прошлой войне» Простое увеличение финансирования не решает проблему (ограниченная «поглощающая способность» института)
9 Будущее уже здесь: класс 2020 Станет экономически и политически активен к 2025 гг. Будет определять мир середины 21 века Пойдет в школу в следующем (2009) году ВОПРОС: Чему нужно начинать учить этих первоклассников, чтобы они сказали нам «спасибо»?
10 Целясь в будущее Хоккеиста Уэйна Грецки спросили: «Как вы играете в хоккей на таких скоростях?» Он ответил: «Я целюсь не туда, где вижу шайбу, а туда, где она будет»
11 Прагматика образования Школа Общество 2025 г. Запросы: - экономика - наука / технология - культура / искусство - государство ? Запросы к сегодняшнему образованию формируются в будущем
12 Что мы знаем о будущем: тренды Глобализация Азия (!) Сверхбыстрая смена технологий Гиперконкуренция Интернет Социальная самоорганизация
13 Экономика 2025 года Глобальная конкуренция рабочей силы и производителей Снижение роли традиционных природных ресурсов в пользу устойчивых (sustainable) технологий Дальнейший рост значимости интеллектуального и творческого труда, гибкости и способности переобучаться Качественный человеческий капитал – единственное устойчивое конкурентное преимущество любой страны
14 Информационная среда 2025 года Оцифровка интеллектуального / культурного наследия человечества Непрерывно пополняемые коллективные библиотеки знаний (wiki-технологии) Развитие сред виртуального общения Распределенная работа с виртуальным присутствием Интегрированная система «компьютер-человек» (исчезновение компьютеров) Тенденции в образовании «модульное» обучение непрерывное обучение в течение жизни он-лайн обучение (eLearning) как одна из основных форм обучения: виртуальная среда обучения (виртуальные доски, классы, экспонаты…) виртуальные группы учеников «распределенные» школы Источник: материалы Форсайт 2007
15 Гиперконкуренция в бизнесе: динамика современности Обследование списка Fortune в 2004 году –153 компании обанкротились, 130 компаний были вынуждены пройти серьезную реструктуризацию и сменить свой корневой бизнес Быстрое изменение ситуации –cредний срок существования компаний сократился с 14 до 10 лет –72% топ-менеджеров считают, что их основным конкурентом в течение 5 лет станет другая компания Источник: (Zook, 2007) Ответ успешных организаций: развитие динамических компетенций
16 Динамические компетенции «Способность создавать, приобретать и реконфигурировать внутренние и внешние компетенции, чтобы реагировать на быстрые изменения среды» Три вида динамических компетенций организаций: –эффективные коммуникативные процессы –эффективные системы внутриорганизационного обучения и создания инноваций –эффективные и быстрые процессы переобучения / реорганизации Запросы организаций к работникам: –навыки эффективной коммуникации –навыки обучения / переобучения –креативность / инновационность Источник: (Teece et al., 1997; Eisenhardt, Martin, 2000)
17 Чему должна учить школа? базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счет) «картина мира», единая культурная база подготовка к выбору профессии базовые навыки: –умение работать с большими объемами информации –коммуникативные навыки –креативность –способность переобучаться «модульные» навыки Школа 2020 Школа
18 Базовые навыки человека 2025 года Умение работать с большими объемами информации (система «человек – пул знаний») –навык формирования запроса поисковым системам (googling) –навык построения «ментальных карт» (mindmapping) –навык распознавания паттернов Коммуникативные навыки (95% работы будут связаны с коммуникацией с другими людьми): –структурированная «экологическая» коммуникация, ведущая к позитивным изменениям (Г.Бейтсон, …) –навыки использования невербальной коммуникации (70- 80% информации в повседневном общении) –появление прото-искусственного интеллекта: развитие интерфейсов коммуникации человек-компьютер
19 Базовые навыки… (2) Креативность –управляемая индивидуальная креативность (методы Disneys, ТРИЗ, …) –методы творческих групп: «фабрики мысли», «знаньевые реакторы» Способность к переобучению –развитие способностей «учиться учиться» (обучение-2, -3 по Г. Бейтсону) –предпосылка непрерывного обучения в течении жизни в логике образовательного процесса (вместо «завершения образования»)
20 Некоторые возможные изменения в школьных программах «Сквозное» развитие «навыков будущего» в процессе школьного образования (с 1 по 11 классы) Изменение акцентов обучения, методик подачи материала, форматов вовлечения учеников, методов оценки успеваемости, … Изменение баланса с «предметных» на «навыковые» курсы (математика, литература, логика, программирование, …) Увеличение доли заданий, требующих самостоятельной работы с материалом и креативности Раннее обучение компьютерной грамотности, активное использование Интернета и программирования в школьном обучении, …
21 Что можно делать прямо сейчас? Изучение и внедрение методик развития «навыков будущего» педагогами- новаторами Формирование сети единомышленников, обсуждающих пилотные проекты (активное использование среды Интернет) Единая база знаний Формирование предпосылок для создания образовательного стандарта
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.