Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГеоргий Скляров
1 СИММЕТРИЯ В ДРЕВНЕЧУВАШСКОМ ОРНАМЕНТЕ Выполнили: Иванов А.А. Сидоров А.А. «Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский какой угодно, национальный или варварский, он всегда говорящ, видящ, деятелен» О. Мандельштам.
2 Цель работы: сделать изучение геометрии интересным и жизненным, значимым для каждого. «Симметрия на плоскости и в пространстве» курса геометрии является, пожалуй, самой благодатной в плане эстетического воспитания учащихся в процессе обучения математике. Предлагаемый в работе материал имеет целью показать, как идея симметрии была отражена в мотивах древнечувашского орнамента, пробудить дремлющую в нас память предков с помощью многоцветья орнаментов. «Симметрия на плоскости и в пространстве» курса геометрии является, пожалуй, самой благодатной в плане эстетического воспитания учащихся в процессе обучения математике. Предлагаемый в работе материал имеет целью показать, как идея симметрии была отражена в мотивах древнечувашского орнамента, пробудить дремлющую в нас память предков с помощью многоцветья орнаментов.
3 Многоцветье орнаментов Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу. Мы живем в многонациональной стране. В результате тесного соседства происходило смешение крови разных племен и народов. Это привело к тому, что сегодня каждый второй житель Чувашской области не знает, чья кровь в нём течет. Мы живем в многонациональной стране. В результате тесного соседства происходило смешение крови разных племен и народов. Это привело к тому, что сегодня каждый второй житель Чувашской области не знает, чья кровь в нём течет. Но в каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Но в каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.
5 Если Вы остановили свой выбор на орнаментальной композиции, изображающей женские фигурки, то Вашей душе оказался близок русский орнамент. В русских орнаментах присутствовали символы солнца, плодородия, пожелания счастья, материнства, изображались деревья, женские фигурки в сопровождении коней и птиц. Если Вас привлек древний языческий орнамент, на котором изображены две всадницы Лада и Леля, руки которых опущены к земле, где вызревает урожай, а вся композиция насыщена солнечными знаками, то, возможно, Ваши предки когда-то жили на Севере России. Возможно Вам приглянулся орнамент, по своему виду напоминающий ковер, благодаря плотно положенным стежкам. Это мордовский орнамент. В нем использовались шерстяные нити, преобладали красные и черные тона. Если Вас не привлекают фигурки людей и животных, а взгляд Ваш радует буйство красок растительного орнамента, возможно, Ваши корни следует искать среди татар, в орнаменте которых изображения животных, а тем более людей практически не встречаются. Одна из причин этого запреты мусульманской религии на изображение живых существ.
6 Если Вам по душе пришелся орнамент, состоящий из стройных геометрических фигур, то Вам близка чувашская культура. Для чувашского орнамента характерно сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Основные цвета - приглушенно-красный, мареновый с желтым, зеленым, синим. Если Вас восхитила естественность живых цветов на украинском орнаменте, то, возможно, Ваши предки были украинцами. В украинском орнаменте преобладали геометрические узоры из розеток, ромбов, звёзд, цветов, изображение которых передавалось очень натурально. Если Вас покорил блеск золотых виньеток и замысловатый восточный орнамент, то, возможно, Ваши корни следует искать где- нибудь на востоке в Средней Азии или на Кавказе.
7 В процессе исторического развития и осмысления понятия симметрии особый этап философско- эстетического анализа симметрии как меры красоты и гармонии мироздания связан с работой выдающегося математика ХХ в. Германа Вейля «Симметрия» (1952). Он отмечал, что имеется 17 существенно различных видов симметрии, которыми может обладать двумерный орнамент с двойным бесконечным отношением. Образцы всех 17 групп симметрии обнаружены среди декоративных узоров древности, в особенности среди египетских орнаментов. В процессе исторического развития и осмысления понятия симметрии особый этап философско- эстетического анализа симметрии как меры красоты и гармонии мироздания связан с работой выдающегося математика ХХ в. Германа Вейля «Симметрия» (1952). Он отмечал, что имеется 17 существенно различных видов симметрии, которыми может обладать двумерный орнамент с двойным бесконечным отношением. Образцы всех 17 групп симметрии обнаружены среди декоративных узоров древности, в особенности среди египетских орнаментов.
8 Говоря о симметрии, характерной для орнамента, в качестве примера обычно приводят египетский, греческий, арабский орнаменты. А между тем и русский и чувашский орнамент (наряду с историческим и культурным значением) имеет интересные математические особенности. Говоря о симметрии, характерной для орнамента, в качестве примера обычно приводят египетский, греческий, арабский орнаменты. А между тем и русский и чувашский орнамент (наряду с историческим и культурным значением) имеет интересные математические особенности.
9 По мнению академика Б.А.Рыбакова, известного археолога и историка с мировым именем, в основу древнеславянского орнамента легли универсальные представления о мире «Язычества древней Руси». Сознание древнего славянина было обусловлено мифологическим восприятием действительности и имело нерасчлененный, синкретический характер. Миф и обряд сочетали в себе элементы магии и тотемизма, зачатки художественного творчества, социальные нормы, регулирующие поведение людей. Все это нашло отражение в мотивах, характерных для русского орнамента. Среди них можно выделить следующие. По мнению академика Б.А.Рыбакова, известного археолога и историка с мировым именем, в основу древнеславянского орнамента легли универсальные представления о мире «Язычества древней Руси». Сознание древнего славянина было обусловлено мифологическим восприятием действительности и имело нерасчлененный, синкретический характер. Миф и обряд сочетали в себе элементы магии и тотемизма, зачатки художественного творчества, социальные нормы, регулирующие поведение людей. Все это нашло отражение в мотивах, характерных для русского орнамента. Среди них можно выделить следующие. · Мотив «обереговых» знаков, которые наносились на одежду, предметы быта и различные детали жилища. · Мотив «обереговых» знаков, которые наносились на одежду, предметы быта и различные детали жилища.
10 · Мотив плетенки, характерный для так называемых русальских браслетов, который Б.А.Рыбаков трактовал как знак воды и царства подземного владыки Переплута.
11 · Мотив древней богини Мокоши как специфического воплощения представления о Великой Праматери, общего для всех народов на определенной стадии исторического существования. Обычно ее изображение помещали в центре трехчастной композиции.
12 · Мотив древа жизни. К числу традиционных узоров, на протяжении столетий использовавшихся в чувашском декоративно-прикладном искусстве, относится узор, изображавший древо жизни с симметрично расположенными на нём или около него птицами.
13 Композиция узоров чувашской народной вышивке имеет весьма устойчивую форму, сложившуюся в далёкие исторические эпохи, и во многих древностях. Композиция узоров чувашской народной вышивке имеет весьма устойчивую форму, сложившуюся в далёкие исторические эпохи, и во многих древностях. Построение узоров вышивки подчинено законам симметрии, возникшим еще на раннем этапе развития искусства. Человек создавал произведения искусства, придерживаясь порядка, соблюдая пропорции, стремясь достичь совершенства красоты. В вышивке чувашей можно найти почти все виды симметрии. Из них наиболее часто применяемые – переносная, поворотная и зеркальная (левого и правого). Построение узоров вышивки подчинено законам симметрии, возникшим еще на раннем этапе развития искусства. Человек создавал произведения искусства, придерживаясь порядка, соблюдая пропорции, стремясь достичь совершенства красоты. В вышивке чувашей можно найти почти все виды симметрии. Из них наиболее часто применяемые – переносная, поворотная и зеркальная (левого и правого).
14 Большое место в чувашской вышивке занимает композиция, имеющая форму восьмиугольника. Часто она образуется четырьмя элементами, наложенными друг на друга, или восемью частями, отходящими от центра медальона. Узор такой формы вышивается попарно с двух сторон нагрудной части женской рубашки и называется «кěскě». Большое место в чувашской вышивке занимает композиция, имеющая форму восьмиугольника. Часто она образуется четырьмя элементами, наложенными друг на друга, или восемью частями, отходящими от центра медальона. Узор такой формы вышивается попарно с двух сторон нагрудной части женской рубашки и называется «кěскě».
15 В медальоне, построенному по этому же принципу, от центра узора отходят четыре элемента, имеющие форму Древа жизни. Между ними помещены части узора, похожие на стрелы. В предыдущем узоре все элементами как бы отходили от центра медальона. В данном кěскě четыре Древа жизни являются как бы отходящими, а четыре «стрелы» направлены в центр медальона. Итак, в двух кěскě мы видим не только различные фигуры, но и разные их расположения. Несмотря на это, оба медальона имеют форму аналогичных восьмиугольников. В медальоне, построенному по этому же принципу, от центра узора отходят четыре элемента, имеющие форму Древа жизни. Между ними помещены части узора, похожие на стрелы. В предыдущем узоре все элементами как бы отходили от центра медальона. В данном кěскě четыре Древа жизни являются как бы отходящими, а четыре «стрелы» направлены в центр медальона. Итак, в двух кěскě мы видим не только различные фигуры, но и разные их расположения. Несмотря на это, оба медальона имеют форму аналогичных восьмиугольников.
16 В следующим медальоне, вместо стрелообразных элементов, вышивальщица поместила отходящие от центра узора «трезубцы». По поводу «трезубца» можно привести пример, который как бы перекликается с образом узора. Чуваши во время солнечного затмения бросали в сторону солнца ветки – ветви «древа жизни», похожие на вилы, с темя сучьями, чтобы отпугнуть чудовище, пожирающее солнце, спасти и продлить жизнь светила. В следующим медальоне, вместо стрелообразных элементов, вышивальщица поместила отходящие от центра узора «трезубцы». По поводу «трезубца» можно привести пример, который как бы перекликается с образом узора. Чуваши во время солнечного затмения бросали в сторону солнца ветки – ветви «древа жизни», похожие на вилы, с темя сучьями, чтобы отпугнуть чудовище, пожирающее солнце, спасти и продлить жизнь светила.
17 Большой научный интерес представляет в чувашской вышивке нагрудне украшение женских рубашек «сунтăх». Узор его обычно выполняется нашивкой маренового или красного цветов, на более поздних рубашках – фабричной лентой, часто черного или синего цвета. Нагрудная часть халатов украшается симметрично расположенными фигурами. Большой научный интерес представляет в чувашской вышивке нагрудне украшение женских рубашек «сунтăх». Узор его обычно выполняется нашивкой маренового или красного цветов, на более поздних рубашках – фабричной лентой, часто черного или синего цвета. Нагрудная часть халатов украшается симметрично расположенными фигурами.
18 В чувашской вышивке большое место занимает композиция, имеющая форму трапеции или фигуры, близкой к полуовалу. Общая структура ее образуется в основном из трех главных частей и полностью подчинена закону зеркальной симметрии левого и правого, а фигура, находящаяся в середине, является как бы вертикальной осью изображаемого. В чувашской вышивке большое место занимает композиция, имеющая форму трапеции или фигуры, близкой к полуовалу. Общая структура ее образуется в основном из трех главных частей и полностью подчинена закону зеркальной симметрии левого и правого, а фигура, находящаяся в середине, является как бы вертикальной осью изображаемого.
19 Переносная симметрия в вышивке чувашей занимает одно из центральных мест. Горизонтальный фриз очень часто образуется как бы из одного элемента. Переносная симметрия в вышивке чувашей занимает одно из центральных мест. Горизонтальный фриз очень часто образуется как бы из одного элемента. Общая композиция узоров следующая масмака такая же, но ее внутренний строй приобретает совсем иную форму. В горизонтальном фризе несколько элементов составляют один основной комплекс, имеющий форму аналогичного треугольника, и сочетанием этих фигур образуется весь орнаментальный мотив. Общая композиция узоров следующая масмака такая же, но ее внутренний строй приобретает совсем иную форму. В горизонтальном фризе несколько элементов составляют один основной комплекс, имеющий форму аналогичного треугольника, и сочетанием этих фигур образуется весь орнаментальный мотив.
20 В чувашском орнаменте с древних времен сложилась особая система расположения солярных символов, которая была связана с геоцентрическими представлениями о движении Солнца вокруг Земли. Археологические свидетельства и сохранившиеся до наших дней памятники деревянной архитектуры показывают, что при украшении домов соблюдалось следующее правило расположения орнаментальных мотивов: В чувашском орнаменте с древних времен сложилась особая система расположения солярных символов, которая была связана с геоцентрическими представлениями о движении Солнца вокруг Земли. Археологические свидетельства и сохранившиеся до наших дней памятники деревянной архитектуры показывают, что при украшении домов соблюдалось следующее правило расположения орнаментальных мотивов: «Левый от зрителя край кровли - восходящее, утреннее солнце; верхний конек на щипце кровли полдневное солнце в зените; правый край кровли вечернее заходящее солнце. Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчеркивает динамичность всей композиции. Солнце не просто показано в трех позициях, оно показано в своем ежедневном движении по небосводу...». «Левый от зрителя край кровли - восходящее, утреннее солнце; верхний конек на щипце кровли полдневное солнце в зените; правый край кровли вечернее заходящее солнце. Соединение каждого солнечного символа с фигурой коня подчеркивает динамичность всей композиции. Солнце не просто показано в трех позициях, оно показано в своем ежедневном движении по небосводу...».
21 Встречается несколько типов солнечных знаков, для них характерна поворотная симметрия разного порядка. Наиболее распространен круг, разделенный радиусами на равные секторы («Колесо Юпитера»), а также круг с крестом внутри. Встречается несколько типов солнечных знаков, для них характерна поворотная симметрия разного порядка. Наиболее распространен круг, разделенный радиусами на равные секторы («Колесо Юпитера»), а также круг с крестом внутри. Особый интерес представляют знаки, изображающие «бегущее» солнце: от центра круга расходятся одинаковые дугообразные линии; рисунок создает впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами. Особый интерес представляют знаки, изображающие «бегущее» солнце: от центра круга расходятся одинаковые дугообразные линии; рисунок создает впечатление катящегося колеса с изогнутыми спицами.
22 Таким образом, описание отдельных древнерусских и чувашских орнаментальных мотивов и схемы их расположения на деталях жилища, предметах украшения и быта наглядно демонстрирует присутствие в них центральной, поворотной, переносной, осевой и зеркальной видов симметрии, которые являются причиной эстетической привлекательности орнамента. Таким образом, описание отдельных древнерусских и чувашских орнаментальных мотивов и схемы их расположения на деталях жилища, предметах украшения и быта наглядно демонстрирует присутствие в них центральной, поворотной, переносной, осевой и зеркальной видов симметрии, которые являются причиной эстетической привлекательности орнамента.
23 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.