Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНаталья Оськина
1 Освоение и реализация компетентностного подхода к образованию как основной способ совершенствования качества образования
2 План работы над темой Методические совещания: г 1.Сущность компетентностного подхода. 2. Методы формирования ключевых компетентностей на уроке и во внеурочной деятельности. Педагогический совет: г
3 Послание президента Федеральному собранию 5 ноября 2008г. Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
4 Цель: Изучить понятие «ключевые компетенции» и методы их формирования. Определить содержание и результат образования.
5 Основы компетентностного подхода Теория человеческого капитала (середина 20в): Теодор Уильям Шульц – американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1979г – за выдвижении идеи Гэри Стэнли Беккер, Нобелевский лауреат 1992г – за создание базовой теории человеческого капитала Человек становится капиталом только в том случае, если он является носителем способностей, мотиваций, знаний, умений и готовностей к выполнению определенных трудовых функций.
6 Качество результатов образования человек самостоятелен и ответственнен человек может что-то делать человек желает делать то, что может экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать человек готов самосовершенствоваться, зная, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.
7 Отечественная педагогика ( г) Концепция содержания образования И.Я. Лернера об образовании как о трансляции культуры,сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности; Концепция ОУУН, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; Идея о единстве обучающих, развивающих и воспитывающих задач урока,обоснованная в 1980г в работах Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного поцесса;
8 Отечественная педагогика ( г) Коммунарская методика воспитательной работы И.П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие всех основных ключевых компетенций – кооперативной, проблемной и др. - посредством создания и осмысления опыта разнообразной социально значимой деятельности; Практика работы предметных кружков г, работа в которых предполагала освоение учащимися знаний и умений на практике, а методика была близка к проектной деятельности.
9 Заказчики компетентностного подхода. Субъекты мировой тенденции интеграции образования и экономики: работодатели обучающиеся преподаватели Общество и государство
10 Что дает компетентностный подход учителю и ученику? Компетентностный подход позволяет: согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колле д же; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам (получение и удержание рабочего места, профессиональный рост в условиях рыночной экономики); повысить степень мотивации учения (осознание пользы для сегодняшней и последующей жизни);
11 Что дает компетентностный подход учителю и ученику? облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности обучающихся (по словам Л.С. Выготского «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого») разгрузить обучающихся (не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок); обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.
12 Деятельностное содержание образования. Чему учить? Знаниевый подход. Каким знаниям обучть? Содержание обучения объекты и явления окружающего мира. Учебные программы перечисляют факты. понятия, закономерности, теории, подлежащие изучению. Компетентностный подход. Каким способам деятельности учить? Содержание обучения действия, операции, связанные с проблемой, которую надо разрешить. Учебные программы акцент на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать,на опыт деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен, на учебные достижения, которые должен продемонстрировать.
13 Компетентностный стандарт образования Стандарт результатов образования. Может: применять выполнять отстаивать доказывать демонстрировать и т.д. Отражены результаты воспитания
14 Компетенция- Компетенция-в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
15 Определения: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности( знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Образовательная компетенция - совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной деятельности.
16 Иерархия образовательных компетенций( ОК): Ключевые- метапредметное общее содержание образования; Общепредметные- относящиеся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; Предметные- частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
17 Перечень ключевых образовательных компетенций (ОК) 1. Ценностно- смысловая компетенция; 2. Общекультурная компетенция; 3. Учебно- познавательная компетенция; 4. Информационная компетенция; 5. Коммуникативная компетенция; 6. Социально- трудовая компетенция; 7. Компетенция личностного самосовершенствования;
18 Ценностно – смысловая компетенция: Компетенция в сфере МВЗ, способность видеть и понимать окружающий мир, эта ОК обеспечивает самоопределение ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория и программа жизнедеятельности в целом.
19 Общекультурная компетенция: Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, КОМПЕТЕНЦИИ В БЫТОВОЙ И КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВОЙ СФЕРЕ, НАПРИМЕР, ВЛАДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ.
20 Учебно- познавательная компетенция: Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Ученик овладевает навыком продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности. В рамках данной ОК определяются соответствия функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов.
21 Коммуникативная компетентность: Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающим, навыками работы в группе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию.
22 Социально- трудовая компетенция: означает владение знаниями и опытом гражданско- общественной деятельности( выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя). В эту компетенцию входят умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности.
23 Информационная компетенция: При помощи реальных объектов ( телевидения, телефона, факса, компьютера, учебной литературы, справочной литературы и т.д.), СМИ формируются умения искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее и преобразовывать
24 Компетенция личностного самосовершенствования: Направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Реальным объектом здесь выступает ученик. К этой ОК относятся правила личной гигиены, забота о здоровом образе жизни и т.д.
25 Литература: Ж. « Народное образование» г., г., г.; Научно –методический журнал « Школа» , 2006 г.; Ж. « Стандарты и мониторинг в образовании» г.; Ж. « Директор школы» г.; Книга « Школа: мониторинг качества образования», авторы Шишов С.Е., Кальней В.А., Москва 2000г. И.С. Сергеев, В.И. Блинов Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М. АРКТИ, 2007г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.