Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимофей Недобитов
2 Внимание к системе имен собственных, в частности, антропонимов, определяется их особым положением как слов, развивающихся по законам языка, но помимо лексического компонента включающих также этнографический, исторический, социальный, культурологический аспекты информативности. Личные имена, отчества, фамилии людей, безусловно, являются частью лексико-семантической системы, функционируют в ее рамках и одновременно весьма чутко реагируют на любые изменения, происходящие в обществе. Именно особым положением антропонимов и связанными с этим проблемами определяется актуальность выбранной темы. Цель исследования - анализ развития русской именной системы и происхождения древнерусских имён. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: - рассмотреть некоторые проблемы ономастики в качестве теоретических основ представленного в работе анализа; - проанализировать словарь древнерусских имён Н.М.Тупикова - собрать и систематизировать антропонимические данные как общие, так и конкретные(по Гимназии 1552) - дать сравнительный анализ полученных результатов с данными на разных временных срезах - определить основные факторы, влияющие на выбор имен и на их популярность Любая лексическая единица в силу тех или иных причин может получить статус имени собственного, не утрачивая при этом статуса имени нарицательного или общей производящей основы имени нарицательного и имени собственного. Русские имена и фамилии действительно отражают то, каким наши пращуры видели окружавший их мир, включая элементы общественного устройства современного им социума, живую и неживую природу, свой быт, профессиональные занятия, способ добывания хлеба насущного, свои верования. Внимание к системе имен собственных, в частности, антропонимов, определяется их особым положением как слов, развивающихся по законам языка, но помимо лексического компонента включающих также этнографический, исторический, социальный, культурологический аспекты информативности. Личные имена, отчества, фамилии людей, безусловно, являются частью лексико-семантической системы, функционируют в ее рамках и одновременно весьма чутко реагируют на любые изменения, происходящие в обществе. Именно особым положением антропонимов и связанными с этим проблемами определяется актуальность выбранной темы. Цель исследования - анализ развития русской именной системы и происхождения древнерусских имён. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: - рассмотреть некоторые проблемы ономастики в качестве теоретических основ представленного в работе анализа; - проанализировать словарь древнерусских имён Н.М.Тупикова - собрать и систематизировать антропонимические данные как общие, так и конкретные(по Гимназии 1552) - дать сравнительный анализ полученных результатов с данными на разных временных срезах - определить основные факторы, влияющие на выбор имен и на их популярность Любая лексическая единица в силу тех или иных причин может получить статус имени собственного, не утрачивая при этом статуса имени нарицательного или общей производящей основы имени нарицательного и имени собственного. Русские имена и фамилии действительно отражают то, каким наши пращуры видели окружавший их мир, включая элементы общественного устройства современного им социума, живую и неживую природу, свой быт, профессиональные занятия, способ добывания хлеба насущного, свои верования.
3 Ономастика (от греч. νομαστική искусство давать имена) раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика собственные имена различных типов (ономастическая лексика)
4 1-й подход: Фамилия как социальный знак 2-й подход:Фамилия как памятник языка, памятник словесности минувших эпох. 3-й подход: Нормативный.
5 4-й подход: Фамилии как отражение языковой картины мира Практически любое имя собственное является окном в прошлое, а сама ономастика, образно говоря, служит своеобразной машиной времени. Однако современный человек, живущий в начале XXI века, обладает особой, т.е. современной ему языковой картиной мира
6 В момент формирования древнерусского именника в дохристианский период древней Руси имена чётко вписывались в систему представлений наших предков об окружающем мире
7 По мнению акад. Д.С. Лихачёва, «одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества; именно это обстоятельство и способствовало мирному вхождению христианства в народную жизнь и не позволило церкви занимать резко враждебных позиций по отношению к языческим обрядам, а напротив, постепенно вносить в язычество христианские идеи, а в христианстве видеть мирное преображение народной жизни»
8 Малюта - весьма распространенное в старину на Руси « некалендарное », семейное имя, данное своему чаду родителями. Малютка, малюта – каждому ребенку подойдет такое имя. Но возможно и другое - что обер - палач Ивана Грозного был низкорослым, и семейное имя осталось с ним на всю жизнь. А ведь он, конечно, имел и христианское имя, « правильно » его звали Григорием Лукьяновичем Скуратовым - Бельским. Прозвище « Малюта » получил за свой малый рост или за свой говор : " Молю тя...". Имя « Малюта » сделалось в народе нарицательным названием палача и злодея. Все знают Малюту ! Имя Малюта Скуратов было прозвищем Григория, так же, как и прозвищем его отца, Лукьяна Афанасьевича Бельского, было Скурат, то есть « вытертая замша » ( возможно, из - за плохой кожи ).
9 Важно понимать, что главное значение для русского человека имело не само имя, не его значение (этимология), а христианская легенда о святом, его житие, авторитет, которым он пользовался в православном мире. Таким образом, окрестив ребёнка и выбрав ему церковное имя, родители отдавали его под защиту святых, а также ангела-хранителя.
10 Филолог Николай Михайлович Тупиков (1869–1900) успел издать несколько своих работ по русской культуре XVI–XVIII вв., но наиболее известен как автор незавершённого « Словаря древнерусских личных собственных имён », вышедшего в свет уже после его кончины.
11 Род деятельности Визуальный облик человека: позитив/негатив Бочаров, Бердников, Ведерников, Глинщиков, Гребенщиков Краснёнков (краснёнок – «сын «красного», т. е. красивого человека), Красавцев, Красов (красивый); Страшнов (некрасивый); Дерюгин (дерюга – «грубая одежда»), Клоков (клок – «одетый в лохмотья») Топонимические объекты Арзамасцев, Борисоглебский, Волгин, Волжин, Москвин, Тамбовцев, Чернянский, Ярославцев Место проживания Забродин (тот, кто живет за бродом, неглубоким местом на реке), Луговцов («житель луговой местности»)).
12 Принадлежал к роду тех, кто делал разнообразные изделия из дерева – Бурашниковы, Бердниковы, Бердины, Черенковы. Принадлежал к роду тех, кто делал изделия, вещи и поделки- Глинщиковы, Гончаровы, Черепановы. Принадлежал к роду тех, кто был связан с процессами производства- Соловаровы, Варцовы, Варцевы, Синельниковы. Принадлежал к роду тех, кто был организатором какого-либо дела - Шинкины, Шинкарёвы, Лопасовы, Лабазниковы Принадлежал к роду тех, кто занимался торговлей- Тыркины, Кутырёвы. Принадлежал к роду тех, кто занимался лечением людей, знахарством, ворожейством, лечил животных- Ворожищевы, Ворожеевы, Ворожейкины.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.