Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБогдан Шапкин
1 Регуляция учебной деятельности
2 В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.
3 В концепции осознанной регуляции человеком своей деятельности выделяют следующие компоненты функциональной структуры системы саморегуляции: цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критерии успешности, оценку и коррекцию результатов
4 Становление субъектности как условия реализации активной жизненной позиции человека предполагает сформированность структуры саморегуляции, включающей такие компоненты, как ценностно- мотивационный, смысловой, опыт рефлексии, опыт привычной активизации, операциональный опыт и опыт сотрудничества.
5 Особенности сформированности и функционирования осознанной саморегуляции могут рассматриваться как базовые характеристики учебной деятельности учащихся.
6 В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.
7 Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Саморегуляция позволяет реализовать потенциал субъекта через целеполагание и проектирование траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества (О. А. Конопкин, А. К. Осницкий, А. Бандура).
8 Развитие саморегуляции обеспечивает формирование такого «ядерного» качества личности, как самоэффективность. Самоэффективность убеждение личности в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Самоэффективность представляет лично стную когнитивную переменную, оказывающую влияние на мотивацию и уровень достижений личности.
9 Можно выделить три характеристики самоэффективност и : уровень как представления человека о своих возмож ностях достижения цели определённой сложности; силу как степень уверенности человека в своей возможности осуществлять определённую деятельность, обусловливающую устойчивость и готовность к преодолению трудностей; широту (обобщённость) области самоэффективности, характеризующую перенос убеждений в своей самоэффективности, сформированных в одной сфере деятельности, на другие сферы.
10 Источниками формирования самоэффективности являются: личный опыт достижений; косвенный (чужой) опыт; вербальные убеждения и эмоциональное или физиологическое состояние, связанное с деятельностью и её результатами и воспринимаемое личностью. Исследования самоэффективности в учебной деятельности обнаружили, что представления о собственных способностях влияют на успешность в учёбе, причём такая связь носит выраженный характер у слабоуспевающих школьников и не ярко выраженный характер у отличников.
11 Способность к саморегуляции и самоконтролю в качестве объекта регуляции предполагает планирование, контроль и коррекцию как предметной деятельности, в первую очередь учебной, так и собственной познавательной деятельности учащегося. Регуляционная основа деятельности связана с построением внутреннего плана действий как представления о цели, способах и средствах деятельности (Т. Д. Пускаева). Общение является необходимым условием развития саморегуляции. Из совместной деятельности, сорегуляции и содействия вырастают саморегуляция и самоуправление.
12 САМООРГАНИЗАЦИЯ Выявлено влияние самоорганизации на успешность школьного обучения. Основными компонентами самоорганизации, влияющими на успешность учебной деятельности учащихся, являются функциональные компоненты целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и личностный компонент волевые усилия. Успешно обучающиеся подростки имеют более высокий уровень самоорганизации, чем неуспешные. Наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия.
13 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Целеполагание возникновение, выделение, определение и осознавание целей.
14 КОНТРОЛЬ Одним из существенных показателей эффективности обучения признаётся контроль (А. К. Маркова). Можно говорить о трёх составляющих контроля поведения и деятельности это контроль действий, контроль эмоций, условий и средств достижения цели, включая когнитивные стратегии и средства. Функция контроля действий в учебной деятельности это обеспечение эффективности учебных действий путём обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Характеристиками контроля выступают мера самостоятельности учащегося, автоматизированность, направленность на результат или способ действия, критерии контроля, время осуществления контроля констатирующего, сопровождающего действие, опережающего.
15 КОРРЕКЦИЯ Коррекция действий направлена на изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени. Одной из задач является формирование действия планирования деятельности во времени и регуляции темпа его выполнения на основе овладения приёмами управления временем.
16 ОЦЕНКА Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Итоговая оценка санкционирует факт завершения действий (положительная) или побуждает к их продолжению (отрицательная).
17 ОЦЕНИВАНИЕ Оценивание должно быть направлено на учебные действия конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий. Оцениваются такие характеристики учебных действий, как степень самостоятельности ученика в их применении, мера усвоения, обобщённость, разумность, осознанность, критичность, временные показатели выполнения (П. Я. Гальперин, 1965). Сформированная ориентация на способы действия создаёт новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки (T. М. Фридман, 1987).
18 ОЦЕНИВАНИЕ Оценка и самооценка в учебной деятельности должны выполнять следующие функции: информировать ученика о выполнении им программы (насколько он продвинулся вперёд, об общем уровне выполнения, своих слабых сторонах) и предоставлять ему обратную связь, с тем чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы; стимулировать учение (сосредоточиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки). Для реализации указанной задачи предполагается использовать метод «стратегии формирования успеха» (В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, А. И. Липкина), в рамках которой успешность и позитивные достижения выступают как отправная точка развития планирования, контроля и коррекции.
19 РЕФЛЕКСИЯ Развитие действия оценивания является основой развития рефлексии. Рефлексия является для человека средством познания и обучения. В культурно-историческом деятельностном подходе рефлексия рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, как способ познания, т. е. осознание учеником оснований способов действий, реализуемых в учебной деятельности. Во-вторых, как способ развития, т. е. особый способ организации коммуникативного взаимодействия в процессе учебной деятельности, выступающего в качестве условия присвоения учащимся учебного содержания (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов)
20 . Залог успешной саморегуляции школьника его способность осознать самого себя как движущую силу своего научения.
21 Рекомендации по формированию регулятивных действий Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции. Организация учебного сотрудничества ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.
22 Наилучший метод организации учебной работы школьников совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.
23 Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1) инициации внутренних мотивов учения школьника; 2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости; 3) использования групповых коллективных форм работы.
24 Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются: акцент на достижениях ученика; выделение универсальных учебных действий как объекта оценки; сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей; формирование рефлексивности оценки и самооценки.
25 Рекомендации по формированию действия оценки: с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности; необходимо объективировать для учащегося функции оценивания объективировать его изменения в учебной деятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития; предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб ного сотрудничества и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка); необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности
26 оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно; необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение; способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности; необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя;
27 организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.
28 ВЫВОД Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.