Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИгорь Пяткин
1 Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Каширского муниципального района ( учебный год ) Каширского муниципального района ( учебный год ) методист МБОУ ДПО « Учебно - методический центр, Елена Витальевна Лапшина
2 Константин Дмитриевич Ушинский писал : "Я советую начинать ученье лучше несколько позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого же раза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка. Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным потому, что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения"
3 Есть такая профессия – воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. Педагоги ДОУ находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Форма и организация образовательной деятельности в процессе организации детских видов деятельности
4 Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения)
5 Уровни проведения занятия: 1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми. 2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия. 3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия. 4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне ние нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
6 Традиционные занятия и их классификация Классификацию традиционных занятий логично осу ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен дации к современным программам, нецеле сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе ние, закрепление и расширение представлений детей.
7 Виды нетрадиционных занятий Занятия - соревнования ; Занятия - КВН ; Театрализованные занятия ; Занятия - сюжетно - ролевые игры ; Занятия - консультации ; Занятия - взаимообучения ; Занятия - аукционы ; Занятия - сомнения ; Занятия - формулы ; Бинарные занятия ; Занятия - фантазии ; Занятия - концерты ; Занятия - диалоги ; Занятия типа « Следствие ведут знатоки » ; Занятия типа « Поле чудес »; Занятия « Интеллектуальное казино »
8 1. Использование новейших достижений науки и практики. 2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов. 3. Обеспечение условий предметно - пространственной среды для развития познавательной деятельности. 4. Соблюдение санитарно - гигиенических норм к организации деятельности детей. 5. Установление интегративных связей ( взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания ). 6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень. 7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей ( методы и приемы ). 8. Логика построения занятия, единая линия содержания. 9. Эмоциональный компонент занятия ( начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме ). 10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка. 11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом. Требования к занятию
9 Занятие включает в себя три этапа : - организация детей, - основная часть занятия и - окончание занятия. Структура занятия
10 Проверка готовности детей к занятию ( внешний вид, правильность посадки, собранность внимания ) Создание интереса к занятию ( приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность ) Организация детей :
11 Основная часть занятия : Организация детского внимания Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин ) Закрепление знаний и навыков ( повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом )
12 Окончание занятия : Подведение итога ( анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз ) Переключение детей на другой вид деятельности
13 1. Дидактическая задача 2. Содержание знаний 3. Форма организации Классификация занятий
14 Элементарный анализ ( установление причинно - следственных связей ). Сравнение. Метод моделирования и конструирования. Метод вопросов. Метод повторения. Решение логических задач. Экспериментирование и опыты. Методы повышения познавательной активности на занятиях ( проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева )
15 Игровые и воображаемые ситуации. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. Игры - драматизации. Сюрпризные моменты. Элементы творчества и новизны. Юмор и шутка ( учебные комиксы ). Методы повышения эмоциональной активности ( проф. С. А. Смирнов )
16 Эмоциональная насыщенность окружения. Мотивирование детской деятельности. Исследование предметов и явлений живой и неживой при роды (обследование). Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее). Игровые приемы. Юмор и шутка. Экспериментирование. Проблемные ситуации и задачи. Неясные знания (догадки). Предположения (гипотезы). Методы обучения и развития творчества ( проф. Н. Н. Поддьяков )
17 Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта ( предмета или явления ), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно - эмоционального настроения. Комплексные и интегрированные занятия, общие черты
18 – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение Интегрированное занятие
19 структурно - логическая схема содержательно - процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы ( проблемы ) ( вместе они складывают неразрывное единство ) Интеллектуальная карта
21 Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми : " Вода источник жизни " " Время в природе " " Далеко - близко " " Родня " ( классы животного мира ) " Что это за шарик ?" ( исследование разных объектов круглой формы ) " Взрослые и их детеныши " ( животный мир ).
22 " Разнообразие листьев ". " Ноябрь " " Симметрия в природе ". " Елка ". " Улитка ". Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :
23 1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников 2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать :
24 Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Комплексные занятия
25 Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Отличие интегрированного занятия от комплексного
26 Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания. Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий
27 Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя. Общие рекомендации :
28 Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.
29 Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов : планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию. Подготовка воспитателя к занятиям
30 Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия Составить план – конспект, который включает в себя : - Программное содержание ( образовательные задачи ) - оборудование - предварительную работу с детьми ( если необходимо ) - ход занятия и методические приёмы Планирование занятий :
31 1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий ? 2. Была ли произведена с детьми предварительная работа ? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими ? 3. Какие решались задачи : образовательные, воспитательные, развивающие ? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь ? 4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия ? 5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения. 6. В чем проявился дифференцированный подход к детям ? Какие средства обучения вы использовали ? 7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия ? 8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи ? Если не удалось, то какие и почему ? Примерная памятка для самоанализа занятия
32 Самоанализ будет конструктивным и качественным, если автор проведенного занятия постарается творчески и конкретно ответить на следующие вопросы : А. Каков план, замысел проведенного занятия и почему ? 1. Место данного занятия в системе занятий ? 2. Как данное занятие работает на последующие темы ? 3. Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты, концепция развития дошкольного учреждения ? 4. Почему была избрана данная форма занятия ? 5. Какие главные задачи решались на занятии и почему ? 6. Чем обосновывается выбор структуры занятия, его темп. 7. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения. 8. Каков характер взаимодействия педагога с детьми ? 9. Какие условия ( гигиенические, эстетические ) были созданы для проведения занятия ? Б. Были ли изменения, отклонения от плана. Если да, то с чем это связано ? В. 1. Удалось ли решить поставленные задачи, получить соответствующие результаты, сохранить мотивацию, избежать переутомления детей ? 2. Самочувствие детей на занятии. 3. Общая самооценка занятия. Г. Каковы причины успеха или недостатков данного занятия ( если таковые есть ). Что следовало бы сделать иначе ? Д. Какие выводы необходимо сделать на будущее ?
33 Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения. На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.