Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемБорис Ледяйкин
1 Тема: «Оценка эффективной воспитательной деятельности учащихся в 11А классе» Вопросы для обсуждения на родительском собрании: 1. Дать определение воспитанности ученика? 2. Какими критериями измеряется воспитанность ученика? 3. Самооценка ученика о воспитанности. 4. Оценка воспитанности ученика родителями.
2 Оценка эффективности воспитательной деятельности Воспитанность - одно из важнейших качеств личности» "Прекрасно воспитан", - говорим мы о ком-либо. "Хам, каких мало", - думаем о другом. На что же мы ориентируемся? Кого принято называть воспитанным человеком? Какие качества ему присущи? Нелегко дать определение воспитанности. Еще труднее ее измерить.
3 Система критериев оценки эффективности воспитательной деятельности педагога Рассматривая критерий как меру (степень) проявления признака, характеризующего эффективность воспитательной деятельности, можно выделить показатели для каждого критерия и определить уровневые характеристики: эффективный уровень, полуэффективный и неэффективный.
4 Определение эффективности воспитательной работы основано на оценке организации педагогом подключения ученика к участию в коллективной деятельности. Можно выделить три степени "включенности": максимальная, средняя и минимальная, что позволяет определить коэффициент эффективности воспитательной деятельности (К ). Для этого введены следующие обозначения: Можно выделить три степени "включенности": максимальная, средняя и минимальная, что позволяет определить коэффициент эффективности воспитательной деятельности (К ). Для этого введены следующие обозначения:
5 К А - коэффициент полезного действия (отношение числа участников с максимальной степенью "включенности" к общему числу участников деятельности); (отношение числа участников с максимальной степенью "включенности" к общему числу участников деятельности); К В - коэффициент потенциального действия (отношение числа участников со средней степенью "включенности" к общему числу участников деятельности); К С - коэффициент бесполезного действия (отношение числа участников с минимальной степенью "включенности" к общему числу участников деятельности). (отношение числа участников с минимальной степенью "включенности" к общему числу участников деятельности). Математическое выражение для вычисления К эф следующее: Математическое выражение для вычисления К эф следующее: К эф = ( К А + К В – К С ) х 100% К эф = ( К А + К В – К С ) х 100%
6 Воспитание начинается с создания для ребенка воспитывающей среды, введения в современную культуру. Работу педагогического коллектива надо направить по конструированию и развитию воспитывающей среды по следующим направлениям:
7 создание социокультурной среды развития ребенка; создание социокультурной среды развития ребенка; педагогическое влияние на семью как фактор воспитания; педагогическое влияние на семью как фактор воспитания; создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации ребенка; создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации ребенка; содействие детскому движению в Лицее и вне ее; содействие детскому движению в Лицее и вне ее; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей; сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей; создание воспитывающей предметной среды. создание воспитывающей предметной среды.
8 Помимо оценки эффективности воспитательной деятельности необходимо изучать уровень воспитанности ученика. Для его оценки можно выделить следующие критерии воспитанности: - патриотизм, - гражданственность, - духовно-интеллектуальные качества, - нравственность, - эмоционально-эстетические чувства и др. При определении критериев надо исходить из того, что:
9 воспитанность человека характеризуется: знаниями о патриотизме, гражданственности, нравственности (пониманием того, что значит быть патриотом, гражданином, нравственным), стали ли эти знания потребностями личности (вошли ли в систему ее ценностных ориентации, эмоционально- эстетических чувств и установок), а также его поведением, отражающим духовно-ителлектуальные качества, проявляемые в конкретных поступках и действиях; воспитанность человека характеризуется: знаниями о патриотизме, гражданственности, нравственности (пониманием того, что значит быть патриотом, гражданином, нравственным), стали ли эти знания потребностями личности (вошли ли в систему ее ценностных ориентации, эмоционально- эстетических чувств и установок), а также его поведением, отражающим духовно-ителлектуальные качества, проявляемые в конкретных поступках и действиях; в жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах: добросовестность, ответственность, самокритичность, чувство коллективизма и т. д. в жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах: добросовестность, ответственность, самокритичность, чувство коллективизма и т. д.
10 Изучив знания ученика о соответствующих критериях воспитанности, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих качеств в конкретной деятельности, надо выделить три уровня воспитанности ученика: - низкий, - средний, - высокий.
11 Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Для среднего уровня воспитанности характерны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. Критерии для оценки воспитанности, силы и устойчивости проявления требуемых качеств разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся.
12 Дети в младшем школьном возрасте (1-4-й классы) способны оценивать поступок в соответствии с правилами, установленными взрослыми. Они совершают нравственные поступки ради их одобрения. Требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы проявляются в форме поведения "надо". При этом отметим, что "надо" означает для ребенка эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. В младшем школьном возрасте происходит развитие чувства долга, которое является основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребенка. Дети способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Задача учителей заключается в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение перерастает в привычку. Воспитанный человек очень многое делает автоматически: не задумывается над тем, чтобы уступить место старшему, поздороваться или сделать вид, что не заметил. Для воспитанного человека это само собой разумеется. В начальной школе должен быть достигнут такой уровень воспитанности, при котором ребенок поступает должным образом не только на людях, но и с самим собой. Важно научить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать. Задача учителя также состоит в том, чтобы приучить детей к анализу своих поступков.
13 В подростковом возрасте (5-8-е классы) усиливается стремление к межличностному общению со сверстниками. Общение с ними является в этот период важнейшей школой самовоспитания. У подростков выражено стремление не только к самовоспитанию, но и самосовершенствованию: физическому, волевому, нравственному. В поведении доминирует ориентация на принципы других людей и на законы. Но без взрослых подростки часто не в состоянии найти правильные ответы на вопросы, которые их волнуют. Как лучше всего помочь подростку в его самосовершенствовании? В процессе воспитания учителям необходимо побуждать подростка к самовоспитанию. Прежде всего следует поощрять и активно поддерживать их стремление к порядочности, доброте, верности в дружбе, готовность прийти на помощь. Большую роль здесь играет пример взрослых. В средних классах время на учебные и воспитательные мероприятия должно стать примерно одинаковым. У подростков должны быть сформированы личностные качества, определяющие их поступки: адекватная самооценка; адекватная самооценка; осмысление собственной деятельности и поведения; осмысление собственной деятельности и поведения; добровольная постановка самому себе целей и задач самосовершенствования; добровольная постановка самому себе целей и задач самосовершенствования; самоконтроль - фиксация своего состояния и поведения для предотвращения нежелательных последствий. самоконтроль - фиксация своего состояния и поведения для предотвращения нежелательных последствий. Для формирования навыков самоконтроля и организационных способностей подростков необходимо "включать" их в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, умело стимулировать их активность, т. е. отношение к этой деятельности. Без организации такой работы и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно.
14 В 9-11-х классах (старший школьный возраст) самосовершенствование предполагает самоопределение личности, и эта проблема становится актуальной. Учащиеся должны сделать выбор дальнейшего жизненного пути. Акцент делается на профессиональное самоопределение, но важное место отводится осмыслению жизненных и духовных ценностей. Старшеклассники активизируют свою деятельность, легче "включаются" в процесс самовоспитания, проявляют стремление управлять своим поведением, эмоциями, разумом в соответствии с соображениями своего самоуправляющего механизма - самосознания, выбирают оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой. У них проявляется потребность в самопознании, саморегуляции и самореализации (самоактуализации) в форме интересов, ценностных ориентации, социальных установок, целей жизни. У старшеклассников происходит духовный рост и выбор: двигаться вперед или отступать. Самореализация - это доверие к собственному "Я", а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, способность принять ответственность за свои действия и решения. У старшеклассников происходит духовный рост и выбор: двигаться вперед или отступать. Самореализация - это доверие к собственному "Я", а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, способность принять ответственность за свои действия и решения.
15 Оценка уровня воспитанности является эффективным средством для стимулирования самопознания, выработки у ученика адекватной самооценки его самовоспитания и саморазвития.
16 Самооценка воспитанности учащихся 11А класса в %
17 Оценка воспитанности учащихся родителями в %
21 Вывод: Воспитанность учащихся в 11А классе составляет: - самооценка воспитанности учащихся – 65,5% - самооценка воспитанности учащихся – 65,5% - оценка воспитанности учеников родителями – 76,9% - оценка воспитанности учеников родителями – 76,9% - среднее значение воспитанности учащихся в классе – 71,2% - среднее значение воспитанности учащихся в классе – 71,2%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.