Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарианна Гурова
1 «Особенности организации работы с одаренными детьми в начальной школе» Жданова И.Б., учитель начальных классов, МОУ «Лицей 14» г.о.Жуковский
2 ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ
3 Варианты организации работы с одаренными детьми в начальной школе создание специальных классов, групп («гимназических», «лицейских» и др.), создание кружков для одарённых и талантливых детей позволяет максимально сосредоточить педагогический потенциал учебного заведения на развитии одаренности одаренный ребенок искусственно удаляется из естественной для него микросреды
4 Организация системы работы с одаренными детьми в начальной школе выявление, сохранение и развитие потенциала одарённых детей, обеспечение возможности дать шанс проявить свои таланты не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они выявляются на более поздних возрастных этапах; создание адекватных условий для развития психосоциальной сферы, здоровья и эмоционального благополучия, социализации одарённых детей; формирование у одарённых детей и их сверстников позитивного отношения к различиям в умственных и творческих способностях людей. Наиболее целесообразна организация процесса обучения и воспитания одаренных детей, не выводя их из круга обычных сверстников, создавая в классном коллективе благоприятные условия для развития и максимальной реализации их выдающихся возможностей и аналогичных возможностей одноклассников.
5 Одаренность более высоких или незаурядных результатов возможность достижения обучаемым более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми. сложного взаимодействия уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
6 Категории одаренных детей дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; дети с высокими творческими (художественными) способностями; учащиеся с высокими лидерскими качествами.
7 Выявление одаренных детей наблюдение, изучение педагогом: психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления учащихся, особенностей их семейного воспитания, специфики интеллектуально-личностного развития Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе, а не в более старших классах
8 Характерные признаки, отличающие одаренных учеников в младшем школьном возрасте высокая концентрация внимания, развитая система личностных ценностей, хорошая память, воображение и способности к быстрой классификации информации и полученного опыта, быстрый поиск решений, интерес к высокоинтеллектуальным играм и заданиям высокой сложности, умение пользоваться большим словарным запасом, доп. источниками, упорство в достижении результатов, стремление к самостоятельности, повышенное чувство справедливости, частая эгоцентричность в общении, подверженность влиянию (из-за повышенной эмоциональности, страхов и чувства своего отличия от других детей), творческая активность, стремление к исследовательской деятельности, целеустремленность, скрупулезность, оригинальность и нестандартность в решениях, открытость к исследованию нового, непрерывный поиск несоответствий, постановка новых вопросов, попытки преодоления чрезмерно трудных задач, что вызывает информационную и физическую перегрузку, затрудняющую изучение необходимого материала.
9 Формы работы с одаренными детьми в начальной школе групповые занятия и факультативы, работа по индивидуальным планам развития в соответствии с личностно-образовательным профилем, кружки по интересам, творческие объединения, исследовательские проекты, участие в конкурсах, интеллектуальных марафонах, олимпиадах, КВН и др. мероприятиях в том числе в сотрудничестве с другими образовательными заведениями (включая систему дополнительного образования)
10 Методы группового обучения при работе с одаренными детьми в начальной школе кооперативное обучение кооперативное обучение (ученики взаимодействуют в небольших группах, решая общую задачу), групповая дискуссия групповая дискуссия (совместная деятельность учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи), «мозговой штурм» «мозговой штурм» (стимуляция высказываний детей по теме или вопросу за счет создания групп генерации идей, анализа ситуации и оценки идей, контридей), «круглого стола» «американской мозаики» методы «круглого стола» и «американской мозаики» («пилы»), когнитивные методы когнитивные методы «вживания» и «придумывания».
11 Виды упражнений и заданий при работе с одаренными детьми интеллектуальные разминки интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); задания с отсроченным вопросом задания с отсроченным вопросом; интегративные задания интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся; заданияна развитие психических механизмов; задания, направленные на развитие психических механизмов; частично-поисковые задачи частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности; творческие задания различные творческие задания.
12 результативное взаимодействие одаренных и обычных учеников в классе, обучение осознанию личной и коллективной ответственности и собственного вклада, обучение навыкам формировать и отстаивать, уточнять собственное мнение, позицию, уметь слушать других учеников, принимать самостоятельные и совместные решения, обсуждать проблемы и видеть их с разных сторон, ослабляет конфликтные ситуации между одаренными и другими учащимися, позволяет удовлетворить потребность одаренных детей в признании одноклассников. Одаренным детям нужно давать возможность высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или явного категоричного обсуждения педагогом или другими обучаемыми этих идей или мнений Работа с одаренными детьми
13 Система работы с одаренными детьми формы и методы работы с одаренными детьми не ограничиваются стенами класса и внеклассными мероприятиями ведется непрерывная работа с родителями, в том числе: - проведение просветительской работы и консультаций, регулярных встреч с целью отслеживания динамики личностно- интеллектуального развития и проблем одаренных обучаемых, - вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность. проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогов.
14 Литература: 1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. 1.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – М.: Просвещение, – 175 с. 2.Шакирова Л.Т. Работа с одаренными детьми 2.Шакирова Л.Т. Работа с одаренными детьми// Социальная сеть работников образования NSPortal.Ru. – – [Электронный источник]. URL: shkola/raznoe/library/rabota-s-odarennymi-detmi 3.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности 3.Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. – Уфа: БГПИ, – 70 с. 4.Гильмеева Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. 4.Гильмеева Р., Сибгатуллина И. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении. – Казань: КИД, – 284 с. 5.Хуторской А.В. Как обучать творчеству? 5.Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Дополнительное образование. – – 1. – С Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. 6.Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М.: Педагогика, – 150 с. 7.Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально-одаренных младших школьников 7.Ильясов И.И. Курс познавательного развития для интеллектуально-одаренных младших школьников// Одаренный ребенок. – – 5. – С
15 Спасибо за внимание! Вы можете задать интересующие вас вопросы по моему выступлению и опыту работы с одаренными детьми в начальной школе по (Жданова Ирина Борисовна)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.