Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаксим Смирнов
3 Как землю выловили (Мансийский миф) Две гагары вниз слетели. Одна большая, другая малая гагарка. Со дна моря землю достать хотели. Большая гагара в воду нырнула. Ныряла, ныряла - долго ныряла, коротко ныряла, - на поверхность выплыла. Ничего не принесла, дна не достала. Тогда маленькая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла, наконец, наверх поднялась, тоже ничего не достала, до земли не дошла. Большой гагаре гагарка говорит: - Давай вместе нырнём! Нырнули обе. Плыли, плыли, дыхание сдавило, назад вернулись. Выплыли, подышали немного и снова нырнули. Глубоко спустились, до дна все же не дошли, дыхание сперло. Снова вернулись. Выплыли, отдышались и в третий раз нырнули. Долго спускались, наконец, всё-таки до дна дошли. Кусочек земли подхватили, в обратный путь пустились. В этот раз уж очень долго гагары под водой пробыли. Дыхание у них так сперло, что, когда наверх выплыли, у большой гагары из груди воздух вырвался, и кровь потекла, и теперь у всех малых гагар затылок красный. Землю на воду положили. Начала земля расти. Скоро с подошву величиной стала, а потом такой выросла, что человеку на ней лечь можно. И всё больше и больше растёт.
4 Задание: С каким образом жизни гагар связан сюжет данного мифа? С учётом того, что малой гагарой манси называли утку поганку, назовите основные морфологические /фенотипические/ различия между гагарой большой и этой уткой. Объясните с физиологической точки зрения выражение «дыхание сперло».
5 Молитвы рыбака На лов отплывает рыбак на рассвете, Когда ещё спят и хозяйка, и дети. Рыбак потаённые знает места И белую рыбу целует в уста. Потом извлекает он рыбу вторую. И главное лакомство - нельму сырую Сперва предлагает он Духу Воды: «Прими за твои вековые труды. Поклялся быть верным тебе на огне я, Позволь мне тайменя поймать пожирнее. Толику запасов своих отряди И стаю за стаей к сетям подведи. Швырни в окаянного чёрную глыбу, Чтоб демон речной не распугивал рыбу. И чтоб через сети - не сделай мне зла - Нечистая женщина не перешла. Пускай твои строгие дочери-волны Не губят рыбацкие утлые чёлны. Пускай уважают нелегкий мой труд И жизнь рыбака под заклад не берут». (Роман Ругин)
6 Молитвы охотника Старинный охотник, забравшись в тайгу, Костёр по началу проверил в логу. И Духов тайги, и хозяев Огня Кормил до отвала, обычай храня. «О добрые Духи в священном огне, лицом повернитесь ко мне. Пусть будет удача мне в оба конца, Пусть зверь без опаски идёт на ловца. Хозяин охоты, из тысячи стай Пяток глухарей для меня отсчитай. Не стану чинить я вреда никому, И лишнего я крыла не возьму.
7 Отец наш Огонь, ты во время пурги, Когда перед носом не видно не зги, Не дай мне замёрзнуть в пустыне седой, В пути помигай путеводной звездой. О, наша кормилица, матерь - Тайга, За друга считай меня - не за врага. Позволь не пустой переметной сумой, А с доброй добычей вернуться домой». (Роман Ругин)
8 Задание: Какие представления об окружающем мире нашли отражение в стихотворениях хантыйского поэта Романа Ругина? Какие обычаи в традиционном хозяйстве народа ханты воплощены в стихотворениях? Прочитай внимательно стихотворения. Что объединяет юс? Составь к ним вопросы. 4.Проиллюстрируй стихотворения.
9 Как собака себе товарища искала (Мансийская сказка) Давно это было, поговаривают старые манси. Собака в лесу жила одна. Жить одной ей стало скучно, отправилась собака искать себе товарища. Собака искала такого товарища, который никогда не боялся. Она думала: «Наверное, волк самый сильный. Он никого не боится». Собака отправилась искать волка. Нашла волка и сказала ему: Волк, будем жить вместе. Хорошо, я согласен с тобой жить, - сказал волк.
10 Стали они вмести жить. Однажды собака услышала шелест травы и залаяла. Не лай, собака, - говорит ей волк, - придёт всемогущий медведь и нас обоих съест «Это как же? - думает собака. - Наверное, медведь самый сильный, если волк его боится ». И собака отправилась искать медведя. Долго ли, коротко ли, нашла медведя и говорит ему: Медведь, будем вместе жить. И правда, вместе жить веселее, - соглашается медведь.
11 И стали они поживать вместе. Однажды собака услышала шелест листьев и залаяла. Медведь испугался и говорит: -Не лай, собака! Человек услышит нас, придёт с ружьём и убьёт. «Я теперь понимаю: если медведь боится человека, значит, человек на земле самый сильный», - подумала собака. Бросила собака медведя и отправилась искать человека. Долго ли, коротко ли искала она. Нашла человека и говорит ему: -Человек, давай вместе жить будем.
12 Человек согласился, и стали они жить вместе. Однажды ночью собака стала лаять. Человек проснулся и говорит: -Так, так! Погромче лай, бросайся, пугай! Тогда собака поверила, что человек самый сильный на земле. Он ничего не боится. С тех пор и до сегодняшнего дня собака живёт с человеком. Собака - хороший друг человека.
13 Задание: Кого искала собака? Зачем она это делала? Каким, по её мнению, должен быть товарищ? Расскажи, кого находила собака, как проверяла она их, в чём убеждалась? Составь план сказки. Кто действительно смог стать другом собаке? Почему она выбрала человека? Чем руководствовалась она при выборе? Докажи правильность ответа текстом сказки.
14 О происхождении медведя (Легенда) Жила-была женщина, у неё был сын, воспитывала она его без отца. Однажды собрались мальчики и начали играть. Через некоторое время они стали избегать сына той женщины, стали бояться! Мальчик в недоумении. Обратил он на себя внимание и что же видит: руки мохнатые, покрытые шерстью! Пальцы, оказывается, превратились в большие, мохнатые длинные koith. Обратил внимание на тело - оно тоже стало мохнатым! Подойдёт к одному дому, к другому дому, собаки лают, набрасываются на него.
15 В конце концов, он вынужден был отпра виться в лес. Мать мальчика взяла в руки русскую шапку и ремень, покрытый серебряными пуговицами, и пошла вслед за сыном. Идёт и уговаривает его: «Сыночек, не уходи, не покидай меня. Прежде я тебя не для того растила с большим трудом, чтобы ты покидал меня, собирала у людей косточки и плавнички рыб; кормила тебя не для того, чтобы ты покидал меня». Сын очень рассердился на мать: «Оставь меня в покое, а то вернусь и разорву тебя на куски!»
16 И всё же он потом сжалился, повернулся к матери, подошёл к ней. Мать обняла его, поцеловала, затем надела на голову русскую шапку, надела ремень и сказала: Эта русская шапка и этот серебром украшенный ремень пусть будут священными. Женщина к ним не должна прикасаться. Пусть одна твоя половина тела будет доступна только женщине, а другая половина будет принадлежать мужчине. После этих слов мать отпустила сына на волю. Сын этой женщины ушёл от матери, от людей. Шагая по чащам, покрытым шиповником, он превратился в медведя.
17 Задание: Что и как объясняет данная легенда? Какое отражение нашли в ней представления манси об окружающем мире? Почему, по-вашему, медведь произошёл от человека?
18 Общие черты в мансийской и славянской мифологиях 1. Часть древнего народа антов (по разным научным гипотезам). 2. Взаимодействие мансийского и русского народов. 3. Деление мира на три части: подземное, земное и небесное царства. 4. Язычество. 5.Использование в легендах магических чисел(З,7.12). 6. Происхождение Земли с помощью космической птицы. 7. Люди - дети богов.8. Упоминание в легендах о традиционных занятиях. 9. Богатыри - герои народа, его защитники. 10. Родство медведя и человека.
19 ЗАГАДКИ НАРОДОВ СЕВЕРА Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил своё отражение в загадке.
20 Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность, то есть: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и другое. Например, русские загадки: По сеням ходит, А в избу не идёт. (Дверь) По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. (Овца) Хантыйская загадка: В чаще леса ходит мужик на лыжах. (Выдра)
21 У народов ханты и манси множество различных загадок. Они не имеют сезонного ограничения, как сказки, которые летом не рассказывают. Загадками пользуются круглый год: и во время отдыха, и во время работы (только в том случае, если характер работы не требует соблюдения тишины), как, например, при рыбалке или охоте. Например: Вершина дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи) Дом короткий, а сени длинные. (Сорока)
22 Среди произведений устного народного творчества преобладают этиологические сказания о происхождении вселенной, земли, людей, «хозяевах» стихий. Основное место в мировоззрении ханты и манси занимает понятие Вселенной. Структура Вселенной состоит из птичьего верха, звериной середины и рыбьего низа. Всякий «верх» представлен различными видами животного мира, соответственно – орлом, горностаем и осётром, представлен растительным миром – берёзой, а среди цветовой гаммы его символом является белый цвет
23 Например: По середине бора стоит мужик в белой нюплуевой малице с рыжей бородой. (Берёза) Четырёхногий мужик в белом гусе прыгает, скачет. (Заяц) Это же касается «середины» и «низа». «Середина» среди животного мира- это тетерев, лось, нельма, среди растительного – сосна, в цветовом обозначении – красный цвет. Например: В густом лесу, в тёмной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе. (Гриб)
24 Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубку. (Лисица) «Низ», в свою очередь, - гагара, змея, щука и кедр – черный цвет. Таким образом, данные категории представляют и обозначают небо (торум), землю (мув) и подземное царство (калиторум). Вообще культ животных в фольклоре манси и ханты играет огромную роль. Небо и земля наполнено зверями и птицами: лосями, оленями, медведями, гагарами, лебедями и филинами, что нашло отражение и в загадках. Например: Снежный трескучий ком. (Белый олень) Хозяин леса, хозяин бога. (Медведь)
25 У народа манси имеются так называемые платные загадки. Когда кто-либо задает платную загадку, то ему обязательно должны заплатить, сделать какой-нибудь подарок. Таких загадок у манси немного. По тематике они касаются священных предметов или изображений духов-покровителей. Например: В дремучем лесу, в дремучем бору сидит мужик с денежным столом. (Медведь)
26 Тематические группы загадок у манси неравноправны, одни из них представлены единицами. Эти загадки более удалены из быта народа, например, о почте, книгах, зато огромное количество загадок о человеке. Например: Стоят два кола, На кольях бочка, На бочке кочка, А на кочке дремучий лес. (Человек)
27 Есть загадки о предметах, орудиях труда, которые строятся образно, по типу сходства, аналогии, сравнению. Например: В окна не входит, в двери не входит, а в щель легко проскользнёт. (Иголка) В загадке метафора доминирует, преобладает, имеются и эпитеты. Например: Дом сотен тысяч людей шумный, только сами не разговорчивые. (Вода и рыбы)
28 Северные загадки имеют четыре акта: 1) призыв к вниманию; 2) загадывание загадки; 3) просьба отгадать; 4) ответ. Например: Ам амщум ов! Вокруг тебя вьется, а руками не поймаешь. Что это? (Дым) 1) призыв к вниманию: Ам амщум ов! 2) загадывание загадки: «Вокруг тебя вьётся, а руками не поймаешь.» 3) просьба отгадать: «Что это?» 4) ответ: «Дым».
29 Вот примеры пословиц и поговорок: «Несколько плясунов на одном месте плясали, и друг другу мешали». «Белые люди рубят, а красный все подбирает». «Десять человек и все с костяными затылками». Возможно, преимущество загадок и сказок можно объяснить тем, что в них более точно описаны явления природы, орудия труда и окружающие предметы. Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись. Например: С места сдвинешься – за тобой следит, обратно повернёшься – от тебя убегает. (Тень) В них часто встречаются аллитерация (это повторение согласных звуков).
30 Фольклор народов Севера - это система жанров, включающих в себя героический эпос и сказку, несказочную прозу и песенные жанры, пословицы, поговорки и загадки. Особенность его состоит в том, что каждый жанр здесь отличается значительным своеобразием. Это обусловлено особенностями исторической жизни народов Севера, спецификой их мифологии.
31 На месте, где ночевали воины – гости, валяется ремень с разноцветными пуговицами (змея). Под кустом, под ярусом Лежит пояс гарусный.(змея) Под кустом, под ярусом Лежит пояс гарусный. (змея) Под кустом, под ярусом Лежит пояс гарусный. (змея)
32 Дерево, на вершине которого длинная вязаная рукавица (ель). Зимой и летом Одним цветом (ель).
33 У опушки леса стоит красивая божественная женщина в белой суконной шубе (берёза). Из дерева три дела: Слепому посвечение; Нагому потешение; Скрипучему поможение; Хворому полегчение
34 1. Л.А. Деркач «Путешествие в Югру», 1999 год, Излучинская начальная школа А.Ф. Грасмик «Занимательное приключение по Тюменской области», 1993 год, город Ханты-Мансийск. 3. А.В. Пошатаева « Литература народов Севера»,1988 год, Москва «Наука».
35 Река Малая Сосьва в центре заповедника. Фотограф А.М. Васин.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.