Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКонстантин Лошкомоев
1 Урок русского языка в 10 классе «Морфологические нормы русского литературного языка»
2 Лексический круг Литературный язык – исторически сложившаяся образцовая форма национального языка, обладающая богатой лексикой, нормированной грамматической структурой и развитой системой стилей Литературная норма – это принятые на данном этапе развития языка правила (словоупотребления, произношения, построения предложений и т.д.) Норма имеет объективный характер, она не придумывается никем, она проистекает из законов языка, она предписывает всем носителям языка следовать ей.
6 О некоторых морфологических вариантах и нормах: Рассмотрим некоторые морфологические варианты: Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин (мамин, бабушкин и т.п.) имели формы с кратким окончанием. Нормой было говорить: у мамина стола, к бабушкину креслу. Например: Только съезди ты, поклонись гробу матери твоей да бабкину гробу кстати (Тургенев. Дворянское гнездо); Из хозяйкина кармана было тут тысячи три, не больше (Чернышевский. Что делать?) Однако сейчас эти формы активно вытесняются полными: у маминого стола, к бабушкиному креслу и т.п.
7 Нормой было в XIX веке Формы с кратким окончанием К мамину столу Нормой стало сейчас Формы с полным окончанием К маминому столу
8 В XIX веке: Р.П. ( Пять) полотенец и (пять) полотенцев Сейчас: Пять полотенец В современном языке варианты возможны у слов: волоконце, корытце, поленце, копытце, донце
9 Склонение существительных Обеими (или обоими) руками? У обоих ножниц, очков (или обеих)?
10 Надо говорить: сто граммов Допустимо (в разговоре): килограмм абрикос, тонна помидор Но: пять абрикосов запах апельсинов ящик из-под помидоров
11 Какого рода слово такси? Слово такси, например, ассоциируясь то с автомобилем, то с машиной в период вхождения в широкое употребление, использовалось не только, как сейчас, в среднем роде, но также в мужском и женском. Примеры: Такси остановился (А.Н.толстой «Эмигранты»). Моя такси. (М.Кольцов «Три дня в такси»).
12 Род Слова галифе На наших глазах слово галифе под влиянием родового понятия (брюки) теряет принадлежность к среднему роду и все чаще употребляется как существительное, имеющие только множественное число. Согласование слова галифе с прилагательными во множественном числе (широкие галифе, синие галифе и др.) зафиксировано у Шолохова, Н.Островского, А.Н.Толстого.
13 Род слова авеню. Например, слово авеню в свободных словосочетаниях встречается в среднем и женском роде (ассоциация со словами улица, аллея) пример: озеленить асфальтовое авеню («Лит. Газета», 1973, 12 сен.) и широкая тернистая авеню де Версай. В сочетаниях же с порядковым числительным авеню зарегистрировано только как существительное женского рода: первая, вторая и т.д. авеню, а не первое, второе и т.д. авеню.
14 Род слова кофе. Иногда встречаются капризы литературного языка, который нередко удерживает в качестве нормы непродуктивные варианты (например: кофе – мужской рода). Кстати, в непринужденной речи интеллигенции и даже у известных современных писателей слово кофе нередко употребляется в среднем роде, например: Я обменял на это кофе коробку табака ( Паустовский. Повесть о жизни). установление единой нормы – это длительный процесс, особенно если вариантность форм вызвана живыми внутрисистемными причинами.
17 Но ленский, не имев, конечно, «Утратить жизнь - и с нею честь, Друзей с собой на плаху весть…» «Полтава» «Остаток горьких юных дней Провесть наложницей презренной…» «Бахчисарайский фонтан» «Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, С Онегиным желал сердечно Знакомство покороче свесть…» «Евгений Онегин»
18 Таким образом, происшедшее уменьшение количества вариантных пар в морфологическом строе языка по сравнению с XIX веком ещё не говорит о том, что варьирование форм преодолено. Вечная эволюция языка вносит изменения даже в закреплённые правилами формы слов.
19 Поставьте сложные слова в косвенный падеж
21 Сравните предложения. В чём разница между ними?
22 Когда я видел сестру, а когда – брата?
23 Всё ли здесь правильно?
24 Прокомментируйте написанное:
26 Итоги урокаИтоги урока Что вы повторили на уроке? Что для вас было новым? Какие морфологические нормы вы усвоили?
27 * Жилкова В.И., учитель русского языка и литературы; * Учащиеся 10 класса Старокарачинской СОШ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.