Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлександр Рузавин
1 НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (НДПИ) КУБАНИ Уроки трудового обучения (мальчики) в 7 классе (два спаренных) Автор: Скоробогатова Наталья Михайловна Учитель трудового обучения, МОУ СОШ 55 Краснодар 2009 Приложение 1 Лист 1
2 Цели закрепление знаний о НДПИ Кубани; закрепление знаний о НДПИ Кубани; формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий; формирование умения воспроизводить и объяснять знание бытовых терминов и других понятий; применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни; применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни; воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа. воспитание уважительного отношения к традициям духовной жизни народа. I.Организационный момент ПЕРВЫЙ УРОК – теоретическая часть Прежде чем мы начнем урок, давайте выясним значение слов, которые вы услышите при чтении стихотворения. Что они означают? Черкеска – верхняя одежда казака. Бешмет – одежда казака. Башлык – суконный головной убор в виде капюшона. Спидница – нижняя юбка. Лист 2
3 А сейчас я вам прочту стихотворение о культуре и быте Кубани начала ХХ века Культура малой родины богата Перед тобой жилище предков - хата, Турлучная, а крыша - камышом, Ее жильцам метели нипочем. В ней лавки, стол, комод и сундуки. Макитры, глечики, и ложки, рушники Как правило, плетнем окружена, Запрятана и тени садов она. Красив язык казачий. Эту речь Завещано нам предками беречь. И на «пидворье» надо нам «робыть», Чтобы в достатке «щиро», «гарно» жить. Костюм казачий из сукна, из ситца. Он мог десятилетиями носиться. Бешмет, черкеска, также башлыки Красивы на Кубани мужики. У молодых - и то усы торчат, Чтоб привлечь внимание девчат. Казак на службе, у жены работа, На бабушке - о детушках забота. И молится хозяйка день и ночь, Старается родным своим помочь. По вечерам «кучкуются», бывает, «Балакают» и песни «заспивают». Из прошлого, от прадедов, отцов Дошло до нас, потомков, много слов. В кубанских песнях - боевое братство, Любовь к земле, душевные богатства. Казак кубанский - воин, хлебороб, В нем сильный дух столетьями живет. Е.Д. Фелицым - очень даровит. Его музей и до сих пор стоит. Вперед шагнула и литература, Неповторима и архитектура. Мальгерба зданье простоит века. Вот это ум, вот это мысль, рука. Гладков и Чехов в крае побывали О нем воспоминанья оставляли, Они писали, что у нас живет Практичный, сильный, а в бою горячий, Не зря воспет в стихах народ казачий. Стихотворение звучит под музыку В. Чернявского «Моя Кубань – Моя душа» Лист 3
4 Какие предметы быта вы можете перечислить, после прослушивания стихотворения? Евгений Дмитриевич Фелицын В 1879 году по его инициативе был создан Кубанский Войсковой музей. Сейчас - Краснодарский государственный историко- археологический музей имени Фелицына Следы старины Он повсюду искал И все, что нашел, В наш музей передал Лист 4
5 II.Проверка домашнего задания и ранее изученного Носители местной традиции народные мастера, которые передают характерные для их «школы» навыки мастерства, профессиональные приемы. Школа несет общность принципов в композиции, сюжетах, приемах изготовления изделий Как происходило обучение мастерству? Самое первое обучение, нацеленное на внутреннее переживание, получали в семье, где пересказывали былины, пословицы, поговорки, исполняли обрядовые песни и т.п. Навыки мастерства передавались от одного поколения к другому. От отца-учителя к сыну-ученику, от народного мастера к ученику. Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» - В.Т. Жук, школа лозоплетения на Кубани). Специальные теоретические знания не давали, шло практическое освоение наглядным показом отдельных процессов. («Специально меня не учили. Я наблюдала и выполняла сама» - В.Т. Жук, школа лозоплетения на Кубани). Как учили? 1. Опрос по теме Кто сделал эти предметы быта? Лист 5
6 Как мы с вами приобщались к народному творчеству? Просматривали запасники местного музея, материалы частных коллекций, посещали выставки народных мастеров, делали записи, зарисовки, фотографии. Есть ли разница в знакомстве с оригиналом и репродукцией? Каждая вещь имеет свой целостный колорит, который следует беречь. Цвет с репродукции искажает натуру, не передают эту целостность, что прививает неверный вкус, не приближает, а удаляет от понимания традиций. Лист 6
7 Какие виды НДПИ Кубани вы знаете? Плетение, резьба по дереву, гончарное искусство, ткачество, вышивка и другое. Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции. Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере традиции, можно стать носителем традиции. Что нужно для того, чтобы ученик стал носителем традиций мастера? Лист 7
8 Какие предметы быта вышивали? Рушники, настольники, салфетки, одежду и другие. Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады Наличники, прялки, разделочные доски, шкатулки, рамки для фото, оклады для иконы и другие. для иконы и другие. На каких изделиях из дерева и фанеры встречаются орнаменты? Лист 8
9 Работа по карточкам (два варианта) на знание видов орнамента (вставьте буквы в пустые клетки). Дайте определение понятия «орнамент»? III.Игра «Поле чудес» Это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. 1 вариант2 вариант РАСТИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОТНЫЙСЕТЧАТЫЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ Лист 9
10 Ученикам раздаются карточки, где они должны указать к каждому из семи предметов правильный ответ (обвести). IV.На экране семь образцов резьбы по дереву (фанере) Что же заставляет заниматься резьбой? Желание самовыразиться, для украшения быта. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы в единственном экземпляре Лист 10
11 НДПИ Кубани является частью народного искусства России и мира. Утрата традиций любого народа может привести к исчезновению самого этноса. Вот почему так важно знать традиции культуры своего народа и НДПИ, как его части. ИТОГ УРОКА Звучит шуточная народная песня в обработке В.Захарченко «Гай зэлэнэнький» Виктор Гаврилович Захарченко Не как все поют кубанцы – По-казачьи, о своем. Помогая возродиться Песням предков удалых, Ищут песни по станицам, С хуторов привозят их. Наш Кубанский хор казачий – Он известен всей земле! За границей ждут с ним встречи, Ждут с ним встречи и в Кремле. Голоса, костюмы, танцы – Земляков мы узнаем! (В 1811 году по инициативе К.В. Россинского был создан Войсковой певческий хор). Лист 11
12 Мы с вами сегодня на первом уроке повторили тот материал, который нам нужен в практической части – на втором уроке. А сейчас вам предлагается материал для работы и варианты его выполнения, подумайте, обсудите, какой из вариантов работы наиболее приемлем для ваших знаний и умений. ВТОРОЙ УРОК – практическая часть I.Организационный момент II.Объяснение выполнения практического задания выпилить по силуэту фигурку; выпилить и раскрасить, после шлифовки; выпилить и выжигателем или штемпелями нанести узоры (контурные линии и линии внутри); сделать панно, используя различные формы контура с прорезями внутри. Обжечь контур; создать композицию на подставке и раскрасить гуашью; добавить симметричное изображение, создать композицию на подставке и раскрасить. использовать предложенные фигурки в орнаментальной композиции, доработать форму изделия и определить его назначение III.Оценки товарищами и учителями выбранной работы, исходя из практических умений Оцените, правильно ли ваш товарищ выбрал работу, по силам ли она ему, а может наоборот, взял слишком легкую? (с помощью ПОПС-формулы) П – позиция: «Я считаю, что это…» О – обоснование: «Потому что…» П – пример: «Я могу это доказать тем, что…» С – суждение: «Исходя из этого, я сделаю вывод о том, что…» Учитель тоже выражает свое отношение к оценке товарищей. Лист 12
13 Практические работы детей. Работа проходит под музыку В. Столбова «Ах Кубань, Кубань». IV.Разработка вариантов работы на бумаге V.Итог урока Итак, о чем мы говорили на первом уроке и делали на втором уроке труда? VI.Домашнее задание Доработать варианты работы тем, кто не успел это сделать на уроке. Сегодня вы хорошо поработали, много сделали и порадовали меня своими знаниями. Хочу пожелать вам и в дальнейшем творческих успехов! Лист 13
14 Литература: 1. Авсенок А.А. Резьба по дереву. – М.: Легкая промышленность, 1986 г. 2. Ариарский С. Художественное выпиливание. – М.: Детская литература, 1958 г. 3. Богатеев З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986 г. 4. Вакуленко Е.Г. Методика обучения народной вышивки: Пособие для преподавателей/ Науч. ред. Сокольникова Э.И. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. А.М. Шолохова, 2003 г. 5. Газарян С. Прекрасное своими руками. – М.: Детская литература, 1989 г. 6. Гончаренко О. Яркие узоры. – М.: Малыш 1986 г. 7. Горбушин О. Книжки-раскраски. – М.: Молодая гвардия, 2002 г. - (Серия 6 шт.). 8. Горяева Н.А. Декоративное искусство в жизни человека/под ред. Б.М. Неменского – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005 г. 9. Дорожкин Ю.Г. Серия «Искусство детям» – росписи. – М.: Мозаика-Синтез, 1999 г. – (Серия 10 шт.). 10. Жданова Л. Народные промыслы. Альбомы твоих аппликаций. – М.: ООО «Дельта», 2005 г. – (Серия 5 шт. – росписи). 11. Казак Н. Где народные умельцы узоры искали. – М.: Малыш, 1985 г. 12. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1, 2. – М.,: Народное творчество, 2004 г. 13. Некрасова М.А. Народные мастера. – М.: Изобразительное искусство, 1985 г. 14. Родная Кубань. Страницы истории/под ред. Проф. В.Н. Ратушняка. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г. 15. Рыженко В.И. Выпиливание лобзиком. – М.: ЗАО «Траст-пресс», 1999 г. 16. Соколов Ю.В. Альбомы по выпиливаю. – М.: Экология, 1992 г. 17. Сензюк П.К. Композиция в декоративном искусстве. – Киев, Раджська школа, 1988 г. 18. Хачатурянова Е.А. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4-х и 5-х классов. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2002 г. 19. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1977 г. Лист 14
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.