Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГерасим Фонин
1 Односоставные предложения Загадки, частушки, скороговорки, пословицы Толкачева Татьяна Анатольевна Г.Заречный Пензенской области МОУ средняя школа 224
2 2 Цель урока Мы будем закреплять умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно. Нам предстоит узнать о речевой роли односоставных предложений. Нам представится приятная возможность восхититься меткой народной речью, убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.
3 3 Лист взаимоконтроля. 1.На какие группы делятся простые предложения в зависимости от строения их грамматической основы? 2.На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения? 3.На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым? 4.Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы? 5.В каком стиле чаще всего используются односоставные определённо- личные предложения? 6.В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления? 7.Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях? 8.В чём особенность назывных предложений? 9.От чего зависит их выразительная сила? Где и с какой целью обычно используют писатели и журналисты назывные предложения? 10.Какое синтаксическое умение при изучении и выделении односоставных предложений следует считать главным? 11.Для чего нам нужно знать сведения о способах выражения главного члена предложения в односоставных предложениях? 12.Какие свойства придаёт речи каждого человека знание и употребление односоставных предложений, использование народных пословиц, загадок, скороговорок?
4 4 Синтаксический разбор Без умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.
5 5 Загадки 1.Ч_рнее сажи б_лее снега, выше дома ниже тр_вы. 2.Точ_м скат_рти бра(н,нн)ые* став_м яства* сахарные людям на потребу*.
6 6 Проверка 1. Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. ===== ==== ==== ==== [безл.],= [безл.],= [ безл.],= [ безл.]. Б.С.П. Сорока. [1-сост., наз.]. П.П. 2.Точим скатерти браные, ставим яства сахарные ==== ====== людям на потребу. [о.- л.],= [о.- л. ]. Б.С.П. Пчёлы. [1-сост., наз.]. П.П.
7 7 Я в. ч. р. что на в. х. Как о. р. н. с. н. не л.. Аббревиатурный диктант
8 8 Я вам честно расскажу, Что на видики хожу. Как один раз нагляжусь, Спать неделю не ложусь!
9 9
10 10 Скороговорки Конкурс «Кто быстрее» 1. Купили Валерику и Вареньке варе(ш,ж)ки да вал_нки. 2. Съел Слава сало, да сала было мало.
11 11 1.Купили Валерику и Вареньке ====== варежки да валенки. [1-сост., н.-л.] 2.Съел Слава сало, ===== _____ да сала было мало. ========= [2-сост.], да [1-сост., безл.]. Сс.П.
12 12 Пословицы Распределительный диктант 1 вариант Определённо-личные предложения 2 вариант Неопределённо-личные предложения.
13 13 1.Без к_стей и ры(п,б)ки не с(ъ,ь)ешь. 2.Едеш_ на день, б(и,е)ри хлеба на неделю. 3.В(и,е)на голову клонит. 4.На чужой земле и весна не красна. 5.На с(и,е)рдитых воду возят.
14 14 Обобщенно-личные предложения Без костей и рыбки не съешь. ======== [ о.- л. ]. П.П. Едешь на день, бери хлеба на неделю. ===== ==== [ о.- л. ],= [ о.- л. ]. Б.С.П. На сердитых воду возят. ===== [ н.- л. ]. П.П.
15 15 Пословицы Слуховой диктант
16 16 1.Ешь пирог с грибами, да язык держи за зубами. 2.Завей горе веревочкой. 3.Дыма без огня не бывает. 4.Волков бояться – в лес не ходить.
17 17 Главный член - сказуемое в форме 2-го лица повелительного наклонения: Ешь пирог с грибами, да язык держи за зубами. ==== ===== [1-сост., обобщ.-л.], да[1-сост., обобщ.-л.]. Сс.П. Завей горе веревочкой. ===== [1-сост., обобщ.-л.]. П.П.
18 18 Дыма без огня не бывает. ========= [ 1-сост., безл.]. П.П. Волков бояться - в лес не ходить. ======= ========= [1-сост., безл.] - [1-сост., безл.]. Б.С.П.
19 19 Зрительный диктант. И часто в речь Петрушкину Вст…вляют слово меткое, Какого (не) пр…думаеш…, Хоть проглоти п…ро!
20 20 И часто в речь Петрушкину Вставляют слово меткое, Какого не придумаешь, Хоть проглоти перо! Н.А.Некрасов [1-сост.,н.-л.], (1-сост., о.-л.), (1-сост., о.-л.). Сп.П.
21 21 Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках? Почему в предложениях с 1 главным членом сказуемым нет необходимости в подлежащем?
22 22 Вывод. Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь.
23 23 1.Купец зан_л две гривны и сказал: «Завтра запл_чу!» 2.Пришло завтра. У него опять(не) оплаче(н,нн)о. 3.Он зах_тел занять 100 рублей. Ему (не) дали. 4.Изверят_ся в алтыне – (не) поверят в рубле.
24 24 1.Купец занял две гривны и сказал, что завтра заплатит. 2.Пришло завтра, а у него опять не оплачено. 3.Когда он захотел занять 100 рублей, ему не дали. 4.Если изверятся в алтыне, не поверят в рубле.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.