Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВероника Филимонова
1 « ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ» В ПОВЕСТВОВАНИИ И.ШМЕЛЕВА « ЛЕТО ГОСПОДНЕ». Урок литературы в 11 классе
2 Эпиграф к уроку Два чувства дивно близки нам- Два чувства дивно близки нам- В них обретает сердце пищу- В них обретает сердце пищу- Любовь к родному пепелищу, Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам Любовь к отеческим гробам А.С. Пушкин А.С. Пушкин
3 Цель: проанализировать проанализировать идейно – художественное своеобразие отдельных глав книги идейно – художественное своеобразие отдельных глав книги
4 И. Шмелев (1873–1950), русский писатель. С 1922 в эмиграции. Родился 21 сентября (3 октября) 1873 в Москве. Москва стала одной из главных тем его творчества. Происходя из купеческой семьи, где неукоснительно соблюдались каноны православного благочестия, Шмелев, выросший в Замоскворечье, до конца жизни считал этот патриархальный мир своей духовной твердыней. Он воспет в произведениях Шмелева, ставших, согласно авторскому замыслу, апофеозом «русской национальной религиозности»: в дилогии Лето Господне и Богомолье (она создавалась с конца 1920-х годов, первые издания вышли в 1933 и 1935, полное издание в 1948).
5 « Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией» « Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одаренный и подземно навсегда связанный с Россией» Б. Зайцев. Б. Зайцев. « В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою детскую душу…» И.Шмелев. И.Шмелев. «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». И.А.Ильин И.А.Ильин
6 Композиция романа Кольцевая Россия Москва Калужская улица Дом
7 Глава «Мартовская капель»? Что такое «Великий пост»? «Великий пост» пост накануне христианского праздника Пасхи. Важно здесь обратить внимание на диалектику «строгости», в какой постящиеся держат себя, и начинающееся радостное пробуждение природы. Ощущение праздника оставляет даже работа по набивке погребов льдом, и праведник Горкин «сквозь пальцы» смотрит на некоторые вольности работающих. Особое место в этой главе занимает образ лужи, которая символизирует собой незыблемость и разумность мироздания, не требующего от человека никакой переделки и усовершенствования: «Спокон веков она живет. Так уж ей тут положено. Кто ее знает... может, так, ко двору прилажена!» говорит мудрый Горкин.
8 Глава «Троицын день» День Святой Троицы отмечается православной церковью на пятидесятый день после Пасхи: в основе его библейское предание о явлении Аврааму в облике трех ангелов бога Яхве, в чем христиане видят первое проявление тайны троичности единого божества. Шмелев особое внимание уделяет народным поверьям, связанным с этим праздником, некоторые из которых восходят еще к дохристианской эпохе: поверью о Христовой лесенке, о том, что на Троицу сам Господь нисходит на землю, что на Духов день обязательно должна быть гроза и т. д. Преемственность народного православия по отношению к многим дохристианским традициям прекрасно передает и «молитовка» прабабушки Устиньи, не случайно вызывающая гнев отца Виктора, так как обращена эта молитовка к «матери сырой земле». «Завтра вся земля именинница», говорит Горкин: в народном календаре Троица знаменовала собою рубеж между зимой и летом, начало летних полевых работ. Березка сим волизировала собой неисчерпаемую силу жизни.
9 Глава «Яблочный спас» Второй Спас отмечают 6 (19) августа в день Преображения Господня в Евангелии говорится, что в этот день на горе Фавор перед лицом двух своих учеников Иисус Христос преобразился: его одежды стали белыми, а от лица и рук начало исходить сияние. В народе именно со второго Спаса начинался сбор яблок и овощей: до этого собирать и есть садовые яблоки запрещалось (см. также разъяснения Горкина). Эта глава одна из самых чувственных в книге: в ней ярко воплотилось то, что называют синестезией сопряжением разных видов чувственного восприятия, создающее ощущение полноты жизни, активизирующее все органы чувств («кисло трещат кузнечики, и кажется, что и от этого треска исходит свет золотистый, жаркий», «а я дышу и дышу этим сладким и липким духом» и др.). Есть в главе и образ, отсылающий нас к рассказу И. Бунина «Антоновские яблоки, в обоих случаях неожиданно попавшееся яблоко заставляет рассказчика памятью возвращаться к далекому прошлому, к изобилию былой жизни.
10 Выводы В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… В ней я показываю лицо святой Руси, которую ношу в своем сердце… Россию, которая заглянула в мою Россию, которая заглянула в мою детскую душу. детскую душу. И.Шмелев И.Шмелев Вся книга Шмелева доказательство единства прошлого, настоящего и буду щего.Будущего-потому, что нет уже давно Шмелева и описываемой им Руси, но живет она в сердцах читателей
11 «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». «Эту книгу надо иметь и постоянно возвращаться к ней, утешаться, очищаться, лечиться ею». И.А.Ильин И.А.Ильин Вера в сердце Шмелева воскресла после расставания с Россией, любовь его к Родине не иссякла. Живой русский народный язык еще оставался в памяти Ивана Шмелева. Писатель показал себя достойным звания истинного патриота.
12 Борис Кустодиев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.