Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДмитрий Момотов
1 Многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» В.Маканина Крылова Ксения МОУ АР «Гимназия п Нижний Куранах»
2 Тема: Многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» В Маканина Актуальность: Недавние события взбудоражили весь мир. Война на Кавказе. Эта проблема 80-х годов актуальна и сегодня - вот одна из причин определившая выбор данного произведения Цель: исследовать два мира, несовместимых друг с другом- мир красоты и мир смерти Задача: окунуться в постреалистическую прозу; познакомится с творчеством Маканина; проанализировать многомерность бытийного пространства в рассказе «Кавказский пленный» Гипотеза: Исследование произведения позволит выявить идейно-художественное своеобразие рассказа Объект исследования: творчество Маканина Предмет исследования: содержание произведения Ожидаемые результаты: данное исследование расширит мои представления о специфике современного литературного произведения и познакомит с постреалистическим направлением.
3 План: Аналогия названия рассказа с произведениями классической литературы. Главные герои, раскрытие их образов. Ритмика рассказа, особенности языка. Роль красоты в рассказе и влияние природы на внутреннее состояние героев. Главные эпизоды и их значения для проникновения во внутренний мир людей, попавших на бессмысленную войну. Выводы.
4 Анализ произведения: Который уж век Кавказ остаётся для русской литературы не только местом действия, но и культурным миром со своим специфическим менталитетом. Если в русской романтической поэме («Кавказский пленник» А.С.Пушкина) Кавказ- это пространство свободы, с ничем неограниченными возможностями, то уже в прозе XIX века (у Толстого «Кавказский пленник») Кавказ стал обрастать деталями быта, подробностями взаимоотношений жителей, мелочами повседневности. Нравы и обычаи горцев стали естественной частью «энциклопедии русской национальной жизни», воссозданной литературой XIX века.
5 Аналогичные названия в литературе: А.С.Пушкин «Кавказский пленник» Романтическая поэма М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник» Поэма Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Рассказ
6 Главные герои: подполковник Гуров подполковник Гуров вспоминает, как действовал он "раньше (в былые-то дни) при интендантских сбоях или просто при задержках с солдатским харчем". Он "тоскует по таким понятным ему былым временам". Рубахин Рубахин говорит пленному: "...если по- настоящему, какие мы враги - мы свои люди. Ведь были же друзья! Разве нет?". Рубахин У Вовки-радиста Да только "привычные (советские)", всем известные слова Рубахин "говорил мимо цели", и "получалось, что стершиеся слова говорил он самому себе да кустам вокруг". У Вовки-радиста они вообще вызывают насмешку: "Да здравствует нерушимая дружба народов". Они для него - просто лозунги, а значит, - ложь.
7 Ритмика: Маканин словно специально ломает ритмику фразы, настойчиво вводя почти через каждое предложение вставные замечания. Ремарки в скобках заставляют задумываться при чтении. Это ещё одна попытка автора уточнить, конкретизировать слишком общее понятие. Принцип описания- от общего к частному. Красота замечательно Кавказа не спасает героев- люди гибнут, гибнут не понимая за что, за кого они ложатся в каменистую землю…
8 Роль красоты в рассказе: Красота в понимании Маканина –своего рода сигнал опасности, предупредительный знак… Красота в маканинском мире появляется рядом с тем, что опасно…Носителем красоты в этом мире является юноша… Сквозь женскую красоту герои просто проходят, не замечая её, как сквозь привычное…Пленный же у Маканина как бы не имеет пола. Это своеобразное присвоение ангельской сущности, утерянной женщиной. Неспасение красотой её носителя, неясность призыва, который обращает к человеку красота, вроде бы оправдываются у Маканина тем, что красота чужая. Служение красоте должно быть абсолютным- с риском чем угодно, с жертвой чем угодно, включая собственную жизнь. Чувствующий это каким-то собачьим инстинктом Рубахин не знает и не понимает этого. Оттого красота и гибнет в его руках.
9 Если поначалу глаз схватывает общее, то, задержавшись, начинает замечать «индивидуальное», характеризующее ситуацию именно «здесь» и «сейчас». «Красота» из универсальной эстетической категории превращается в «красоту местности» - а это уже взгляд и понимание человека, успевшего повоевать в горах: ручей, поляна, кустарник. Потом траншея, бугор, склон. И чёткое осознание того, насколько опасно открытое место- «красота» места может оказаться губительной. Ремарка в скобках откручивает кадры в недавнее прошлое и восстанавливает подробности. Вообще, первая страница написана как увертюра: в ней заданы все основные темы, мотивы, сюжетные ситуации, которые будут затем переплетаться, повторяться, «рифмоваться» в повествовании. Красота, смерть, тревога - тематические доминанты, которые становятся смысловым фундаментом произведения. Убийства, быстрые - почти «бегом» - похороны, столкновения с противником - ситуации, которые динамично сменяя друг друга, строят «военный» сюжет рассказа. Маканин регулярно возвращается к уже пройденному, словно бы с новой точки зрения смотрит на уже рассказанное, чётче устанавливает «резкость» изображения - так, чтобы не упустить значимой мелочи. Красота замечательного Кавказа не спасает героев- люди гибнут, гибнут…. Порой, не понимая за что, за кого они ложатся в каменистую землю.
10 История ефрейтора Бояркова возникает на первой странице - неожиданным диссонансом к теме красоты. В её звучание вторгается тема смерти - и быстро исчезает. Смерть постигла Бояркова там, где красота гор абсолютно совершенна. Смерть и красота на протяжении всего повествования будут неотделимы друг от друга. Они словно две стороны одной монеты – красота и смерть появляются всё время вместе Кавказский юноша вызывает множество смутных и невнятных для Рубахина переживаний: смущение, нежности, стыда, доверия, желания, вникания в чужую душу. Красота словно бы обостряет само чувство жизни в Рубахине: он вдруг начинает вслушиваться не только в окружающие звуки, но и в свою «притихшую» душу, которая неожиданно откликается на «заряд тепла и..нежности», исходящей от пленного. Его красота настолько тревожна и опасна, что Рубахин не в силах вернуть себе прежнее спокойствие и уравновешенность. И всё теснее смыкается мотив красоты с мотивом гибели: красивые губы юноши не должны издать ни звука, пока не пройдут отряды боевиков, его зажимает рука Рубахина, когда боевики оказываются в нескольких метрах от солдат. Красота чревата смертью. Эпизоды рассказа:
11 Вывод: В своё время Ф.М. Достоевский сказал, что красота спасёт мир, а Маканин показал, что красота не только не спасает, она предупреждает. Красота в маканинском мире появляется рядом с тем, что опасно… Рассказ даёт ясное представление о жизни Кавказа, мы видим отношения людей, войну, их отношение к войне. Видим, что жизнь на войне ничего не стоит, как меняют оружие на продовольствие своим врагам, всё это очень поражает. Эта война бессмысленна и жестока. Произведение простроено до мельчайших подробностей. Война на Кавказе, вероятно, никогда не кончится. И больно думать что и сегодня проливается безвинная кровь женщин, детей. И заканчивая работу, произнесу всем хорошо знакомые слова: « Люди мира, берегите мир!»
12 Используемая литература: Критические статьи: Д. Бавильский, А. Генис, Н. Иванова, Т. Касаткина, М. Липовецкий Работа о творчестве В. Маканина Агеев А. «Истина и свобода» Текст рассказа «Кавказский пленный» В.Маканина
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.