Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентин Чуфаров
1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Аруева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 п.Солнечный
2 ПРЕИМУЩЕСТВА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА Результат деятельности достигается детьми самостоятельно, заранее неизвестен Создает условия для развития творческих способностей учащихся Учит «добывать» знания Повышает мотивацию к учению
3 Цель: Творческое, большей частью интеллектуально-познавательное усвоение учениками предметного материала Прогнозируемый результат усвоения – не воспроизведение образцов, а их самостоятельное добывание. Ученики должны стать активными участниками процесса поиска решения.
4 Применение исследовательского метода на разных этапах урока
5 Повторение Тема «Фонетика», 7 класс: Исследование значимости звукозаписи, основанной на фонетике, на примере поэтических текстов А.С.Пушкина и Ф.Тютчева Учащимся предлагаются вариативные задания: 1. по словарю литературоведческих терминов установить понятие звукозаписи 2. I вариант: поэтические строки А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…» II вариант: строки из стихотворения Ф.Тютчева «Люблю грозу в начале мая» Вычислите пропорциональное соотношение гласных и согласных звуков. Установите, какую картину помогает передать данная звукозапись в поэтических строчках. С помощью литературоведческого словаря установите понятие о таком звуковом повторе.
6 Результат: Исследования помогли установить, что вычисления пропорционального соотношения в 1 варианте: 43 (гл)/ 57 (согл). С-Ш-19 во 2 варианте: 34 (гл)/ 48 (согл). Г-ГР-6 Свидетельствует о том, что преимущественно использовались поэтами согласные звуки, так как они занимают доминирующее положение в звуковой системе русского языка. Ф.Тютчеву скопление согласных и преимущественно Г-ГР помогает образно описать грозу, а А.С.Пушкин глухие шипящие и свистящие С-Ш помогают создать впечатление опадающих листьев.
7 Этимологическое исследование на этапе изучения словарных слов Предлагаю учащимся найти в орфографических словарях слово «корабль», обращая внимание на непроверяемую гласную. Уточняем значение слова: «корабль – это крупное морское судно». Производим морфемный разбор слова и выясняем, что корнем является все слово. Предлагаю детям провести этимологическое исследование слова «корабль».
8 Результат: Исконно русское слово «корабль» было образовано от той же основы, что и «кора», «короб», «корыто». Если слова «корабль» и «кора» были родственными в древние времена, то гласную в слове «корабль» можно проверить словом «корка».
9 Исследовательский метод на уроках развития речи 1. При подготовке к празднованию 60-летия Победы группа учащихся под моим руководством подготовила творческую работу «Ветеранам Второй мировой посвящается…». Ребята занимались исследованиями в нескольких направлениях: 1). Встреча с ветеранами (интервью) 2). Сбор воспоминаний детей войны 3). Работа с сохранившимися документами (письма, наградные книжки, продовольственные аттестаты, газетные стать и т. д.) 4). Посещение школьной библиотеки 5). Просмотр кинофильмов военной тематики
10 Результат: Творческая работа – сборник сочинений учащихся с использованием материалов исследования.
11 Исследовательский метод на уроках развития речи 2. При изучении темы «Притяжательные прилагательные» даю творческую работу: «Моя фамилия», которая предполагает сбор материалов: 1). Семейных преданий 2). Исторических фактов 3). Работа с этимологическими словарями
12 Результат: Заинтересованность учащегося в выполнении данного задания, развитие его творческих способностей, вовлечение родителей в образовательный процесс, развитие у учащихся навыков исследования
13 Исследование на этапе изучения нового материала Формы работы Детективное расследование Путешествие вслед за автором Что скрывает словарь
14 «Детективное расследование» Тема урока: «Употребление наклонений в речи» В грамматическое управление лингвистических дел пришел Петя Ошибкин. Вот его заявление: «Гражданин следователь! Обратите серьезное внимание на поведение Ваших глаголов. Меня за незнание правил на второй год оставляют, а глаголы эти сами законов не соблюдают. Примите меры.» Все ученики становятся лингвистическими детективами и, получив инструкции, приступают к выполнению задания. В результате проведенного расследования, учащиеся доказывают Пете, что Глагол законов лингвистики не нарушал и замена одной глагольной формы другой создает красоту, экспрессивность речи, поэтому имеет широкое распространение.
15 Результат: Учащиеся приходят к самостоятельному выводу, они заинтересованы в поиске знаний по данной теме, данная форма работы стимулирует интерес каждого ученика и способствует написанию творческой работы, небольшого отчета о том расследовании, которое они провели, используя глаголы всех трех наклонений.
16 Исследование как условие развития активности познавательной самостоятельности учащихся может применяться на всех этапах обучения, а некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следовало бы осваивать как можно раньше, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.