Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Поликашина
2 В синем небе, колокольнями проколотом, - Медный колокол, медный колокол – То ль возрадовался, то ли осерчал. Купола в России кроют чистым золотом – Чтобы чаще Господь замечал. В.С.Высоцкий
3 1. Софийский собор Киева 11 ВЕК 2. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове 12 – 13 ВЕК 3. Храм Покрова на Нерли 12 ВЕК 4. Храм Василия Блаженного в Москве 16 ВЕК
4 В 11 веке при князе В 11 веке при князе Ярославе Мудром поставлен был в Киеве. По примеру Софии Константинопольс кой, главный храм земли русской, посвященный Мудрости.
5 Такого храма не видели даже в премудрой Византии. Двенадцатистолпный собор был выстроен преимущественно из плинфы. Имел он не три корабля-нефа, а пять, столько же было апсид. Заложен Софийский собор в 1037 году на том месте, где была одержана победа над печенегами. Собор задумывался, строился и украшался как главный храм государства, средоточие его духовной жизни. Весь облик храма должен был отразить идею приобщенности Руси к всемирной христианской цивилизации, к разумному «благоустроенному миру».
6 Жители Византии поклонялись Мудрости в образе Богоматери. Потому и изобразили Софию-Богоматерь в алтаре Ярославовой церкви стоящей во весь рост с поднятыми руками, как будто защищающей город. Звали ее киевляне «нерушимой стеной». В иконографии для такого типа изображений принято название Оранта.
7 А напротив, на западной стене, князь повелел написать себя с супругой – мудрость земная лицом к лицу с мудростью небесной.
8 Интересна эта церковь тем, что основание купола впервые было утверждено не прямо на сводах, а словно бы на некоем подножье, на особых арках. Оттого верх получился ступенчатым: одна закомара над другой громоздится.
9 Первая ступенька закомар – своды, вторая – повышенные арки, третья – подножье, где также подобия закомар выложено. Стены к храма толсты, и толщина их зримо выявлена в оконных откосах и дверных проемах, нарочно для этого сделанных уступами.
11 Церковь Покрова на Нерли близ Боголюбова у слияния рек Клязьма и Нерль, построенная в 1165 году, считается едва ли не прекраснейшей из всех белокаменных зданий.
12 Храм стоял при самом впадении Нерли в Клязьму, там, где сходились все водные дороги княжества, и был не только памятником воинской победы и скорби, но и символом безраздельной власти князя над окрестными землями. Служил речными воротами в Владимир. Посвящался храм Покрову Богородицы и был тесно связан с одной из византийских легенд о том, как дева Мария защитила город Царьград (Константинополь) от врагов-сарацин, накрыв его своим покровом (платом).
13 Стены его абсолютно вертикальны. Наверху они чуть-чуть наклонены внутрь, чтобы храм казался стройнее и выше. Движение стен вверх подчеркивают и вертикали стройных полуколонок с резными капителями и узкий барабан купола, прорезанный высокими окнами- щелями.
14 Вся церковь опоясана аркатурным поясом –цепью глухих маленьких арок на колонках, примыкающих к стене. Колонны аркатурного пояса висят, будто кисти на покрывале Девы Марии. А опираются они на ряд девичьих голов, чуть- чуть повернутых вниз, к земле, чтобы легче было рассматривать. Здесь сливается праздник Покрова Богоматери с древним языческим праздником начала свадеб, сливается образ Богородицы с образом девы зори и девушек – невест.
15 Увековечив взятие Казани, встал на Красной Площади Москвы по приказу царя Ивана Грозного удивительный памятник древнерусской архитектуры – Покровский собор, что на Рву, известный как собор Василия Блаженного. Во время войны ( гг.) в честь каждой победы тут возводилась небольшая деревянная церковь, всего их построили восемь. После победы Иван Грозный распорядился вместо деревянных церквей поставить каменные. Строили собор с 1555 по 1561г. русские архитекторы Барма и Постник Яковлев. Перед архитекторами была поставлена задача – соорудить вокруг центрального храма еще семь –в ознаменование основных событий похода и покорения Казани, посвятив их тем святым, в дни празднования которых эти события свершились.
16 Фундаменты, цоколь и детали выполнены из белого камня, а церкви выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была первоначальной окраской собора. Своеобразие облика собора – отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве – акцентировали его значение как памятника. До конца 17 века собор был самым высоким зданием Москвы (60м).
17 Уникален потолок храма – он плоский. Можно сказать, это первый плоский потолок в русской каменной архитектуре, ибо плоское перекрытие появилось в ней лишь спустя два столетия – в 19 веке. Настоящее чудо и акустика – даже если служба идет во всех приделах одновременно, ни один звук не долетает из одного придела в другой.
18 Отчего же у храма двойное название? Первое – ко дню победы над Казанью – Покровский собор. Храмом же Василия Блаженного собор стали называть после 1588 года, когда к нему пристроили придел Василия Блаженного (десятый по счету), похоронив в нем популярного юродивого. Здесь в праздничные дни раздавали щедрую милостыню многочисленным нищим, и они разносили по всем концам города молву о целебной силе мощей юродивого, и со временем именем Василия Блаженного привыкли называть не только его придел, но и весь храм.
19 Автор: учитель русского языка и литературы Сошникова О.В.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.