Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСтанислав Дураков
1 Мистические образы в произведениях русской литературы Презентацию выполнила Афиногенова О.Н., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 733 г. Москвы.
2 Лукоморье У Лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; А. С. Пушкин
3 Лукоморье – земля половцев
4 Мировое древо Чаще всего в фольклоре как мировые деревья выступают дуб, ива, липа, калина, вишня, яблоня, сосна. Располагается мировое древо в сказочном пространстве фольклора обычно на горе, посреди моря, в чистых полях близ дороги
5 Крещение Руси и князя Владимира
6 Идолы
7 Перун В восточнославянской мифологии грозный бог, повелевающий небесными явлениями (громом и молнией), покровитель князя и дружины (бог войны), один из главных божеств славянского пантеона, верховный бог Киевской Руси. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.
8 Дьявол - главный противник Бога Был ангелом в чине херувима, но восстал против Бога, и был свергнут с небес. У Дьявола было много имен: Дьявол - лукавый, клеветник. Сатана - «препятствие», «противник». Мефистофель – «Мефис»- разрушитель, «Тофель» - обманщик. Люцифер, Луцифер «светоносец», «даритель света» название утренней звезды, то есть планеты Венеры; «сын зари».
9 Сошли с небес сквозь Землю в Ад «Они так стремительно летели вниз, что всюду падали на крыши домов, в леса, в воду и где какие упали, так там и остались. Те духи, что попадали на дома, стали называться домовыми, что в леса - лешими, что в воду – водяными».
10 Черт В славянской мифологии злой дух. У восточных славян черт - родовое понятие, часто включающее всю нечистую силу (нежить): домовых, леших, водяных и т. д.
11 Домовой Сварог славянский бог кузнец, бог домашнего очага, отец Дажьбога.
12 Леший Святобор у западных и восточных славян бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.
13 Водяной Переплут – бог моря и мореходства
14 Русалки
15 Прародитель Русалок Признанный прародитель морских дев – как ни парадоксально – «Противоположного полу». Это вавилонский бог Оаннес, который долго менял форму, пока не стал существом с головой и торсом мужчины и рыбьим хвостом вместо ног. А первой рыбохвостой женщиной стала Атаргате – сирийская богиня Луны и рыболовства. мужчина
16 Соловей Разбойник Стрибог - повелитель ветров. Ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибогу молились также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
17 Кощей Бессмертный и Змей
18 Смерть Кощея
20 Змей Горыныч и Огненный змей
21 Баба-Яга Популярный персонаж фольклора восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме.
22 Избушка на курьих ножках Баба-Яга живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окружённой частоколом из человеческих костей. Часто в доме Бабы- Яги находится Кот, являющийся охранником и советчиком. Иногда эту функцию выполняет мышь.
23 Баба-Яга Баба-Яга неоднозначный персонаж, чаще всего она отрицательная героиня (сказка «Гуси-Лебеди»). Но иногда помогает (даже по доброй воле) положительным героям (сказка «Лягушка- Царевна»).
24 Русские народные сказки Вера в дьявола и нечисть на Руси развивалась со времени ее христианизации. В сказках сохраняется пережиток язычества. Героями волшебных сказок являлись наделенные бесовскими чертами языческие боги.
25 Авторские сказки Авторские сказки основаны на фольклорном материале и многое берут из старинных народных сказок. Но в них по-новому сочетаются фантастические элементы старославянской сказки и драматические факты древнерусской истории. П.П.Ершов «Конек - Горбунок» А.С.Пушкин«Сказка о попе и работнике его Балде»
26 Н.В. Гоголь – национальный писатель Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала.
27 Вакула на черте («Ночь перед Рождеством») Кузнец Вакула летит на черте в Петербург за черевичками царицы.
28 « Майская ночь или Утопленница» Левко, благодаря покровительству русалочки, находит свое счастье с Ганной.
29 Солоха Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливостью, благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор, переключается в бытовой, сатирический план.
30 Солоха и черт Его Солоха («Ночь перед Рождеством») разъезжает на помеле, заигрывает с чертом, с дьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревенская баба, которой завидуют другие женщины.
31 Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько- нибудь отогреть замерзнувшие руки». В этом образе нет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный образ, он реален. И описывается как пародия на чиновника: «...сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды».
32 Романтическая стихия народной фантастики, характерная для Вечеров на хуторе близ Диканьки, сталкивается в повести «Вий» с отчётливо выраженными чертами реалистического искусства.
33 Хома и Панночка Бурсак Хома Брут и ведьма-панночка представители двух различных, жизненных концепций. Демократическое, народное начало воплощено в образе Хомы, злое, жестокое начало - в образе панночки, дочери богатого сотника.
34 Вий В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий не может ничего видеть сам, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей.
35 Силы, желающие зла Силы, противостоящие народу, выступают в обличье ведьм, колдунов, чертей. Они ненавидят всё человеческое и готовы уничтожить человека с такой же злобной решимостью, с какой панночка-ведьма способна погубить Хому.
36 Особенность гоголевской фантастики в том, что она основана на сближении людских персонажей с «нечистой силой». Народная фантастика сталкивается с отчётливо выраженными чертами реалистического искусства.
37 Михаил Булгаков и мистика Дьяволиада и мистика любимые булгаковские мотивы, ярко описанные в романе Мастер и Маргарита. Но в нем мистика играет вполне реалистическую роль и может служить примером гротеско - фантастического, обнажения противоречий действительности.
38 Сатира Булгакова беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты в романе «Мастер и Маргарита» в картину живописную и убедительную, недаром есть понятие «Булгаковская Москва».
39 Карающая сила Жители столицы 30-х годов погрязли в пороках, социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной. Воланд карающей силой проносится над Москвой. Его жертвами становятся глумливые и непорядочные люди.
40 Творит зло, но не своими руками Нечистая сила в романе не творит зло своими руками, а только подталкивает людей к совершению злых поступков. Любой предмет, любой человек может стать оборотнем, втянутый в опасную ситуацию. Такое произошло с Варенухой и Бенгальским.
41 Как же реагируют люди в романе на волшебство? Все они поначалу просто пугаются, одни уверяют себя, что все сон, гипноз, галлюцинации, а потом изо всех сил стараются не вспоминать о странных событиях. Такие люди не извлекли никакого урока для себя. Единственное что осталось у них это страх перед повторением встречи с нечистой силой. К ним можно отнести Берлиоза.
42 Иван Бездомный Но есть и другой тип людей. К нему принадлежит Иванушка Бездомный. Он попал в сумасшедший дом. Но в то же время с помощью темных сил стал, как ни странно, лучше, в каком – то смысле духовнее, у него появились новые цели и идеалы.
43 Мастер и Маргарита Есть в повествовании два человека, которые не боятся Воланда, а уважают его и, наверно, им восхищаются. Они особенные. Поэтому именами этих людей и назван роман.
44 Булгаковский дьявол При создании образа своего князя тьмы Булгаков ориентировался на классическую немецкую традицию, в том числе и в произношении имени. Атрибутика его Воланда складывалась, помимо всего прочего, под влиянием Мефистофеля из трагедии Гёте «Фауст».
45 Свита Воланда
46 Азазелло Азазелло - "демон безводной пустыни, демон-убийца". Падший ангел, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазеллу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо.
47 Азазелло и Маргарита Именно поэтому Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность.
48 Коровьев Фагот - старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь.
49 Кот-Бегемот Кот-оборотень и любимый шут Воланда.
50 Гелла Женщина-вампир. Прислуга Воланда
51 Благородное зло «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. "Фауст"
52 Потусторонние силы в романе «Мастер и Маргарит» выступают не носителями зла, а покровителями таланта, любви, искренней веры, разоблачителями людских пороков. Именно для этих целей и появились в современной Булгакову Москве Воланд со своей свитой.
53 Заключение Нет сомнений, что в основе народных сказок лежат как бытовые реалии далекого прошлого, так и древние мифы, потерявшие в ходе эволюции свою социальную значимость. И теперь то, что имело священный характер (миф), приобрело развлекательное значение (сказка), прежние языческие божки, вытесненные христианством, в русских сказках, приобрели сатирический оттенок
54 Шли годы мифологические герои эволюционировали, менялись приобретали глубину, и вот в произведениях Гоголя они предстают в гротескном и в трагически ужасном виде и при этом не разделены с реальностью.
55 В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» мистика уже играет вполне реалистическую роль и служит примером гротеско- фантастического, сатирического обнажения противоречий действительности..
56 Темы мистики, нечистой силы и фантастики неиссякаемы, их все также используют и в современной литературе.
57 Список литературы «ВИЙ И ДРУГИЕ МИСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ» - ГОГОЛЬ Н.В.- М.- «БАО ПРЕСС», 2007 Литература: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений.-4-е изд.-Маранцман В.Г.-М.: «Просвещение» «Русская литература ХХ века», часть 2 - Москва «Просвещение» 1991 год «Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений», - КОРОВИНА В.Я.- М.- «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений», - КОРОВИНА В.Я.- М.- «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.