Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВадим Прохватилов
1 Формирование познавательной активности, развитие индивидуальных способностей и наклонностей воспитанников во внеурочное время Сизенцова Елена Владимировна, воспитатель ГС(К)ОУ школы-интерната 3 Воспитанники XXI группы сирот ГС(К)ОУ школы- интерната 3
2 Активность ребенка Активность ребенка Собственная активность ребенка Активность ребенка, стимулируемая взрослым
3 Познавательная активность Активность Умственная Биологическая Социальная Адаптивная Продуктивная Интеллектуальная Познавательная Познавательная активность – это качество, личностное образование
4 Познавательная активность определяется как: Избирательная Избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо); Проявление Проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л. Рубинштейн); Особый Особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); Готовность Готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями (Н.А. Половникова)
5 В современных условиях воспитание познавательной активности учащихся (воспитанников) является важнейшей социально-педагогической проблемой
6 Основная проблема познавательной активности в школе-интернате VIII вида У детей, обучающихся в школе VIII вида процесс формирования личности осложняется прежде всего тем, что они не умеют обобщать и использовать накопленный общественный опыт. Это явление социальным вывихом Л.С. Выготский называл социальным вывихом, имея в виду, что умственно отсталому ребенку трудно осваивать имеющийся социальный и культурный опыт. Главная задача: вправить ребенка в окружающую среду
7 Л.С. Выготский считал, что: То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно
8 Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально- познавательная деятельность Реальное Латентное Опосредованное ОБУЧЕНИЕиВОСПИТАНИЕ
9 Латентное: обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организовано через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым. Реальное: которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, и он сам начинает понимать важнейшие закономерности. Опосредованное: предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.
10 Это означает, что мы должны сообща решать следующие задачи: -способствовать развитию познавательной сферы ребенка и активному овладению им способами познавательно-практической деятельности, имеющими социальное происхождение; - обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; - передавать детям информацию посредством слова, т. е. много рассказывать, черпая различные доступные и близкие ребенку сведения из разнообразных сфер жизни; - поощрять возникновение проблемных вопросов;
11 побуждать детей наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов; побуждать постигать взаимосвязь объектов ближайшего и отдаленного окружения; поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования; направлять поисковую деятельность детей; помогать использовать в самостоятельной игровой деятельности знания, умения переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации; приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками и опосредованно создавать проблематику познавательного общения
12 Многогранность развивающей среды специального коррекционного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих пространств
13 интеллектуального развития и творчества: образуют все игровые зоны, поскольку у любого ребенка ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра; физического развития: в наибольшей степени стимулирующее двигательную активность детей; игрового развития; экологического развития; компьютерное пространство, которое вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение
14 Среда, её элементы С целью анализа структурных компонентов развивающей среды были выделены ее основные элементы: 1. Предметно-игровая среда, которая должна включать: 1. крупномасштабные игровые и дидактические пособия; 2. возможность изменения цветовой и звуковой среды; 3. вариативное использование предметов; 4. полифункциональное использование помещений; 5. зоны для релаксации; 6. наличие личного пространства каждого ребёнка
15 2. Характер взаимодействия педагога с детьми: 1. установление партнерских отношений; 2. учет индивидуальных и личностных особенностей; 3. наличие творческого подхода. 3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей с целью максимального развития их способностей: 1. интегрированные занятия; 2. активное обучение; 3. развивающее обучение; 4. обучение-подготовка; 5. обучение с личным примером; 6. проблемное обучение Среда, её элементы
16 Выводы Своевременное и адекватное стимулирование познавательных интересов, развитие процессов познавательной активности детей выступают первейшим условием формирования познавательной активности
17 Основное направление деятельности: Стимулирование разного вида активности детей, обеспечивающей оптимальный уровень индивидуального развития ребенка 1.Реализация единства внутренней и внешней стороны воспитательного процесса; 2.Организовывать познавательные процессы; 3.Обогащать и разнообразить содержание учебного материала, которым овладевают дети; 4.Организовывать разнообразное многостороннее насыщенное общение детей; 5.Побуждать детей к активной познавательной деятельности, оживляя занятия элементами занимательности, применяя индивидуальные задания, игровое обучение Требования к организации развивающей среды
18 Указатель информационных источников Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е издание, доп. и пер. – СПб., Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб.: Речь, Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных и образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. – Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии Петрова В.Г., Белякова И.В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием // Дефектология Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Автореф. дис. к.п.н.: Омск, Cлепович Е.С. Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб.: Речь, Е.В. Комаровская. О некоторых аспектах проблемы повышения познавательной активности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (из обзора литературы). Альманах Института коррекционной педагогики.
19 Спасибо за внимание! FINE!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.