Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТамара Шелепугина
1 Речемыслительная деятельность - -единый процесс порождения мысли и речи (база для общения) Активизация речемыслительной деятельности - процесс, направленный на достижение специфической мыслительной и речевой активности, осуществляемой при побуждении, руководстве и контроле со стороны учителя и способствующий скорейшему и успешному достижению планируемого результата обучения.
2 Преимущества использования видео на уроке ИЯ Видеотекст имеет содержательную ценность Видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации Огромные возможности для сравнения и сопоставления культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения Сильное эмоциональное воздействие на обучаемых, т.о. служит стимулом и условием для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебной и творческой деятельности Перспектива просмотра видео – стимул для усиления эффективности работы учащихся («поощрительная премия» )
3 Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Нет видеоаппаратуры 1.совместно с администрацией 2.помощь родителей 3.образовательные/научные гранты
4 Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Не используют видеоаппаратуру (мало времени, нет эффекта) Нужно убедиться в том, что: -содержание соответствует уровню общего и языкового развития; соответствует содержанию серии уроков по теме; -длительность не превышает реальные возможности урока; -ситуации предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся; -контекст имеет определенную степень новизны/ неожиданности; -текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока; -видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя; -видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра
5 Возможные проблемы, связанные с использованием видео на уроке и способы их решения Учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут Учитель должен учитывать реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента Учитель должен четко объяснить цель задания, как его выполнение будет оцениваться и как оно повлияет на ход дальнейшей работы; Учитель должен уметь продумывать дополнительные опоры для успешного выполнения предложенных заданий для групп слабых/ средних/ сильных учеников; Учитель должен иметь опыт использования видео; Учитель сам должен быть уверенным в необходимости и эффективности такой работы
6 Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке Учебный видеоматериал к УМК: -удачно расширяют и дополняют учебный материал, представленный в УМК; -видеокассеты идут вместе с книгой для учителя (есть текстовая расшифровка, система упражнений, что экономит время учителя на подготовку) -могут использоваться автономно при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другим УМК
7 Какие видеоматериалы может использовать учитель на уроке Художественные и документальные фильмы Мультфильмы Видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач Музыкальные видеоклипы Реклама Видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира Различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.
8 Где достать? Купить в книжных магазинах, компаниях (учебные видео и компьютерные программы) Записать Привезти из заграничных поездок Коллективно составлять школьную видеотеку
9 Язык видеоматериалов Может быть как иностранным, так и родным: -Трудный языковой текст нужно компенсировать легким заданием (напр., определить основную идею текста, выбрав из ряда предложенных вариантов наиболее приемлемый) -Легкий языковой текст может стать основой для более сложного в языковом отношении задания (напр., просмотр незамысловатого сюжета мультфильма может стать основой для такого сложного в языковом (да и в социальном, речевом) отношении задания как составление психологической характеристики героя, написание рецензии и.т.д.
10 Этапы работы с видеотекстами 1.Дотекстовый этап 2.Текстовый этап 3.Послетекстовый этап
11 1. Дотекстовый этап Цели этапа: 1.Мотивировать учащихся, настроить на выполнение задания. 2.Снять возможные трудности.
12 Типы заданий: 1.Различные варианты предвосхищения содержания текста: -Обобщение ранее полученных знаний по теме; -Беглый просмотр части фильма без звука; -Список новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемый до текста; -Вопросы; -Правильные/ ложные утвреждения
13 Варианты формулировок заданий: Прочтите заголовок текста и постарайтесь определить, о чем может идти речь в данном тексте Ознакомьтесь с вопросами к тексту и определите основное содержание этого текста, его тематику и проблематику Прочтите приведенные ниже утверждения. До просмотра видео попробуйте определить, какие из них верны, а какие нет Ознакомьтесь с заголовком видеофильма/ вопросами и утверждениями к тексту видео и запишите: а) что вы уже знаете по данной теме; б) что бы вы хотели узнать Посмотрите на список новых слов, которые встретятся в этом видеофильме. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в этом тексте
14 Типы заданий: 2. Краткое изложение учителем основного содержания текста: -Заинтересовать -Предвосхитить трудности языкового, речевого и социокультурного характера -Снятие этих трудностей (объяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным)
15 Типы заданий: 3. Предварительное исследование или проектная работа. Просмотром можно завершать цикл уроков. Учащиеся предварительно изучают данную проблему: читают тексты, обсуждают проблемы по тематике НО! При просмотре видео необходимо, чтобы сюжет открывал новые перспективы видения данной темы (элемент новизны)
16 2. Текстовый этап Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения
17 Типы заданий: 1.На поиск языковой информации (лексики, грамматики, фонетики). -Просмотрите видеофрагмент и: 1)Подберите английские эквиваленты к следующим русским словам и выражениям; 2)Подберите русские эквиваленты к следующим английским словам и выражениям; 3)Заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями; 4)Запишите все прилагательные. Которые употреблялись в видеосюжете со словом «дорога» (все глаголы, которые употреблялись с существительным «продукты» и т.д.); 5)Запишите глаголы в той грам.форме, в которой они употреблялись в тексте; 6)С какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте; 7)В приведенном ниже списке синонимичных выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в тексте видео
18 Типы заданий: 2. На развитие рецептивных умений: -Поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра) -Определение верных/ неверных утверждений -Выстраивание частей текста в логической последовательности -Установление причинно-следственных связей
19 Типы заданий: 3. На развитие навыков говорения: Монологическая речь -Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данном случае просят ОПИСАТЬ (внешность героев, место событий, характер взаимоотношений и т.д.) -Использование кнопки ПАУЗА. В данном случае просят высказать предположение о дальнейшем ходе событий -Воспроизведение увиденного в форме рассказа, сообщения и т.д.
20 Типы заданий: 3. На развитие навыков говорения Диалогическая речь -Выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста -На развитие социокультурных умений – установление межкультурных сопоставлений и расхождений (опоры!)
21 3. Послетекстовый этап Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
22 Типы заданий: Проектная работа (подготовка аналогичных видеосюжетов самостоятельно – видеоэкскурсия по городу/селу/школе; рассказ о своей семье; и т.д.) Ролевые игры ( в основе которых – сюжет или ситуации видеофильма)
23 Использование музыки на занятиях ИЯ Под словом «музыка» будем понимать: -Просто музыка -Пение -Видеоклипы -Вербальная информация из мира музыкальной индустрии (статьи, рецензии, интервью, реклама, фрагменты теле- и радиопередач о мире музыки) -Невербальная информация (фотографии музыкантов, композиторов, ансамблей; муузыкальных инструментов; интерьеров студий и концертных залов и т.д.)
24 Почему надо использовать музыку на уроках ИЯ Средство расширения гуманитарных знаний, развития эмоционально-чувственного восприятия мира Морально-ценностный ориентир Формирование ощущений, представлений
25 Использование инструментальной музыки Создать определенное настроение и атмосферу общения Задать темп выполнения задания Снять напряжение Обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой Способствовать созданию учебной ситуации с помощью невербальных информационных опор Добавить национальный колорит в ситуацию общения Обеспечить направленную рефлексию, в том числе и дисциплинарного характера Задействовать воображение, эмоции, формировать ощущения и способствовать их вербальному выражению Расширить спектр страноведческих и социокультурных знаний
26 Использование песен Система работы с песней во многом схожа с системой работы над текстом Препятствием может стать текст, который -примитивен по содержанию -пропагандирует жестокость, насилие, секс и другие нежелательные идеи -содержит жаргонизмы и не соответствует языковым нормам Но есть песни, в которых текст -имеет большой информационный запас о культуре и истории страны/ города -интересен в плане идей и дает почву для дискуссий -лиричен, хорошо ложится на музыку и легко запоминается -является самоценным языковым и речевым произведением, насыщенным интересной лексикой, разнообразными грамматическими структурами, образными выражениями и т.д.
27 Использование музыкальных видеоклипов Логика использования видеоклипов схожа с логикой использования видеофильмов Обратите внимание на: -использование видео без звука, с заданием на одновременное соотнесение видеоряда с текстом ряда предложенных песен или прогнозирование тематики и содержания -использование быстрой/ обратной перемотки, приема сканирования -использование паузы, с прогнозированием последующего текста Важно правильно выбрать видеоклип!
28 Использование пословиц на занятиях ИЯ Пословицы – образцы народной мудрости В сжатой и лаконичной форме в них передается коллективный опыт, накопленный несколькими поколениями людей Стилистические приемы, используемые в пословицах: 1.Ритм и размер 2.Повторы, придающие простоту и сбалансированность форме 3.Краткость и лаконичность 4.Метафоричность
29 Языковые сложности при использовании пословиц Многие пословицы содержат слова и понятия, сложные для запоминания (zeal, wrath, thee, thy) Фонетические особенности прочтения отдельных слов (We write Manchester and read Liverpool) Грамматические особенности (страдательный залог, инверсия, конверсия, использование различных частей речи и в функции подлежащего, и в функции сказуемого, и в функции дополнения или обстоятельства: Dont trouble trouble until trouble troubles you; Every why has a therefore)
30 речевые сложности при использовании пословиц Часто идентичные пословицы имеют незначительные расхождения в выборе слов: Art is long, life is short – Жизнь коротка, искусство вечно Never say die – Никогда не говори никогда Poverty is no sin – бедность не порок Rome was not built in a day – Москва не сразу строилась Расхождение фоновой информации: Birds of feather flock together (отрицательная коннотация) Рыбак рыбака видит издалека (положительная и отрицательная коннотация) Do not put new wine into old bottles – не надо соединять несоединимые вещи
31 Использование пословиц на уроках ИЯ Развитие языковых навыков: -При формировании лексических навыков -При формировании грамматических навыков Пример задания: -Найдите лишние слова в приведенных пословицах и вычеркните их. -Из списка разрозненных слов восстановите текст пословиц. Отдельные слова могут оказаться лишними. -Найдите пословицы, в которых допущены неточности перевода. Исправьте текст пословиц. Напишите ту же пословицу на другом языке.
32 использование пословиц на уроках ИЯ Развитие и контроль умений аудировать и чтения: -соедините схожие по смыслу тексты пословиц; -Соедините пословицы в антонимические пары; -Прочтите пословицы. Прослушайте тексты с разъяснением их смысла и значения. Соедините тексты пословиц и соответсвующих им пояснений.
33 использование пословиц на уроках ИЯ Развитие умений говорения и письма: -Прочтите пословицы. Сократите их текст, выбрав любую из предложенных ниже стратегий: -По возможности уберите определения, местоимения, однородные члены, повторы, служебные слова; -Начните текст с императивного запрета/ совета; -Используйте телеграфный стиль -Прочтите пословицы, расширьте каждую из них, использовав одну из перечисленных стратегий: -Введите однородные члены предложения; -Добавьте уточняющие слова; -Расширьте текст за счет придаточных предложений (в начале или конце)
34 использование пословиц на уроках ИЯ Развитие умений говорения и письма: - Измените текст пословицы на иной функциональный тип текста: газетный заголовок, рекламный лозунг, стихотворение и т.д. Для этого можно – -Разбить пословицу на несколько отрывков и трансформировать их в лозунг -Добавить вводные предложения перед всей пословицей или перед каждым из выделенных отрывков -Изменить отдельные слова в исходной пословице -Прочтите пословицы. Определите, в каких ситуациях они могут служить предостережением или советом. Опишите данную ситуацию. -Разыграйте диалог с использованием как минимум 3-4 пословиц
35 Использование диктантов на занятиях ИЯ Традиционные диктанты носят формальный характер (правописание и пунктуация) Их надо сразу проверять Надо организовывать работу над ошибками, а затем снова проверять Ошибки в диктантах не дают реального представления об умениях письменной речи
36 диктант VS диктовка Диктовка – любые формы записи с голоса, которые не предполагают самостоятельных умственных действий (правильность орфографии и пунктуации!) -Все учащиеся записывают один и тот же текст -Содержанием являются словарные слова, или отдельные предложения, или связные тексты -Исходный текст записывается без изменений, а все остальные задания по тексту выполняются после формальной записи -Текст диктует учитель, используя следующую схему: сначала читается весь текст в нормальном темпе, затем с паузами диктуются отдельные смысловые куски, затем весь текст читается снова целиком для проверки -Проверяет правильность выполнения учитель, редко сами ученики с опорой или без опоры на исходный текст
37 диктант VS диктовка Диктант – различные формы звучащей речи, в процессе которой учащиеся должны производить те или иные трансформации исходного текста, направленные на его восстановление, реконструкцию, расширение, сужение, видоизменение, что предполагает наличие фоновых и предметных знаний, стимулирует речемыслительную активность и самостоятельность.
38 диктант VS диктовка Отличительные особенности диктанта: Все учащиеся могут записывать один и тот же текст, но отдельные группы или отдельные учащиеся могут записывать разные фрагменты в соответствии с особым заданием по видоизменению исходного текста Содержанием диктантов могут быть отдельные слова, словосочетания, отдельные предложения и связные тексты, в том числе тексты песен, интервью и т.д. Основное внимание не механическому фиксированию звучащего текста, а выполнению мыслительных операций (записыванию верной, неверной, запрашиваемой информации и т.д.) В роли составителей текстов могут выступать разные люди, в том числе и сами учащиеся Трансформации могут производится как в процессе записи, так и после фиксации текста Текст может звучать как в исполнении учителя, авторов, так и самих учащихся, а аудиозаписи Проверять может учитель, но чаще это делают сами учащиеся в режиме парной, групповой или фронтальной работы
39 диктант VS диктовка Диктовка достаточно популярна среди учителей и учащихся – эффективное средство развития, контроля и самоконтроля языковых и речевых навыков и умений Диктовки обеспечивают высокую активность всех учащихся Диктовки позволяют слабого или молодого учителя чувствовать себя увереннее Диктанты служат не только для развития и контроля собственно лингвистических, но и более сложных речемыслительных способностей, основанных на рефлексии, на комплексном использовании рецептивных и продуктивных навыков и умений устной и письменной речи Диктанты – стимул к осмысленному интерактивному общению
40 Использование изобразительной наглядности Принцип наглядности – один из базовых в методике Использование изобразительной наглядности может: -Дать необходимую фоновую информацию -Привнести в учебный процесс элемент другой реальности -Создать аутентичную ситуацию для общения (отгадать, что изображено; восстановить изображение; выявить общее и отличное в схожих изображениях) -Обеспечить развитие языковой догадки -Дать содержательно-смысловую основу для общения -Спровоцировать столкновение мнений -Мотивировать учащихся к активному использованию ранее полученной информации
41 В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 1.Простота подготовки, организации и проведения задания -Все материалы имеются в наличии в УМК или картотеке, их можно легко достать или сделать -В учебном заведении есть копировальная техника или учитель может сам размножить нужное количество копий для эффективного выполнения задания на уроке -Учитель владеет приемами поддержания дисциплины в процессе проектной/ творческой/ парной/ групповой работы на уроке
42 В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 2. Смысловая значимость задания. -Задание с использованием наглядности интересно самому учителю -Интересно учащимся -Задание выходит за рамки тривиальной механической отработки языкового или речевого материала -Задание связано с реальным контекстом использования языка в жизни -Задание развивает не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности -Задание имеет эффект неожиданности и новизны -Задание служит для восполнения недостающей информации
43 В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ оправданно? 3. Учебная оправданность задания. -Предлагаемые задания адекватны уровню языковой, речевой и социальной компетенции учащихся -Необходимо учитывать тематику общения.
44 Типы изобразительной наглядности Различные виды живописи Фотографии Иллюстрации из газет и журналов Рисунки Коллажи Плакаты Схемы Постеры Видеоматериалы Компьютерная графика
45 Систематизация и побор изобразительных материалов Тематический принцип По типу изображений (изображения отдельных людей, предметов, сказочных персонажей и животных; бытовые и жанровые сценки; пейзажи без зданий и людей, изображения отдельных мест, сложные изображения, перегруженные информационными деталями; карты. Схемы, знаки-символы; абстрактные изображения) По формату бумаги
46 Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 1.Формирование языковых навыков: -Аудирование со зрительной опорой на наглядность (семантизация новых слов и грамматических структур) -Игры на отгадывание с использованием одной картинки (отработка новых слов и грамматических структур) -Зрительные диктанты, т.е. запоминание с последующим называнием или записыванием увиденного (отработка новых слов и грамматических структур)
47 Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 2. Формирование рецептивных речевых умений с использованием наглядности: -Определение лишнего изображения в ряду -Аудирование/чтение, задание на установление множественного соответствия (multiple matching) -Аудирование/ чтение, задание на выстраивание информации в логической последовательности (sequencing)
48 Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 3. Формирование продуктивных речевых умений с использованием наглядности: -Монолог-рассуждение -Письменный текст-описание или устный монолог- описание с одновременным аудированем -Диалог-расспрос -Монолог-сравнение -Мозговой штурм, монолог-убеждение -рассказ
49 Задания на развитие иноязычной коммуникативной компетенции с использованием изобразительной наглядности 4. Формирование социокультурных и гуманитарно-филологических знаний и умений с использованием изобразительной наглядности: -Соотнесение портретов известных людей с их именами -Группировка изображений по историческому принципу -Группировка по страноведческому принципу -Проведение заочных экскурсий -Комментирование художественных полотен с представлением краткой информации о художнике -Составление статей и очерков
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.