Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлавдия Нистратова
1 Выполнила ученица 9 «А» класса Горобец Анастасия
2 Ипатьевский монастырь живописно располагается на месте слияния рек Костромы и Волги. О времени его возникновения говорить сложно, предположительно это XIII век, но первое упоминание в летописи относится к 1435 году, здесь был заключен мир между московским князем Василием Темным и галицким князем Василием Косым, враждовавшими между собой.
3 Ансамбль Ипатьевского монастыря складывался в основном в XVI-XVII веках, но подвергался значительным дальнейшим перестройкам и дополнениям. Всю территорию можно поделить на 2 части: Старый и Новый город. Старый город гг. постройки - это территория, обнесенная стенами, построенными в форме неправильного пятиугольника на средства Годуновых; Новый город гг. – прилегающая территория, обнесенная каменной стеной, почти квадратная в плане, построенная на средства Романовых. Над западными воротами новой стены вознеслась мощная башня, увенчанная шатром из зеленой черепицы, отсюда ее название Зеленая башня. Уже в XIX веке на восточной стене по проекту К.А.Тона симметрично Зеленой башне была сооружена церковь Хрисанфа и Дарьи ( гг.) в господствовавшем тогда русско-византийском стиле.
4 Архитектурным центром Ипатьевского монастыря служит пятиглавый Троицкий собор с золотыми куполами. Первый каменный храм на этом месте был возведен в 1590 году, от него остались лишь трое медных врат, створы которых покрыты росписью в технике огневого золочения, сделанных по заказу Д.И.Годунова. Сам собор в 1649 году рухнул от взрыва пороха, хранившегося в его подвалах. В гг. был возведен новый храм, в 1685 году он был расписан фресками артелью Гурия Никитина и Силы Савина. Эти стенописи считаются одними из лучших памятников русского искусства XVII века и вершиной творчества Гурия Никитина. Некоторые росписи были «исправлены» в XX веке, первоначальные фрагменты фресок сохранились на западной стене, портале, простенках и столбах.
5 Необычайно интересен резной позолоченный многоярусный иконостас собора, выполненный артелью П.Золотарева и М.Быкова в гг. В иконостасе сохранились иконы XVII-XVIII веков.
6 Иконостас Троицкого собора воплощает в себе многовековую историю строительства Ипатьевского монастыря и судьбы его ктиторов. Первый каменный собор Ипатьевского монастыря был выстроен в годах на средства бояр Годуновых. Иконостас годуновского времени, представление о котором дает монастырская опись 1612 года, был своего рода хранилищем их иконных вкладов. Под чиновыми иконами располагалось три полицы с пядничными иконами «годуновского деянья». Всего иконостас состоял из четырех ярусов: местного ряда, деисусного, в котором находилось тринадцать икон «18 пядей высотою», праздничного (шестнадцать икон) и пророческого (тринадцать икон) ярусов. В 1591 году Дмитрий Иванович Годунов «обложил серебром», то есть басмой, «деисус, праздники и пророки». Упомянуты и царские врата: «...двери царские кованые и сень и столбы резаны о троих столбцах и навожены золотом».
7 Важно заметить, что монастырь был серьезной оборонительной крепостью на подступах к Костроме. В конце XVI века длина стен превышала 500 м, толщина – 3 м, высота – 6м (позже ее достроили до 11 м, следы этих изменений хорошо видны на южной стене). Вокруг были насыпные земляные валы и рвы, вдоль стен шел крытый боевой ход, для хранения пороха была сооружена Пороховая башня, а в Водяной был устроен потайной выход к реке, что обеспечивало монастырь водой даже во время осады. На территории Нового города в советское время располагался музей деревянного зодчества, куда свозились памятники деревянной архитектуры. Самый знаменитый памятник, Спасо-Преображенская церковь XVII века уже в наши дни сгорела, но уникальнейшая древняя церковь Собора Богородицы 1552 года сохранена и находится в музее деревянного зодчества рядом с монастырем.
8 Монастырь основан в середине XV в. старцем Никитой, родственником, учеником и последователем преподобного Сергия Радонежского.
9 В 1559 г. началось строительства Богоявленского собора - первого каменного сооружения Костромы. В период Смуты монастырь был захвачен поляками и разграблен. В последующее время монастырь был восстановлен, возобновилось каменное строительство, но собор утратил свой первоначальный облик, оброс новыми постройками и стал частью нового собора. Сейчас Богоявленский собор состоит из двух частей: красной церкви с темными куполами XVI в. и белый собор XIX в., внутри которого справа от иконостаса находится чудотворная икона Феодоровской Богоматери XIII в., с которой связаны многие чудеса и предания.
10 Главной святыней Богоявленского монастыря является икона Богоматери Федоровской XIII в. Это самое древнее произведение иконописи Костромы и издавна почитается как защитница города. Икона "Богоматерь Федоровская" была написана, вероятно, около 1239 года по распоряжению великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича и является копией знаменитой византийской иконы XII в. "Богоматерь Владимирская".
11 В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола Иоанна Богослова освящена 8 мая 1610 года Патриархом Гермогеном (не сохранилась). В годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась). В годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. Башня XVII века, превращённая в XIX веке в монастырскую колокольню
12 В настоящее время здесь резиденция нынешнего архиепископа Костромского, семинария, мастерские по изготовлению церковной одежды, икон и типография для печатания газеты.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.