Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктория Чурина
3 С самых ранних времен, когда люди еще жили в пещерах, охотились на мамонтов и одевались в шкуры, они начали задумываться над тем, как устроен окружающий их мир природы. Они нуждались в знании о природе, чтобы наиболее удобно приспособиться к ней, предугадать те явления, которые грозили им бедами или, наоборот, от которых следовало ожидать чего-то хорошего. Так в племенах появлялись мудрецы, которые умели наблюдать за природой, умели сопоставлять различные явления и делать разумные предсказания. Такой человек носил звание прорицатель дождя. Именно о дожде люди хотели знать больше всего, потому что дождь избавлял от засухи, которая могла погубить урожай, или принести наводнение. Вот такой человек и был первым первобытным ученым.
4 Находились и другие любознательные люди, которые обнаружили, что из камней, которые мы сейчас называем рудой, можно выплавлять металл. Так научились получать сначала бронзу, а потом железо. Так эти периоды первобытного общества и называются - бронзовый и железный век. Из металлов первобытные люди стали делать орудия труда и охоты: наконечники копий, топоры, ножи, мотыги, иглы и др. Как видите, появившаяся уже в далекой древности наука значительно облегчила существование людей и развивала их разум и способности в овладении суровой природой.
5 Уже во времена древнего мира, когда люди стали жить не в племенах, а в больших сообществах, в государствах, появились ученые, называвшиеся жрецами. Жрецы сделали очень многое для понимания окружавшего мира. Они поняли, что в природе есть не только череда каких-то явлений, но что эти явления подчиняются неким общим правилам, законам природы, которые следует изучить и понять, чтобы правильно предсказывать. Вот тогда-то и зародилось то, что мы называем наукой.
6 Жрецы научились считать время. Был изобретен календарь, сначала лунный, потом солнечный. К определенным датам календаря были приурочены сев сельскохозяйственных культур, их жатва и сбор плодов. С определенными датами были связаны и праздники. Для правильного раздела плодородной земли понадобились особые знания. Так зародилась геометрия. В торговых делах, которые в те времена начали активно развиваться, был очень важен счет товара, его цена и общая стоимость. И здесь понадобилась арифметика.
7 Особенно много сделали для науки ученые Древней Греции: Пифагор, Платон, Аристотель. Они уже не были жрецами, как египетские или шумерские жрецы. Науку они представляли как систему знаний, связанных в нечто целое. Древнегреческие ученые создавали школы, в которых они объединялись и совместно думали об интересующих их проблемах. Эти школы были прообразом наших нынешних научных институтов и университетов. О том, как много сделали древние греки в науке, говорит тот факт, что многие науки до сих пор носят греческие названия: геометрия, арифметика, алгебра, геология, философия, физика, астрономия и др. Самое важное, что открыли греки, - это то, что явления природы подчиняются математическим законам, законам чисел. Оказалось, что любое явление можно описать математической формулой, и, пользуясь этой формулой, предсказывать поведение этого явления.
8 Но греки преуспели не только в естественных науках, но и в гуманитарных. В стихосложении они ввели правила ритмов: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. В музыке они ввели такие понятия, как ноты, октавы, аккорды. Они узнали, что благозвучие в музыке достигается, если звуковые частоты, т.е. ноты, являются кратными друг другу и подчиняются математической зависимости, называемой гармоническим рядом. Вы знаете, что на грифе гитары нанесены полоски. Расстояния между ними вычисляются согласно гармоническому ряду. В архитектуре древние греки установили правило золотого сечения, т.е. пропорции между элементами архитектурного сооружения, при которой здание воспринимается как красивое. Как выразился наш поэт Пушкин, они поверили алгеброй гармонию.
9 Дальнейший прогресс науки был связан с развитием европейской цивилизации. Он продолжается до сих пор. Наибольшие успехи были достигнуты в естественных науках. И именно наука была источником, питающим то, что мы называем научно-техническим прогрессом. Благодаря механике, появилась возможность создавать сложные механические устройства, облегчавшие труд людей. Самым древними изобретениями человечества являются колесо и рычаг. Знания механики позволили применить эти изобретения в самых разных устройствах. Была изобретена резьба, болты и гайки, различные зубчатые колеса, шарниры и пр. Много позже появились самолеты, вертолеты, спутники. И все благодаря знанию механики.
10 Человеку потребовались и новые источники энергии. Чтобы заменить мускульную силу на более мощную, потребовалось создание тепловых машин, работающих на энергии сжатого пара, а потом на энергии взрыва (двигатели внутреннего сгорания). Здесь во многом помогла наука, называемая термодинамикой.
11 Возникла наука химия. С ее помощью люди научились превращать одни вещества в другие, которые обладали нужными свойствами. Они узнали, что есть разные виды веществ: кислоты, щелочи, соли и др. Они узнали, что все, что нас окружает, состоит из отдельных химических элементов, которых в природе насчитывается всего около сотни. И различное сочетание этих элементов образует бесконечное разнообразие веществ. Химией ученые занимались еще в средние века. Например, алхимики (так их называли) пытались получить искусственным путем золото, но безуспешно. Только в наши дни эта задача была решена.
12 В середине 19-го века ученые заинтересовались таким явлением природы как электричество. Все началось с того, что люди заметили, что при трении некоторых предметов один об другой эти предметы начинают притягиваться друг к другу. Исследованием этого явления занялся английский физик Фарадей, который исследовал это явление и установил законы, которым оно следовало. И уже во второй половине 19-го века были созданы электрические машины, исполняющие механическую работу и производящие электроэнергию, нагревательные приборы и источники света. А потом, уже в наше время, в ХХ веке появились такие изобретения как телефон, радио, телевизор, компьютер. Без этих вещей мы уже и не представляем нашу жизнь.
13 Сейчас мы присутствуем при новой революции в научно-техническом прогрессе - создании системы связи, с помощью которой мы можем общаться с любым человеком на Земле, иметь доступ к любым источникам информации и знаний. Может создаться впечатление, что наука только и предназначена для того, чтобы облегчить людям жизнь, сделать их все более и более могущественными. Но это только одна сторона науки. Человек такое существо, что знания ему нужны не только для пользы, но и для того, чтобы познать окружающий его мир, потому что это ему интересно. Давно сказано: не хлебом единым жив человек. Его разум пытается постичь суть вещей, узнать тайну возникновения жизни на Земле, заглянуть в далекие космические миры, пусть даже это и не принесет ему практической пользы именно сейчас. Великий английский ученый Исаак Ньютон говорил так: есть науки плодоносные и есть науки светоносные.
14 2011 год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.